Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Психиатр Наум Балабан в противостоянии злу до конца оставался человеком

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Психиатр Наум Балабан в противостоянии злу до конца оставался человеком

К 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

КО ДНЮ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА, №3


Фильм о трагической истории одного из героев войны


Наум Исидорович Балабан
28 декабря 1889 г. - 12 марта 1942 г.

Фильм «Клятва», снятый по сценарию Татьяны Мирошник режиссёром Романом Нестеренко, не об утрате человеческого начала, а о торжестве человеческого духа. Вернее, о возможности сохранить в себе гуманное, не эгоистическое начало даже в самых трагических ситуациях. И не важно, война Великая Отечественная за порогом или наши времена, также нередко ставящие тебя перед нравственным выбором.

Из интервью с режиссером фильма «Клятва» Романом Нестеренко

Вопрос:От многих похожих на него гуманистов Наума Балабана отличает профессия. Как вы считаете, что было его основой мотивацией: долг врача или долг человека?

Ответ:Думаю, и то, и другое. Как показали последние события, в наше непростое время профессия врача снова приобрела сакральный смысл. Тысячи врачей совершают ежедневный подвиг в красных зонах, проявляя свои лучшие профессиональные и человеческие качества. И мы стали это видеть и ценить. В связи с этим личность Наума Балабана становится концентрированным образом Врача и Человека, совершающего подвиг каждый день, совершенно не задумываясь об этом.

Закончив Мюнхенский университет, будучи учеником выдающегося психиатра Эмиля Крепелина, одного из основоположников психиатрии (наряду с Зигмундом Фрейдом), Наум со своей женой, княжной Елизаветой Нелидовой, вернулся в Россию, в Крым, где сразу начал бороться с эпидемией холеры и тифа. Его жена работала медсестрой и помогала ему во всем. После революции Балабан возглавил психиатрическую клинику, состоящую из пары бараков и полсотни всеми брошенных, никому не нужных больных. За 10-15 лет Балабан превратил эту больницу в большой городок, который занимал полцентра Симферополя, со множеством лечебных корпусов, парком, розарием, подсобным хозяйством, производственными мастерскими, университетом. Количество пациентов достигало трех тысяч, а персонала — около тысячи. Но лекарств для психических больных тогда не существовало, нейролептики изобрели только в 1950-х годах. Пациентов Балабан лечил добрым словом, сном, гипнозом, трудом, искусством, социализацией, но главное – любовью! Доля выздоровевших доходила до 80%! Авторитет профессора Балабана был огромен. К нему ехали со всей страны. Очень многие руководители партии и правительства обращались к нему за помощью.

Это позволило Науму спасать людей от НКВД во время репрессий, ставя им психиатрические диагнозы. Потом он спасал НКВДшников от самих себя, когда в ведомстве начались чистки. Когда пришла война, он не поехал в эвакуацию, зная, что, по нацистским законам, психические больные подлежат уничтожению. Он начал выписывать пациентов, расселять их по семьям. Когда немцы объявили о сборе евреев, он стал спасать их, хотя сам, будучи евреем, мог погибнуть в любую минуту. Удивительный и потрясающий человек. Он совершал свой подвиг каждый день и каждый день мог быть последним для Балабана, но он рисковал и не останавливался ни перед чем и ни перед кем.

Главные герои картины – доктор-психиатр Наум Балабан (великолепно представленный скупыми актёрскими красками Александром Баргманом) и его жена Лиза (актриса Анна Вартаньян, составившая неброским обаянием органичное дополнение Баргману). Оба играют тонко, без малейшей фальши.

Картина снята на основе реальных событий: доктор Балабан и его жена – невымышленные фигуры. Он в предвоенные годы – главврач Крымской психиатрической больницы в Симферополе, считался в СССР выдающимся новатором в своей области, заслуженный врач РСФСР.

Профессор Н. И. Балабан в военном госпитале


И вот война, оккупация Крыма. Балабана звали поехать на Большую землю, но он не эвакуировался. Остался, чтобы продолжать дело врача-психиатра, будничного патриота страны. Остался также – совершенно осмысленно – из гуманных соображений, предвидя ход событий, чтобы помогать тем, кто в нём мог нуждаться.

Судьба Наума Балабана, еврея, принявшего православие, и его русской жены, до конца неизвестна – ясно лишь, что оба погибли от рук нацистов.

В фильме есть эпизод: немецкий офицер приказывает своему солдату, проходящему лечение в соседствующем (после оккупации) с клиникой Балабана немецком госпитале, расстрелять русскую девушку-санитарку, в которую юноша успел влюбиться. Парень не в силах нажать на курок – офицер убивает обоих. И всё это на глазах и немцев, и русских. И всё это на грани безумия. Может ли такое проходить бесследно?

Неспешно снятая, сосредоточенная на крупных планах героев (оператор Геннадий Немых), на раскрытии их глубинных переживаний и жизни душ, скупая на слова картина, заставит, думаю, каждого кое-что переосмыслить даже в сегодняшней жизни, а на что-то посмотреть другими глазами, скажем, на межнациональные отношения. Создатели картины касаются, например, темы издевательства работника НКВД над подозреваемой в связях с немцами женой Балабана, русской женщиной, пусть и не из рабочих и крестьян… В итоге она с помощью спасённого её мужем от алкоголизма комиссара НКВД Григорьева выйдет на свободу. А её истязатель спустя время сойдёт с ума, окажется в психиатричке, у доктора Балабана, но потом геройски погибнет от рук фашистов… Неисповедимы наши пути…

Наум Балабан и Лиза молодыми учились в немецком Мюнхене, где познакомились с Густавом Шеффером (выразительный актёр Дмитрий Готсдинер), и образовался треугольник – жизнь потом сведёт всех троих не один раз, даже в военную пору. И обнажит, кто есть кто, и почему неправедное так или иначе наказуемо, хотя каждый имеет право и на спасение. И этот призыв к возможности спасения своей души, всего человеческого в себе ясно прозвучит в финале фильма.

Режиссёру удалось увлечь актёрский ансамбль, никто не выпадает. Запоминаются работы Юрия Цурило (комиссар Григорьев), Василия Мищенко (один из руководителей Крымского НКВД), Алёны Козыревой (Марина Евгеньевна, врач, заместитель Балабана), Игоря Грабузова (следователь НКВД Соколовский, а потом сошедший с ума пациент клиники). Есть и эпизодические роли, которые тоже исполнены превосходно. Благодаря такой слаженности всего ансамбля картина смотрится на одном дыхании и потом долго не отпускает.

Нас, особенно молодого и юного зрителя, перекормили фильмами без глубинного подтекста, фильмами развлечения и отвлечения, даже фильмами с добрым эмоциональным смыслом, но, по сути, пустыми. Картины с глубоким подтекстом, размышлениями о таких явлениях, как фашизм, человеконенавистничество, суть предательства, не говоря о чём-то вроде понятий «смысл жизни», «пути самосовершенствования», – редкая история.

Привычнее сидеть в кинозале и видеть, насколько виртуозна съёмка со сменой планов, переживать интриги и безумные повороты сюжета, далёкие от историзма и опять лицезреть погони, слышать выстрелы, видеть льющуюся кровь. «Клятва» – чёрно-белое кино без особых внешних эффектов. Продюсер Владимир Есинов с долей иронии замечает, что это сделано, чтобы не сосредотачиваться на красотах Крыма. Да, создатели картины говорят о гораздо более значимых вещах…
Художественный фильм
КЛЯТВА



Фильм мог быть другим. Как я узнал, со сценическим замыслом ознакомили коллег в США, там восхитились, готовы были купить сценарий, но с правом внесения любых изменений, а также подбора зарубежных актёров и режиссёра. И, может быть, сняли бы завораживающую историю, даже могли бы получить «Оскар» за фильм антивоенной тематики, изобличающий холокост, но это было бы совсем не наше кино…

Картина, посвящённая 75-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков и памяти жертв холокоста, найдёт у нас и за рубежом благодарных зрителей.

Документальный фильм




https://zen.yandex.ru/media/id/5bc240574414ed00aa2...zumie-5cf6cfea22f0d900afbfa490
https://lgz.ru/article/-20-6691-22-05-2019/neizvestnoe-bezumie/
https://www.kinoafisha.info/news/o-dolge-vracha-ep...ma-klyatva-romanom-nesterenko/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments