Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Воздушный шар. Пролетая над Россией.

12 июля наш знаменитый вечный путешественник священник Федор Конюхов начал полет вокруг света на воздушном шаре. В честь этого события небольшая серия постов о том, как всё начиналось. т.е. об истории воздушных шаров.
Часть 1
Воздушный шар. Полеты во сне и на яву.


speedpaint__40_by_sylar113-d8awmko.jpg

В русскую историю освоения воздушного пространства вписано событие произошедшее в Рязани в 1731 году. Уникальное издание «О воздушном летании на Руси с 906 лета по Р.Х.» повествует: «…подьячий нерецтец крякнутой Фурвин зделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел на неё, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку чем звоня, и остался ако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву и хотели закопать живого в земле или сжечь».
Но, к сожалению, в XX веке было выяснено, что факт этого полёта - чистой воды мистификация ( в которую многие верят и сейчас)

Первым официально зарегистрированным полетом человека в России был полет француза.

André-Jacques_Garnerin_by_Edward_Hawke_Locker_1802.jpg

Андре-Жак Гарнерен (французское имя - Andre-Jacques Garnerin) -известный французский воздухоплаватель и первый в мире парашютист. В 1793 году, после того как он стал техническим инспектором французской армии, Андре-Жак стал активно заниматься возможностями технической реализации использования воздушных шаров в военных целях. Его парашют из белого шелка в форме зонтика имел диаметр около 7 м. Во время боевых действий был схвачен англичанами и провел два года в плену. По возвращении во Францию он стал совершать высотные полеты на воздушном шаре и 22 октября 1797 года совершил первый в истории человека прыжок с парашютом с воздушного шара, спрыгнув с высоты около 1 км над одним из парков Парижа.

120053033_31_yanvarya_1769_goda_rodilsya__AndreZHak_Garnerenpost13108129643123527.jpg
Monsieur and Madame Garnerin


Продолжая свои демонстрационные полеты по городам Европы, в 1803 г. Гарнерен добрался до России, где выступал перед публикой, демонстрируя полеты на аэростате и прыжки с парашютом. Проделывал он это вместе со своей женой Жанной-Женевьевой Лябросс. Подъем теплового аэростата происходил в присутствии царской четы и большого количества зрителей. Полет успешно закончился возле Малой Охты в лесу.

air-balloon-ascension-of-madame-garnerin-march-28-1802-1024x856.jpg
Мадам Гарнерен в полёте 28 марта 1802 года


Русские военные тут же заимели определенные намерения по применению воздушных шаров, поэтому во втором полете 18 июля в Петербурге совместно с Гарнереном летит не его супруга, а русский генерал Сергей Лаврентьевич Львов.
Один из таких "аттракционов" был описан Ф.Булгариным. Кстати, Ф.В.Булгарин стал одним из зачинателей жанра научной фантастики в России. Им написана повесть "Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в двадцать девятом веке" (опубликована в журнале "Наука и жизнь", № 8, 2005).
Среди прочего Булгарин описывает будущие воздушно-десантные войска: "Не могу выразить чувствования, объявшего мою военную душу, при виде двухсот огромных аэростатов с плашкотами, выстроенными в одну линию на земле. Пред каждым стояло по сто человек солдат, вооруженных духовными ружьями со штыками. По первому сигналу люди взошли на плашкоты, по второму зажгли огонь в паровых машинах, а по третьему музыка заиграла военный марш, развились разноцветные флаги, и аэростаты поднялись на воздух. Сперва они пролетели значительное пространство в одну линию, потом разделились на плутонги и начали делать различные повороты. Ничто не может сравниться с величием и прелестью этой картины: я был в восхищении, но вскоре мой восторг превратился в ужас. По данному сигналу из духовой пушки с аэростата главного начальника воздушной эскадры вдруг солдаты бросились опрометью на землю с неизмеримой высоты. Я обмер от страха, но вскоре пришел в себя, увидев распускающиеся в воздухе парашюты, которые, плавно опускаясь в различных направлениях, представили взорам моим другого рода прелестное зрелище. Солдаты, коснувшись земли, выпутались проворно из сеток, свернули парашюты и, привязав их как ранцы к спине, немедленно построились и начали производить пешие маневры."

Early_flight_Garnerin.jpg


“Честь первым считаться русским воздухоплавателем принадлежит штаб–лекарю Кашинскому” написал в своих воспоминаниях известный воздухоплаватель Робертсон.
6 октября 1805 года на территории Нескучного сада произошёл первый в истории России полёт на воздушном шаре.
Аэростат был создан по проекту и на деньги штабс-доктора Лефортовского госпиталя Ивана Григорьевича Кашинского (1772-1846). Отдельные попытки взлететь с последующим падением были в России и до него, однако именно Кашинский, став первым человеком в России, самостоятельно поднявшимся в небо с помощью летательного аппарата, удостоился чести войти в историю как первый русский воздухоплаватель.

4596726a7767d6b40027fe86f9a.jpg


Действительно, в начале XIX столетия Кашинский сам изготавливал небольшие монгольфьеры и демонстрировал их подъемы в Москве. Новатор по основному своему роду деятельности был штаб-лекарем Лефортовского госпиталя. Запуск летательных аппаратов стал для него неплохой подработкой. Билеты на подобное зрелище стоили недёшево – до 5 рублей серебром. Предприимчивый лекарь, быстро сообразив, что «реклама – двигатель торговли», щедро информировал население о себе через газеты и афиши:

«… имеет честь известить, что он предпринимает на своём гродетуровом великолепном аэростате воздушное путешествие… в Нескучном саду…Поднявшись в 5 часов пополудни, на весьма великую высоту на воздух, … сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы. Первый сей опыт русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек, а потому льстит себя надеждою, что знатные и просвещенные Патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрят его своим присутствием, для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям».

Интересно, что в объявлении русский воздухоплаватель указывает, что его новаторства стоили ему значительных средств, и он надеется, что состоятельные соотечественники, ранее благоволившие воздухоплавателям-иностранцам, повернутся в его сторону и предпочтут "шоу" соотечественника аналогичным программам иностранцев.
Тем не менее, вскоре Кашинский объявил, что его опыты не были материально поддержаны, и вернулся к специальности врача.


В декабре 1880 года был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества, созданный по инициативе Д. И. Менделеева. Отдел занимался метеонаблюдениями с использованием воздушных шаров."

205741_900.jpg
Д.И.Менделеев в мантии доктора права Эдинбургского университета.


Менделеев посвятил свою жизнь химии, изучая свойства газов и жидкостей, но только в привязке к практической деятельности, в том числе к кораблестроению и воздухоплаванию. Учёный считал, что «профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьёт их живое стремление».
Воздухоплаванию он посвятил несколько лет своей жизни, и связано это было с желанием изучить верхние слои атмосферы, где, по мнению Менделеева, «надобно искать зародыш всех погодных изменений, в погоде совершающихся».

Менделеева так захватила идея подняться выше англичанина, что он на некоторое время оставил все другие занятия и посвятил себя воздухоплаванию. В 1875 году он представил проект воздушного шара для полётов в стратосферу, но большинство учёных сочли такой полёт невозможным, и денег на осуществление проекта Менделееву найти не удалось. Интересно, что первый полёт в стратосферу был совершён в 1924 году на шаре, который во многом напоминал проект Менделеева

Henry_Gifford_balloon_3a30765.jpg
Большой привязной аэростат А. Жиффара, на котором Д. И. Менделеев поднимался в 1878 году в Париже.


В августе 1887 года весь мир с замиранием сердца ожидал полного солнечного затмения, которое можно было увидеть от Германии до восточных берегов России. Менделеев в это время отдыхал в своём маленьком имении в 18 вёрстах от Клина (Московская губерния), занимаясь сельскохозяйственными опытами. Внезапно из Петербурга пришла телеграмма, в которой Императорское Русское техническое общество приглашало Менделеева как учёного, давно посвятившего себя вопросам воздухоплавания, подняться на воздушном шаре и совершить научные наблюдения за солнечным затмением. Думал 53-летний химик недолго.

10942_resized.jpg
Репродукция картины «Менделеев на воздушном шаре во время солнечного затмения». 1960 год. Автор — доктор технических наук, профессор Георгий Покровский.


Нужно отметить, что в России того времени полёты на аэростатах были огромной редкостью, и именно поэтому полёт Менделеева вызвал такой интерес: в поездах, уходящих из Москвы к месту полёта в Тверской губернии, невозможно было найти свободное место, а наблюдать за стартом собралась толпа в несколько тысяч человек.
«Ждали Менделеева, — рассказывал журналист и писатель Владимир Гиляровский. — В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой человек. Это был профессор». Менделеев в коричневом пальто и охотничьих сапогах неумело влез в корзину шара, где его уже ждал поручик Кованько, который должен был управлять аэростатом.

00173.jpg
Полет Д.И.Менделеева на воздушном шаре в Клину.


И в этот момент выяснилось, что полёт невозможен: утренний дождь намочил аэростат, и тот не мог поднять в воздух двух человек. Меж тем до солнечного затмения оставались считанные минуты. Зрители видели, что Менделеев что-то сказал поручику, и тот вылез из корзины, вкратце объяснив профессору, как управлять аэростатом. После этого шар отвязали, и он начал подниматься. Менделеев выкинул из корзины табурет, на котором предполагалось сидеть, и начал руками выбрасывать отсыревший балласт из песка. Вскоре воздушный шар скрылся из виду в низкой облачности.

После того, как Менделеев поднялся в воздух в одиночку, наступила темнота, и это, по воспоминаниям Гиляровского, удручающе подействовало на всех. Вскоре журналисты в Клину получили анонимную телеграмму «Шар видели — Менделеева нет», что вызвало панику.

Mendeleev_Aerostatl_1887.jpg
Воздушный шар «Русский», на котором Д. И. Менделеев 7 августа 1887 года совершил полёт для наблюдения полного солнечного затмения.


В дневнике Менделеева первая запись была сделана в 6 ч 55 м, через 20 минут после взлёта. Учёный отметил температуру 1,2 градуса по Цельсию, показатель давления и записал: «Пахнет газом [шар был наполнен водородом — прим. ред.]. Сверху облака. Ясно кругом (то есть в уровне аэростата). Облако скрыло солнце. Уже три версты. Подожду самоопускания». Аэростат так и не смог подняться на ту высоту, которую требовали условия эксперимента (максимальный «потолок» полёта составил 3,8 км): солнце частично заслоняли облака. Впрочем, Менделееву всё-таки удалось провести некоторые наблюдения за солнечной короной. Когда настало время снижаться, выяснилось, что клапан, отвечающий за снижение аэростата,, неисправен. Меделееву удалось починить его, и примерно в 9 часов вечера шар пошёл вниз.

За время полёта шар покрыл расстояние около 100 километров и приземлился в районе деревни Спас-Угол между Калязином и Переславлем-Залесским. По иронии судьбы, имение это принадлежало писателю — сатирику М. Е. Салтыкову-Щедрину. Сев на поезд в Клину, Менделеев добрался до Москвы, где его встретили журналисты. За этот полёт учёному была вручена медаль Академии аэростатической метеорологии.

bfb2405b55eec3fb555007998269eaca.jpg
Медаль Академии аэростатической метеорологии, которой Д. И. Менделеев был награждён за свой полёт на аэростате «Русский» 7 августа 1887 года.


20090204093625 (320x352, 32Kb)
Позже он так вспоминал о том, что побудило его совершить опасный эксперимент: «...Немалую роль в моём решении играло... то соображение, что о нас, профессорах и вообще учёных, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик для того, чтобы делать дело, а иначе у нас всё из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может, справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка».
В Московском политехническом Музее выставлена корзина воздушного шара, на котором великий химик совершил легендарный полёт.

Полёт Менделеева получил широкую огласку благодаря журналистам (в том числе и Гиляровскому), которые в красках рассказали о нём во всех крупных газетах Российской Империи, а учёный после этого полёта стал известен не только в узких кругах, но и по всей стране.

war-1910g.jpg


Авиация в России начиналась с воздушных шаров. Во время войны с Японией в 1904—1905 гг. русская армия, защищавшая морскую крепость и базу российского военно-морского флота Порт-Артур, применяла воздушные привязные шары для наблюдения за действиями армии противника. Нами приводится зримое свидетельство — фотография форта №6, сделанная из корзины воздушного шара «Санкт-Петербург». Второй шар назывался «Ястреб». Традиция давать летательным аппаратам имена собственные, подобно кораблям военно-морского флота, была широко распространена в России начала прошлого столетия.
в 1904 году в осажденном Порт-Артуре применили привязной аэростат конструкции лейтенанта флота Лаврова, из которого корректировался огонь 12-дюймовых пушек русских броненосцев по японским позициям.

1-й_Восточно-Сибирский_воздухоплавательный_батальон,_Летопись_войны_с_Японией,_1905г.jpg

post-22-1238527484.jpg
Походная фотография Восточно-Сибирского Воздухоплавательного полевого батальона. Воздушный шар "Санкт-Петербург". Порт-Артур, форт №6. 1904 г.

106531884_large_ayerostata_v_PortArtur2.png
Походная фотография Восточно-Сибирского Воздухоплавательного полевого батальона. Аэрофотосъемка с воздушного шара "Санкт-Петербург". Порт-Артур, форт №6. 1904 г.

avia_1.jpg


Но воздушные шары, как правило, были игрушкой в руках капризной воздушной стихии, поэтому конструкторская мысль не стояла на месте, и благодаря соединению двигателя внутреннего сгорания с аэростатами необычной сигаровидной формы родились управляемые воздушные шары — дирижабли.

http://www.aif.ru/society/history/mendeleev_na_voz...vannogo_poleta_velikogo_himika
http://russian7.ru/post/7-russkix-pokoritelej-neba/full/
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/page1588.shtml
http://mosprogulka.ru/info/pervyj_v_istorii_rossii_poljot_na_vozdushnom_share
http://foto.potrebitel.ru/data/4/22/p150twen.shtml

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments