Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

«Я строил всем… и остался нищим. Глупо, но я чист».

Автор - Буала. Это цитата этого сообщения
«Я строил всем… и остался нищим. Глупо, но я чист».

«Отец русского модерна», «человек-стиль», «русский Гауди», как называют Федора Шехтеля, оставил после себя не только архитектурное, но и эпистолярное наследие.
Сохранились письма, записки, выступления великого русского зодчего, а также конспект лекции, прочитанной им 15 апреля 1919 года в архитектурном отделе Первых свободных государственных художественных мастерских. Несколько цитат из архива Федора Шехтеля — в нашей подборке.
«Любовь все побеждает. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни»
«Все-таки за национальную культуру у нас приходится считать крестьянскую культуру. Величайшее наше культурное достояние — великорусский деревенский язык. Наш классический язык — простонародный»

0_0, (700x532, 406Kb)

Семья Шехтелей, 1864 год

7 августа 1859 года в Санкт-Петербурге родился Федор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель). Он являлся одним из наиболее ярких представителей стиля модерн как в России, так и в Европе. По его чертежам построен МХТ им. Чехова, а также фасад Театра им. Маяковского в Москве, он был главным архитектором и Театра Оперетты.
0_0 (635x480, 236Kb)

Федор (Франц-Альберт) Шехтель (второй слева) с матерью Дарьей Карловной, сестрой Марией и братом Осипом. Москва, 1875 год.

«Искусство все свое значение приобретает, когда оно доступно и понятно всему населению»
«К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной)»
0-0, (371x488, 158Kb)

Федор Шехтель. Фотография 1890-х годов
«Архитектура как искусство воплощает в себе духовный мир всех эпох, и проникновенный зодчий, претворивший в своем произведении переживаемую им эпоху <…>, завещает этот подлинный документ грядущим векам»
«Нашими писателями и художниками совсем почти не использован русский Олимп. <…> В преклонении перед Западом мы просмотрели красоту своей мифологии»
0-0- (598x399, 79Kb)
Федор Шехтель с дочерью и женой, 1889 год

«Я слышал, что Вы хвораете все — Вам нужно жениться непременно на светской бедовой девушке, которая бы Вас растормошила хорошенько"

0-0= (476x682, 264Kb)

Шехтель в окружении близких, 1889 год

«Чужое счастье всегда на вкус приторно»

0_0- (700x666, 511Kb)

Русский архитектор, живописец и график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Являясь прославленным русским зодчим, Шехтель так и не получил диплом архитектора.

0-0С€ (561x602, 210Kb)
Шехтель с женой нач.ХХ века
0_0 (700x446, 215Kb)

Шехтель с женой и дочерью в нач. ХХ века

0_0- (700x478, 191Kb)
Федор Шехтель с семьей на даче. Последняя фотография архитектора, 1926 год

«Я исповедую только Бога любви; для меня нет Бога карающего, наказующего, мстящего; мой Бог все понимает, следовательно, все прощает»

«Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист»

____________________________________________________________________

Архитектор Федор Осипович Шехтель появился на свет 7 августа 1859 года в городе Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. При рождении ребенка нарекли Франц-Альберт. Помимо Федора в семье было еще три девочки и два мальчика.

Детские годы Шехтель провел в Саратове. Его мать - Дарья Карловна - принадлежала к купеческой саратовской семье Жегиных.

Отец Федора Осиповича рано ушел из жизни. Семья после этого, в прямом смысле, бедствовала.

В 1871 году Франц-Альберт, получавший до этого домашнее образование, был принят в Саратовскую мужскую гимназию во второй класс. Учился будущий архитектор весьма посредственно. Приличные оценки у него были лишь по рисованию и черчению, а также по чистописанию. Стоит отметить, что эти предметы читал гимназистам А.С. Годин, учеником которого немного ранее Шехтеля был сын военного Михаил Врубель.

За явную неуспеваемость по некоторым предметам, молодого человека оставляют на второй год, и уже в новый учебный период он показал весьма хорошие результаты, после чего и был переведен в следующий гимназический класс.

В 1875 году (доподлинно неизвестно) Федор Шехтель отправляется в Москву. Жить он начал вместе с матерью в доме Павла Третьякова, который зная саратовскую семью Жегиных, взял на себя покровительство над жизнью юноши.

Именно в те годы состоялось знакомство Шехтеля с родственником Третьяковых Александром Степановичем Каминским. Известный к тому времени архитектор принял его к себе в мастерскую и поспособствовал поступлению в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» на архитектурное отделение.

К сожалению, в сентябре 1878 года молодого человека исключают из учебного заведения с формулировкой «за непосещение классов». Пропуски занятий объяснялись тем, что к тому времени его мать тяжело заболела и он был вынужден ей помогать, тем более, что Дарья Карловна к тому времени оставила работу в семье Третьяковых.

Далее Шехтель поступает на работу в театр Лентовского на должность художника. Принимают его, как сегодня говорят, по знакомству. Дело в том, что Лентовский в юношеские годы жил в городе Саратове и работал в театре, который принадлежал Францу Осиповичу Шехтелю - родному дяде Федора.

В обязанности будущего зодчего входили дизайн многочисленных афиш, оформление нотных обложек, возведение различных временных сооружений.

Театральные эскизы архитектора Шехтеля того времени практически не сохранились - он просто не ценил их.

Стоит отметить, что Федор Осипович так и не получил в полном объеме архитектурное образование. Все свои навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским, а позже и с другим зодчим - Константином Терским.

В 1894 году Шехтель получил право на производство различных строительных работ и приступил к самостоятельному творчеству. Уже к концу столетия он пользовался высоким авторитетом и строил, преимущественно, для знатных и богатых семей, среди которых были Феррейны, Кузнецовы, Морозовы и Рябушинские.

Вначале своей архитектурной карьеры Федор Осипович Шехтель работал в готическом стиле, но после Всемирной выставки, прошедшей в 1900 году в Париже, где зодчий получил серебряную медаль, выбор был сделан в пользу модерна.

В 1902 году Федор Осипович получил звание «Академика архитектуры». Затем стал бессменным председателем «Московского архитектурного общества», а также почетным членом подобных обществ в Берлине, Париже, Лондоне и Риме.

В 1914 году Шехтель принимает православие. Именно тогда он получил имя Федор Осипович вместо Франца-Альберта.

После революции 1917 года архитектор пытался найти себя при новой власти, но, к сожалению, уже не был востребован.

В 1918 году дом Шехтеля на Большой Садовой, 4, который он построил для себя и своей семьи, национализировали. Далее были коммуналки, пока в 1923 году не появилась возможность остановиться у младшей дочери на Малой Дмитровке, 25. Вера Федоровна проживала в квартире под номером 22, в которой Шехтель и прожил последние три года своей жизни.

Умер зодчий в 1926 году и похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.

Федор Шехтель умер в бедности в 66 лет от тяжёлой болезни. Будучи без средств, состоя на социальном обеспечении, имея на содержании жену и дочь-инвалида труда, Шехтель жил, окружённый несметными богатствами: «Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека – бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты… оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3-4 тысячи, дают 200 рублей» – отрывок из письма Ф. Шехтеля к Ивану Сытину (письмо датировано 1926 годом).

________________________________________________________________________

Прогулка-знакомство с творчеством Ф.О.Шехтеля в Москве.

0-0 Большая Садовая 4 особняк Шехтеля (620x413, 88Kb)

Большая Садовая 4, особняк Шехтеля

0-0, (584x613, 361Kb)

Большая Садовая 4 особняк Шехтеля

0_0С… (650x461, 84Kb)

Церковь Василия Кесарийского на Тверской-Ямской. Непосредственно перед церковью - часовня в память дня бракосочетания государыни императрицы Александры Федоровны и государя Николая Александровича. Архитектор Федор Шехтель. 1902 г., Москва (не сохранилось)
0-0 (639x374, 221Kb)

1886. Театр «Антей» в саду «Эрмитаж» М.В. Лентовского. Архитектор Франц Шехтель. (не сохранилось)

0_0 Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке (700x513, 229Kb)

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

0_0 (665x700, 549Kb)

Скоропечатня А.А. Левенсона в Трехпрудном переулке
0-0 Скоропечатня А.А. Левенсона в Трехпрудном (633x700, 480Kb)

Скоропечатня (фасад)А.А. Левенсона в Трехпрудном

0-0 Усадьба Одинцово-Архангельское (700x508, 252Kb)

Усадьба Одинцово-Архангельское

0_0 (700x449, 417Kb)

Особняк А. И. Дерожинской. Построен в 1901-1904 гг. по проекту архитектора Федора Шехтеля 

0_0- (576x434, 134Kb)

Кафедральный собор Святых Петра и Павла, строение 6 капелла. Архитектор Ф. О.Шехтель, 1892 г. Москва.

0_0С€ (700x560, 388Kb)

0_0С‚ (650x593, 111Kb)

Здание театра «Парадиз». Архитекторы Терский, Шехтель (фасад театра), 1885 г., Москва. В настоящее время - театр Маяковского

0-0- (700x513, 411Kb)

Особняк Рябушинского.

0_0- (700x409, 227Kb)

Особняк Саввы Морозова

0_0, (700x423, 436Kb)

Ярославский вокзал.

0_0 (700x393, 335Kb)

МХТ им. А. П. Чехова

0-0Сѓ (700x387, 351Kb)

Усадьба в неорусском стиле купца Локалова в селе Великое Ярославской области.

Самым резонансным неосуществлённым проектом стал проект мавзолея Ленина, в виде пирамиды.

0_0цк (700x602, 542Kb)

Год — 1901-1903.
Адрес: Старая площадь: дом 8, Никитников переулок: 5
Сейчас в здании: Администрация Президента РФ
Здание построено по заказу С.Т.Морозова. Гостиница "Боярский Двор" появилась в начале XX века вместе с другими известными новыми гостиницами высочайшего класса: "Метрополь" (1899-1904, архитектор В.Валькотт), "Националь" (1902 год, архитектор А. Иванов). В нижних этажах здания помещались конторы и магазины. В верхних - гостиница.
В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин. В 1920-е годы здание передано Наркомзему. И все дальнейшие годы в здании размещались государственные структуры - сначала ЦК КПСС, теперь администрация Президента.

Здание занимали советские партийцы, а гениальный архитектор украсивший Москву великолепными зданиями умирал в нищете. А особняки, в том числе и личный дом архитектора, занимали и занимают всевозможные посольства.

***********************************************

http://yarcenter.ru/articles/history/ya-stroil-vse...ya-nishchim-glupo-no-ya-chist/ 

http://russian7.ru/post/7-shedevrov-fyodora-shextelya/

P.S.  Если кто-то помнит эстрадный дуэт популярный в 70-х годах "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична",  так вот актёр создававший образ Вероники Маврикиевны Вадим Тонков, это внук великого русского архитектора Фёдора Шехтеля.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments