Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Плейлист Ф.М.Достоевского.К 200-летию писателя

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Плейлист Ф.М.Достоевского.К 200-летию писателя

«Искусство есть такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающая её, неразлучна с человеком, без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
Ф.М.Достоевский
200 лет д (393x700, 221Kb)


Достоевский - это целый мир. Конечно, вы знакомы с Достоевским - писателем,возможно, с Достоевским- военным, студентом, семьянином, путешественником.
А знаете ли вы его как меломана? Скорее всего, для многих это - малоизвестная сторона жизни великого русского писателя.

Достоевский и музыка…

плейлист достоевского (604x403, 154Kb)


Музыка была постоянной спутницей Достоевского. Всё детство Фёдора Михайловича сопровождали народные напевы. Ему часто пела няня, а на улице он не мог пройти мимо шарманщиков, чтобы не остановиться и не послушать немудрёную мелодию.

Во время обучения Фёдора Михайловича в Санкт-Петербургском военно-инженерном училище музыка также его сопровождала. В расписании воспитанников учебного заведения были занятия музыкой, в частности, пением. Врач, ботаник и товарищ молодости Достоевского Александр Ризенкампф в своих воспоминаниях писал: «В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 апреля 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную до тех пор цену билета, мы с Фёдором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта».

На одном из таких концертов присутствовали Достоевский, Серов и Стасов. Стасов написал о неизгладимом впечатлении, которое на него и Серова произвел первый концерт Листа:
«Мы клялись один другому, что этот день... отныне и навеки будет нам священен и до самой гробовой доски мы не забудем ни одной его черточки. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своём веку...».

Ференц Лист
«Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор





Фёдор Михайлович нередко посмеивался над своими друзьями, носившими перчатки, шляпы и тросточки а-ля Лист. После одного из концертов в тесноте при выходе из зала у него была оторвана кисточка от шпажного темляка. И с тех пор до самой отставки ходил он без этой кисточки, что, конечно, было замечено многими. Но Фёдор Михайлович равнодушно отвечал, что этот темляк без кисточки ему дорог как память о концертах Листа.

Самым сильным музыкальным впечатлением у писателя было знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой. Оно состоялось в 1849 году. В то время Достоевский был активным участником кружка петрашевцев, куда приходили молодые люди, в том числе начинающие поэты, обсуждали политический строй России, обстановку в стране.

Будучи в Санкт-Петербурге, Глинка пригласил к себе на вечер петрашевцев, среди которых был и Достоевский. Для Фёдора Михайловича это стало потрясающим событием: он смог познакомиться с композитором, которым восхищался и чьи произведения с упоением слушал.
В тот вечер Глинка исполнял Шопена, Глюка, отрывки из «Руслана и Людмилы», фантазию на «Камаринскую», многие свои любимые вещи. По воспоминаниям жены писателя Анны Григорьевны, Достоевский на всю жизнь сохранил воспоминания о том вечере.



Фёдор Михайлович очень любил оперу «Руслан и Людмила». Дочь Любовь Фёдоровна в своих воспоминаниях писала: если отец их водил на оперу, это неизменно была «Руслан и Людмила».
Глинка
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»




Билеты стоили дорого, но Достоевский изыскивал любые возможности сходить в театр и приобщал своих детей к искусству.

Музыка сопровождает писателя и в путешествии по Европе. Чета Достоевских гуляла вечерами перед открытыми эстрадами и слушала произведения Моцарта, Бетховена и других композиторов в исполнении симфонических оркестров.

Моцарт
Опера «Дон Жуан»

Писателю более всего нравилась роль Церлины.

Увертюра



Ария Церлины




Фёдор Михайлович особо выделял увертюру из оперы «Фиделио» Бетховена.
Писатель говорил, что Бетховен создавал гениальные произведения, а увертюра «Фиделио» - это венец творения музыканта.

Бетховен
Опера «Фиделио»

Увертюра




Эмоциональный отклик у Достоевского вызывали и другие произведения. Очень нравился писателю марш Мендельсона, который сейчас мы знаем как свадебный, произведения Джоаккино Россини. Опера «Вильгельм Телль» приводила его в восторг.

Россини
Опера «Вильгельм Телль»

Увертюра(финал)



Ария Вильгельма Телля




Доктор А.Е. Ризенкампф, бывший другом Достоевского, оставил свои воспоминания:
«В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 января 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную цену билетов, мы с Федором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта. Весною 1843 года... во время великого поста Достоевский посещал концерты вновь прибывшего Листа, знаменитого тенора Рубини и кларнетиста Блаза.
Игра Уле Булля покорила Достоевского, вызвала глубокий отклик в душе писателя. Он уходил с концертов замечательного норвежского музыканта потрясенный и взволнованный до слез.

В эти годы в Петербурге давал концерты и скрипач Генрих Эрнст. В его музыке многие искали и находили отклик своим чувствам и переживаниям. Наибольший успех у слушателей имела задушевная Элегия; в петербургских салонах говорили, что Элегия была написана скрипачом после смерти его жены.
Генрих Вильгельм Эрнст
Элегия(Op. 10)





Нежные звуки скрипки будто молили о помощи, в них было столько страстной и глубокой правды, сколько скорби и отчаяния, что многие плакали, слушая музыку Эрнста.

Любовь Федоровна, дочь писателя, рассказывает о музыкальной атмосфере, которая окружала Достоевского:
«... В Петербурге 40-х годов самыми интересными были салоны, в которые допускались только поэты, художники и знаменитые музыканты. Таков был салон князя Одоевского... графа Соллогуба... графов Виельгорских. Все эти господа добивались знакомства с Достоевским, приглашали его к себе и сердечно принимали. Отец мой особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских, в чьем доме звучала превосходная музыка».

Весной 1847 года Достоевский присутствовал на концертах Берлиоза. Исполнялась его драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Наибольшее впечатление на писателя произвела вторая часть «Праздник у Капулетти».

В одном из очерков, опубликованном в «Санкт-Петербургских ведомостях» Достоевский писал об этом:
«Признаюсь, иногда как будто нападает тоска. Похоже на то, когда бы вы, например, шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка, толпа, освещение... вы проходите мимо развлеченный, взволнованный; в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы как будто слышали жизнь, а между тем вы уносите с собой один бледный, бесцветный мотив её, идею, тень, почти ничего. И приходишь, как будто не доверяя чему-то; слышится что-то другое, слышится, что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в берлиозовом бале у Капулетов».

Берлиоз
Драматическая симфония «Ромео и Джульетта»

«Праздник у Капулетти»




С начала 60-х годов писатель сблизился с Серовым, был посетителем его музыкальных вечеров. Сам выступал на литературно-музыкальных вечерах вместе с Рубинштейном.
Музыка звучала и в доме писателя. Его жена, Анна Григорьевна, была пианисткой. А его племянница Мария Александровна Иванова окончила консерваторию по классу Рубинштейна.

Н.Н. Фон-Фохт писал в воспоминаниях:
«Федор Михайлович очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь про себя напевал, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа».

Верди
Опера «Трубадур»

Оперу в 1867 году Достоевский слушал в дрезденском парке, а 9 марта 1875 во время работы над «Подростком», писатель даже наметил произведение о композиторе, но так его и не написал.

Песня Азучены



Речитатив и ария графа ди Луна



Хор Цыган и Ария Азучены из оперы «Трубадур»




*****
Мейербер
Опера «Гугеноты»

Эту оперу Достоевский слушал после возвращения из ссылки.

Каватина пажа Урбана



Ария Маргариты




*****
Беллини
Опера «Норма»

Писатель видел в 1849 году и посещал при возможности. Об этом рассказывает врач и друг Достоевского Степан Дмитриевич Яновский.

Увертюра



Каватина Нормы




200 лет (700x233, 90Kb)

Перголези
Lacrimosa
Исполняла Анна Григорьевна Достоевская. По её словам «Федя высоко ставит «Stabat mater» и всегда с благоговейным чувством слушает этот гимн».




Аmen из «Stabat mater»




«Ох, как тяжело одному знать истину! Я видел её, видел своими глазами... я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей»
Ф.М.Достоевский

https://urok.1sept.ru/articles/412671
https://ok.ru/bibliomaniya/topic/154002263344398

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Дивы в шляпках по-русски. Нина Русланова

    Все-таки прав Владимир Владимирович: Украинцы и русские один народ. Хотя об этом порой так хочется забыть...Но нельзя, да и не получится. Ведь…

  • Cher

    Богиня поп-музыки Шер, американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен является единственным исполнителем в истории…

  • СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА Все, кому известно имя Козьмы Пруткова, знают, что его придумал поэт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments