Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Приключения иностранцев в России. Учитель наших учителей серб Теодор Янкович

20180814_101251.jpg
Музей в школе № 340 «Истоки жизни— Невская застава» ИМ. О. Ф. Бергольц

Сменяются поколения, бывшие ученики приводят в школу своих детей, а глядишь. уже внуков...Учительница встречает своих учеников у дверей класса, рассаживает по партам, открывапет классный журнал, вызывает к доске, звенит звонок на перемену... так будет всегда, и казалось, что так и было всегда. Вовсе гнет. Кто вообще первым начал весь этот учебный процесс и даже придумал домашние задания, кто заставил бедных ребятишек корпеть над ненавистными учебниками не только в школе, но и дома?

2021-10-05_01-28-48.png
Федор Иванович Янкович, вернее Теодор Йованович Янкович де Мириево (1741‑1814). Именно ему принадлежит идея реформы российского образования, успешно осуществленная 235 лет назад – в 1786 году. За несколько лет до этого молодой и никому еще не известный серб из австрийской провинции прибыл в далекий Петербург, причем не как простой ловец славы и чинов, наподобие многих авантюристов той бурной эпохи, а по личному приглашению царицы Екатерины II. Такой части Федор Иванович (так на русский манер стали звать Янковича) удостоился как человек, сумевший сначала провести реформу начального образования на своей родине.

Продолжая рубрику "Приключения иностранцев в России" нельзя не вспомнить имя этого великого серба, столько сделавшего для ставшей ему родным домом России. Хотя приключений видимо никаких и не было, а был тяжкий повседневный труд и упорство, подкрепленное организаторским талантом. Главное, что Федор Иванович Янкович смог воплотить свои просветительские идеи в жизнь.

3677359365 (700x533, 419Kb)

Теодор Янкович родился в Сербии, в Сремска-Каменице. Получил юридическое и камеральное образование в Венском университете. Работая с 1773 директором народных школ провинции Тимиш Баната, в которой наряду с румынами жили славянские народы (преимущественно сербы), возглавил в ней проведение в жизнь австрийского школьного Устава 1774 применительно к традициям славянского населения. Для учителей он подготовил специальное педагогическое руководство.

maxresdefault (5) (700x393, 342Kb)
Австрийская императрица Мария-Терезия, ее соправитель император Иосиф II

При свидании 27 мая 1780 года в Могилеве с Екатериной II австрийский император Иосиф II охарактеризовал императрице Янковича как «человека, трудившегося уже в устроении народных школ в землях владения его величества, как знающего язык российский и наш православный закон исповедующего». В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию, с которой навсегда связал свою жизнь, став Федором Ивановичем Янковичем де Мириево.
По свидетельству современников, отличительными чертами характера Федора Ивановича были «прямота, соединенная со скромностью, не­обыкновенная аккуратность, безукоризненность, честность и строгая набожность без всякой примеси религиозной нетерпимости».

6ce70026ed-1.jpg

Как проходили школьные занятия до Янковича? В классе сидело пятнадцать-двадцать разновозрастных Митрофанушек, и каждый, по существу, учился сам по себе.

70216_big_1382611777 (700x605, 465Kb)

Общих занятий не было - учитель работал с каждым индивидуально: давал задание по арифметике одному, проверял чистописание у другого, читал букварь с третьим. Поэтому в помещении стоял постоянный гул от ученической зубрежки. Да и привычных нам парт тоже не было: ученики сидели на лавках за длинным столом, а учитель ходил за спинами школяров с длинной деревянной указкой и “стимулировал” лентяев.

scale_1200.jpg

Федор Иванович первым делом взялся за наведения порядка в классах. Занятия в российских школах было решено подогнать под австрийский школьный устав. В родной Сербии, где Янкович трудился директором народных училищ, австрийские правила поведения в школе хорошо легли на славянскую почву. “Почему бы не сделать то же в России?” – подумал Янкович и переписал заграничный устав на русский манер.

1.jpg590.jpg

Он возглавил “Комиссию об учреждении народных училищ” и составил общий план школьной системы, закрепленной Уставом 1786, по которому учреждались малые народные училища и главные народные училища.
Устав народных училищ - основа школьной жизни. Эта “конституция для школы” просуществовала почти без изменений два с лишним века. После Янковича отечественное образование пережило десятки реформ, кучу революций, несколько смен общественного строя, но тем не менее, общий распорядок уроков и занятий в школе остались практически прежними.

Bogdanov-Belskiy_Deti_na_uroke.jpg
Николай Петрович Богданов-Бельски

Янкович ввел в начальной школе классно-поурочную систему обучения: один урок - один класс - один предмет. Этот принцип занятий успешно применяется и до сего времени. В классе при Янковиче появилась специальная доска, на которой педагог записывал мелом задание сразу для всех школяров. Были заведены классные журналы для отметок посещаемости и успеваемости учеников, а перед началом каждого урока стала проводиться перекличка с обязательным отзывом “здесь”. В школьных помещениях воцарилась тишина.

869000_original.jpg

Чтобы ответить или задать вопрос, ученик должен был поднять левую руку и ждать разрешения учителя. Уроки начали проводить строго по расписанию с переменками между ними. На отдых детей выгоняли бегать на улицу или (в плохую погоду) заставляли прогуливаться в специальных залах - рекреациях. Начало и конец занятий возвещал звон колокольчика, бить в который обязали школьного сторожа. И главное новшество того времени – домашние задания. Дело ранее невиданное и неслыханное: заниматься теперь приходилось не только на уроках, но и дома. Зато появился узаконенный летний отдых, а также перерыв в занятиях на Рождество и Пасху.

2021-10-05_01-46-28.png

Янкович организовал подготовку учителей для этих школ в открытом по его инициативе Петербургском главном народном училище, директором которого он был в 1783-85. Вместе с русскими учёными и педагогами Теодор Янкович написал "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783).

Он создал ряд учебников: "Букварь", "Прописи и для них руководство по чистописанию", "Правила для учащихся" (все в 1782), "Руководство к арифметике" (не позднее 1784) и др.

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_4.jpg

000030.jpg

В губернских городах при Янковиче открылись главные народные училища, в которых учили 5 лет, в уездных - малые народные училища (2 года обучения). В эти учебные заведения принимали мальчиков без сословных различий - почти революционное нововведение. Позднее появились церковно-приходские и казачьи школы, народные сельские училища и прогимназии. В общем, на любой цвет и вкус. В них изучали русский язык, арифметику, пение, закон Божий, а также ручной труд и прочие нужные предметы. Большая часть времени отводилась на грамматику и орфографию.

Педагогический музей военно-учебных заведений 1864-1914.
( В настоящее время экспозиция в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования)
pdf-12.jpg

pdf-13.jpg

pdf-16.jpg

pdf-17.jpg

pdf-18.jpg

pdf-19.jpg

pdf-20.jpg

pdf-21.jpg

pdf-24.jpg

pdf-26.jpg

pdf-27.jpg


Средние учебные заведения прошлого были не менее многообразны, чем сейчас: епархиальные училища и духовные семинарии (в них давали духовное образование), кадетские корпуса (военное обучение), ремесленные и торговые училища (аналог современных ПТУ), учительские, реальные и коммерческие училища (сейчас - техникумы и колледжи), а также мужские и женские гимназии и лицеи. Для девушек из состоятельных семей существовали институты благородных девиц. Учеба обычно начиналась в 10-12 лет и продолжалась (в зависимости от типа заведения) 7-8 лет. Выпускник позапрошлого века был взрослее современного старшеклассника.

От тех времен в отечественной школе сохранилось многое, если не сказать все. Ушли только розги.
Но стоит заметить, что особое внимание в пособии Янкович уделил трактовке высокого смысла звания «учитель». Учителя должны «заступать у учеников место родителей».

regnum_picture_1472554237109496_normal (700x559, 384Kb)

Вклад Ф.И.Янковича в российское образование и науку получил высокую государственную оценку. Он был награжден орденами Св. Владимира 4‑й и 3‑й степеней, причислен к российскому дворянству с пожалованием ему деревни Мириево в Могилевской губернии и земельных владений в Гродненской губернии.
В царствование императора Павла I Янкович достиг чина действительного статского советника. Сверх получаемого им жалованья ему была определена пенсия в 2000 рублей. Его историческое время истекло с окончанием царствования Екатерины II.
Начинался ХIХ век, а Федор Иванович остался в предыдущем столетии. Было самое время прощаться. После принятия Устава 1804 года он постепенно отошел от деятельности в Главном правлении училищ и оставил службу, так как, по его выражению, «чрезмерные труды совершенно истощили мои умственные и физические силы». Постепенно полностью угасла его некогда блестящая память.

Умер выдающийся реформатор образования 22 мая (3 июня) 1814 года и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Что касается Сербии, где до сих пор живут его прямые потомки, то о Теодоре Мириевском практически забыли и лишь только одна улица в белградском районе Мириево носит его имя.
Знают ли его имя в современной России? Увы... Но главное, что дело, начатое им когда-то живет, и как столетия назад, звенит звонок, дети торопятся в класс.

regnum_picture_1535093551418271_social (700x490, 495Kb)



https://2018.miasskiy.ru/kto-pridumal-klassnyj-zhu...o-na-samom-dele-oznachaet-sos/ © Миасский рабочий
https://ug.ru/prosveshhat-umy-i-dejstvovat-mudro/
https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/1935-янкович_де_мириево
https://joeck-12.livejournal.com/77490.html
https://sergeev.mybb.ru/viewtopic.php?id=41
https://kvesisskaya.tourister.ru/photoalbum/39957

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments