Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Жертва шоу - бизнеса XIX века. Как композитор Верди почти всю жизнь был «рабом»

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Жертва шоу - бизнеса XIX века. Как композитор Верди почти всю жизнь был «рабом»



Небольшая деревня Ле Ронколле, что ближе к Северу Италии известна на весь мир. Здесь 10 октября 1813 года родился Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Местные жители рассказывают, что случилось это в буквальном смысле под музыку. Традиционное празднование дня покровителя Ле Ронколе святого Доннино растянулось на несколько суток. Оркестр, что играл на улице, было слышно отовсюду.

Таковы были обстоятельства появления на свет композитора, произведения которого до сих пор составляют основной репертуарный фонд оперных театров всего мира и чьё творчество называют одной из вершин оперного искусства всех времён и народов. К этому, пожалуй, следует добавить и тот факт, что Верди в течение своей карьеры умудрился заработать денег больше, чем любой композитор XIX столетия и предшествующих эпох. Впрочем, и потом мало кто достигал таких гонорарных высот.

Да, Джузеппе Верди вполне заслуженно считается великим и даже величайшим. В свете этого очень любят рассказывать о том, как он явился поступать в Миланскую консерваторию. На экзамене ему дали понять, что играть и сочинять он не умеет, а на прощание порекомендовали следующее: «Молодой человек, оставьте мысли о высокой музыке и найдите себе учителя среди площадных или деревенских музыкантов!»

Самое забавное в том, что Верди внял совету. Первый ощутимый по деньгам успех пришёл к нему, когда были выпущены ноты его шести романсов. Низкий жанр, на потребу публике. И тем не менее его заметили.
Сравнение вполне корректное. Когда государство раздроблено и едва управляется, когда процветает коррупция, возникает особый вид шоу-бизнеса. Продюсерский. И в основе его лежит положение: «Продюсер - всё, а музыкант - ничтожество». Знакомо?
Итальянец XIX века Верди попал именно в такие условия. Более того, этот мерзкий механизм именно в его случае один-единственный раз сыграл положительную роль.

Вкусив успеха, Верди заключает контракт с импресарио Бартоломео Мерелли. На три оперы. Первая прошла на ура. Вторая - оглушительный провал. За третью Джузеппе вообще не берётся: «Ожесточённый неудачей, я принял решение больше никогда не сочинять». И возвращает либретто оперы своему импресарио. Тот чуть ли не пинками выставляет его из кабинета и захлопывает дверь: «Ничего не знаю, но чтоб опера была!»

И опера была. Премьерой «Навуходоносора» в 1842 г. началась настоящая карьера Верди.
57 представлений за три месяца - для театра Ла Скала это был рекорд. А для продюсеров того времени - музыкант, на которого надо ставить, пока не поздно.

И началось. Верди нарасхват. Заказы со всех сторон. Иногда приходится писать по три оперы в год и ставить их в один сезон. Чем это оборачивается для композитора, предельно ясно: «Я проклят на то, чтобы непрерывно царапать ноты. Спаси Боже уши всех добрых христиан, которым придётся это слушать! И так будет продолжаться до тех пор, пока я не покончу с этой профессией, которую ненавижу».

Это - Джузеппе Верди? Это он о своих божественных операх? Да, именно. Дело в том, что не все оперы были «божественны». Хватало там и откровенных банальностей, и явной ерунды. Вот как отзывается об этом периоде музыкальный критик Ганс Галь: «Наследие Верди настолько отягчено балластом посредственного и даже убогого, что ничего похожего мы не найдём ни у одного из великих творцов всех времён».
Святая правда. Например, Бетховен и Брамс, Бах и Вагнер могли писать свои произведения, что называется, «в стол». Дать им отлежаться. А потом, быть может, спустя годы, вернуться к ним, доработать и выпустить уже шедеврами.

Верди же такой возможности не имел. Каждая страничка его нот, даже самая неудачная, отправлялась к копиисту, потом к певцу, а потом в типографию.
Режим нон-стоп. Потогонный конвейер... Вот характерный эпизод. Как-то раз Верди занемог.
Однако у него были обязательства по отношению к импресарио Винческо Флауро - нужно было написать оперу «Альзира», «из жизни инков и испанцев».
верди дж (530x700, 430Kb)
Бюст Верди за пределами Театро Массимо в Палермо
Либретто было поганым, настроение и состояние - тоже. Верди высылает импресарио медицинское свидетельство о своей болезни. Ответ прекрасен: «Ваше состояние безобидно. Для лечения нужна лишь пара глотков вермута. Не забывайте, что я когда-то был доктором, но оставил всё это жульничество».
Даже удивительно, как при таком режиме Верди прожил 88 лет и встретил новый, XX век.
Под конец жизни его достали окончательно. Продюсерский шоу-бизнес и музыка для него слились в одно. Нечто очень неприятное и даже страшное. Поэтому старик Джузеппе на своей визитной карточке с гордостью обозначал: «Род занятий - землевладелец». А на вопрос, какое же из своих произведений он считает лучшим, ответил: «Дом, который я построил в Милане для престарелых и безработных музыкантов».


Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском сюжетов, лучше всего отвечающих особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета "ненужных" деталей и "лишних" героев, оставляя лишь богатые драматизмом сцены и кипящих страстью персонажей. До последних дней композитор создавал всё новые шедевры. 26 его опер стали настоящим украшением мировой музыкальной сокровищницы.

Увертюры к "литературным" операм Джузеппе Верди

"Жанна д'Арк" (Giovanna d’Arco, 1845)
по пьесе Фридриха Шиллера "Орлеанская дева"



Ангелы возлагают на юную девушку миссию спасения Франции от англичан, а злые духи обещают счастье на Земле. Жанна колеблется, но увидев короля Франции Карла, без памяти влюбляется в него и позволяет демонам овладеть её сердцем. После победного сражения Карл собирается жениться на девушке, но отец обвиняет Жанну в сговоре с дьяволом и народ требует сжечь её как ведьму.

Сюжет оперы разворачивается вокруг трёх главных действующих лиц: Жанны, её отца Жака и Карла. Особенно важной с драматургической точки зрения является фигура Жака, постоянно совершающего форсирующие события действия. Особенно ярко представлено его превращение из заботливого отца, переживающего за судьбу дочери, в религиозного фанатика, одержимого предрассудками. В письме Чезаре де Санктису от 16 мая 1853 года, композитор указывал: "сильные характеры рождают сильные столкновения и сильное воздействие вызывается естественно". Этой установки он придерживался на протяжении всего творчества. Позднее опера была поставлена на другое либретто - по требованию цензуры из него исчезли намёки на освободительную борьбу, а повествование было перенесено в древнюю Грецию.

"Макбет" (Macbeth, 1847) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира



Сюжет открывается хором ведьм, предсказывающих полководцу Макбету королевский трон. Леди Макбет, движимая злобой и амбициями уговаривает мужа убить короля и занять его место. Четырёхактная опера по мотивам знаменитой трагедии Шекспира впервые была поставлена на сцене в 1847 году, после чего Верди переписал почти всю партитуру - обновлённая опера появилась на сцене только 20 лет спустя и пользовалась даже большей популярностью.

"Риголетто" (Rigoletto, 1851)
по пьесе Виктора Гюго "Король забавляется"



Долгое время пьеса Гюго была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. По требованию цензуры исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле - более симпатичным Риголетто. Опера вызвала волну восторгов - впервые в центральной сцене оперы появился персонаж, находящийся за пределами общества. Состоящая из исключительно ярких арий (взять хотя бы "Сердце красавиц склонно к измене и к перемене, как ветер мая..." (перевод Петра Калашникова), "Риголетто" является чуть ли не лучшей оперой из когда-либо написанных.

"Травиата" (La Traviata, 1853)
по пьесе Александра Дюма-сына "Дама с камелиями"



Представленная на сцене венецианского театра "Ла Фениче", в 1853 году опера потерпела провал, однако после переработки была признана жемчужиной творчества Верди и стала самой известной его оперой. Необычным, в первую очередь, стал выбор главной героини – умирающей от неизлечимой болезни куртизанки Виолетты Валери. Таким образом, Верди снова поставил на центральную роль персонаж, отвергнутый обществом.

"Отелло" (Otello, 1887) по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира



Музыкальная трагедия поражала зрителей правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров - портреты Отелло и коварного Яго были отмечены необычайной рельефностью и драматической силой. Кроме того, "Отелло" не содержал традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера.

«Набукко»

В основу сюжета легла библейская история о царе Вавилона Навуходоносоре II (сокращённо — Набукко).



Как говорил Верди, именно с этой оперы началась его «настоящая деятельность в искусстве».
Вавилоняне завоёвывают Иерусалим, и ослеплённый властью Набукко заявляет, что он больше не царь — теперь он Бог. Однако его постигает божественная кара: Набукко сходит с ума. Очнувшись, вавилонский царь раскаивается, молится иудейскому богу, обещает восстановить разрушенный храм, и рассудок к нему возвращается. На радостях Набукко освобождает всех израильтян.

«Трубадур»



Написать либретто к опере Верди попросил драматурга Сальваторе Каммарано (сюжет взят у «Трубадура» Антонио Гарсия Гутьерреса), но тот умер во время работы над ней. Закончил либретто поэт Леоне Бардар.
Старый граф ди Луна сжигает на костре цыганку, которая «околдовала» его младшего сына. Азучена, дочь колдуньи, в отместку выкрадывает младенца из колыбельки, чтобы бросить его в тот же костер. Но в порыве ярости она путает детей и случайно сжигает собственного ребёнка. Выжившего графского сына, Манрико, цыганка растит, как собственного. Но история вражды между семейством ди Луна и Азученой заходит так далеко, что спустя годы старший сын старого графа убивает трубадура Манрико, не догадываясь, что это его же родной брат.

«Фальстаф»



Последняя опера Верди. В основу этой лирической комедии легли шекспировские сюжеты из «Генриха IV» и «Виндзорских насмешниц».
«Толстый рыцарь» сэр Джон Фальстаф — плут, пройдоха и пьяница. В опере он безуспешно пытается соблазнить двух замужних дам — даже шлёт им одинаковые любовные письма, но в итоге оказывается разоблачённым и побитым. Утешает героя, что муж одной из дам тоже оказывается одураченным: пока он придумывал, как наказать Фальстафа, его дочь успела обвенчаться со своим возлюбленным. «Весь мир — лишь шутка», — восклицает толстый рыцарь.



https://aif.ru/culture/person/zhertva_shou-biznesa...di_pochti_vsyu_zhizn_byl_rabom
https://aif.ru/culture/art/945091
https://vm.ru/entertainment/479872-5-znamenityh-literaturnyh-oper-dzhuzeppe-verdi

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Дивы в шляпках по-русски. Нина Русланова

    Все-таки прав Владимир Владимирович: Украинцы и русские один народ. Хотя об этом порой так хочется забыть...Но нельзя, да и не получится. Ведь…

  • Cher

    Богиня поп-музыки Шер, американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен является единственным исполнителем в истории…

  • СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА Все, кому известно имя Козьмы Пруткова, знают, что его придумал поэт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments