Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

К 130-летию Сергея Прокофьева. Музыка, которая действительно русская

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
К 130-летию Сергея Прокофьева. Музыка, которая действительно русская

23 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения
Сергея Сергеевича Прокофьева



Он родился в1891 году в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Его принято называть одним из самых значимых композиторов двадцатого века. В шесть лет он уже сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы, в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а на выпускном экзамене исполнил свой Первый фортепианный концерт и завоевал премию имени Антона Рубинштейна. В искусство Сергей Прокофьев вошел как дерзкий ниспровергатель канонов. Он внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм и свежесть первозданных сил. Прокофьева подвергали разгромной критике за формализм и избирали почетным профессором Московский консерватории. Творчество композитора составило целую эпоху в мировой музыкальной культуре. Прокофьев оставил потомкам 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, а также прекрасную музыку для спектаклей и кинофильмов.

Первый балет


«Только, пожалуйста, пишите музыку, которая будет действительно русской», – так напутствовал молодого Прокофьева Сергей Дягилев, договариваясь с ним о новом балете. Открывая Парижу русское искусство, он ждал подлинно русского спектакля – в музыке, сюжете, костюмах и хореографии. И Прокофьев впервые обратился к национальным фольклорным истокам.
шут (700x433, 552Kb)

К работе над балетом «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», заказанным С. Дягилевым, С. Прокофьев приступил в Италии в 1915 году. Решено было писать новый балет на тему русской народной сказки. Из сборника русских сказок А. Афанасьева были извлечены две шуточные сказки Пермской губернии, составившие сюжетную основу для балетного сценария. Сам Прокофьев вместе с Дягилевым разрабатывал детали либретто.
Вернувшись в Петроград, Прокофьев принялся за сочинение нового балета. «Я должен сделать клавир к августу и партитуру к марту, — сообщал он Мясковскому, — а первое представление в мае 1916 г. в Париже».
Советы Дягилева, касающиеся поисков своего национального стиля, по-настоящему увлекли Сергея Сергеевича. Он обратился к изучению фольклорных сборников, стремясь обогатить свою фантазию подлинными народными интонациями. Композитор особо подчеркивал, что ему свободно удавалось создавать собственные национально-русские мелодии, почти неизменно подвергавшиеся гармоническому и интонационному заострению. Впрочем, рядом с эпизодами насмешливо-эксцентрическими в музыке балета то и дело возникали страницы обаятельного лиризма. В течение лета все шесть картин были сочинены в клавире. Постановка балета была отложена до окончания войны.

М. Ларионов, С. Дягилев и С. Прокофьев на репетиции балета «Шут».
Художник Михаил Ларионов. 1921 год


Дягилев открыл свой сезон 17 мая 1921 года в парижском театре "Gaite Lyrique'" долгожданной премьерой «Шута».
Дирижировал сам автор, затем уступивший эту роль Эрнесту Ансерме.

эскиз (700x386, 478Kb)
эск (700x465, 487Kb)

Декорации и костюмы в цветисто-лубочном, балаганно-экзотическом стиле были сделаны М. Ларионовым.

321 (410x700, 111Kb)
Главные роли исполняли К. Девилье, Т. Славинский, Лидия Соколова.


«Сказка про шута» — сравнительно короткое одноактное представление из шести картин, идущих без перерыва. Действие развивается необычайно быстро. Автор избегает балетных монологов или дуэтов, выражающих внутреннее состояние героев, добиваясь всемерной сжатости, «подтянутости.» музыкального развития. Кадр за кадром мелькают динамичные эпизоды пантомимного характера, лишь изредка сменяющиеся завершенными танцевальными номерами.

Сюжет балета вкратце сводится к следующему. Деревенский шутник, гораздый на выдумки, продает семерым односельчанам чудесную плетку, способную воскрешать мертвых. В подтверждение Шут инсценирует убийство своей жены, которую он тут же оживляет с помощью волшебной плетки. Одураченные шуты, заплатив за плетку триста рублей, убивают своих жен, но плетка оказывается бессильной — жены не воскресают. Шуты готовы растерзать обманщика. Шут, однако, уже изменил свое обличье, переодевшись женщиной. Не найдя обидчика, шуты уводят «молодуху» к себе в дом в качестве стряпки. Дальше происходит самое невероятное: богатый Купец сватается к шути-ным дочерям и выбирает в жены... стряпку. Переодетого шута приводят в спальню к влюбленному Купцу. Но ловкий озорник снова выпутывается из беды: выйдя «проветриться», он вместо себя подсовывает купцу... козу. Огорченный Купец, решив, что «молодая жена» оборотилась козой, тормошит и подбрасывает ее, пока та не издыхает. В заключение является Шут с семью солдатами и вымогает с Купца триста рублей за якобы пропавшую сестру.

Балет Пермского театра
пермь (493x700, 58Kb)




Сатирический смысл старой скоморошины, простодушно воспевавшей ум, ловкость, непокорность и мятежность русского мужика, не заинтересовал ни композитора, ни постановщика. На первый план выступили динамизм и хлесткое веселье балаганного представления. Насмешка при этом обретала кое-где жестокий, мрачно-издевательский характер, как, например, в эпизодах мнимых и подлинных убийств или в траурных шествиях (смерть семерых жен и похороны Козлухи).
И однако же черты социального конфликта — пусть в достаточной мере приглушенные — безусловно сохранены и в балете. Ловкий и оборотистый Шут -— олицетворение народной смекалки, ума и таланта — одерживает верх над жадными и спесивыми дураками. Деревенский плут легко и весело побеждает своих тупых мучителей.

Музыка Прокофьева словно углубляет и конкретизирует эту конфликтную ситуацию, подчеркивая незримый водораздел между различными группами действующих лиц: с одной стороны, Шут и Шутиха, с другой — семь одураченных шутов с их глупыми чадами. В изображении Шута и Шутихи задорный юмор сплетается с типично прокофьовским лиризмом, выраженным распевной русской мелодикой, нежными красками чистых инструментальных тембров и чарующей диатоникой. И наоборот, семь шутов — особенно в моменты аффектов — обрисованы с помощью диссонантных созвучий, крикливо резких тембровых комплексов. Между двумя борющимися лагерями — уморительно комичная фигура Купца, воспылавшего невыразимой страстью: его музыкальные характеристики исполнены пародийной чувствительности и тонко шаржированного томления.

Полная версия балета прозвучавшая в первый раз в Советском Союзе

Уникальная фонограмма – трансляция концертного исполнения первого балета Прокофьева «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», состоявшегося в 1984 году в Большом зале Московской консерватории. За дирижерским пультом – Геннадий Рождественский. В запись вошла не только музыка балета, но и комментарии маэстро.

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего




и здесь можно послушать клик!
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер и чтец – Геннадий Рождественский. Запись 1984 г. Ремастеринг 2021 г.


Музыке «Сказки про шута» присуща первозданная прелесть художественного открытия; это сказывается, во-первых, в особой свежести национального стиля и, во-вторых, в блестящем мастерстве театральной изобразительности. Хорошо знакомые очертания русских шуточно-плясовых и хороводно-лирических мелодий предстают резко обновленными, благодаря соленой терпкости гармоний, динамизированному темпоритму и колючей графичности оркестра.
С большой изобретательностью автор развивает, варьирует, а иногда и сталкивает или соединяет несколько ведущих мотивов русского склада: таковы мечтательная тема Шута, женственно певучая тема Молодухи, «любовная» тема Купца, плясовые мелодии семи шутиных жен и семи дочерей. Некоторые из них, например, тема Купца, тема Молодухи или основной мотив заключительного танца, близки к крестьянскому фольклору; очаровательна повествовательная тема Шута, положенная в основу всех пяти антрактов; ее мелос глубоко человечен, а гармонии изысканно красивы и выразительны. В иных же случаях композитор обостряет народно-песенные темы диссонантными созвучиями или мелодическими дополнениями (форшлаги, тираты, скачки), будто выражающими гримасы и ужимки комических персонажей.
Некоторые из танцевальных тем подчеркнуто примитивны — в духе детских считалок или припевок, например, танец шутиных дочерей или мотив ссоры Шута с Купцом.

В Советском Союзе балет «Шут» был поставлен только один раз — в Киевском театре оперы и балета в январе 1928 года (под украинским названием «Блазень»), Постановщиком был балетмейстер М. С. Дысковский, дирижером — А. И. Орлов. Так как партитуры у театра не было, музыку пришлось смонтировать из симфонической сюиты «Шут». Киевская постановка «Шута» вызвала одобрение журнала «Современная музыка». Тем не менее спектакль успеха не имел и скоро сошел со сцены.

Музыка «Шута» не раз исполнялась в СССР лишь в виде симфонической сюиты (соч. 21 -bis), сделанной автором в 1922 году.
Сюита



0:00​ Шут и его жена
3:08​ Танец жен
6:36​ Фуга. Шуты Убивают Своих Жен
10:27​ Шут в молодости
14:31​ Третий антракт
16:26​ Танец дочерей шутов
18:44​ Вход Купца и Его приветствие
23:54​ В спальне Купца
25:57​ Молодая женщина Становится Козлом
28:19​ Пятый антракт и погребение козла
31:14​ Шут и Купец Ссорятся
33:29​ Финальный танец


"Прошедшие полвека давно примирили наш слух со звуковыми резкостями «Шута» и с его эксцентрической исключительностью. То, что когда-то казалось шалым, преувеличенно злым, колюче глумливым, сегодня воспринимается как вполне оправданное проявление насмешки, издевки, сарказма. За причудами про-кофьевского юмора угадывается непримиримость к благопристойности и рутине, презрение к глупости, жадности и обывательщине."
По книге И. Нестьева «Жизнь Сергея Прокофьева». Москва, 1973 г.

https://orpheusradio.ru/programs/den-kak-data/2021-04-23/5087-sergey-prokofev
https://muzlifemagazine.ru/k-yubileyu-sergeya-prokofeva-melodiya/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О платках. Синий платочек

    Наверное нет ничего более женственного, чем шаль, уютно накинутая на плечи, или легкий платочек, изящно обвивающий тонкую шейку. Для нас, русских,…

  • Как учили и учились в старину на Руси.

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения Как учили и учились в старину на Руси. Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными…

  • В Старой Ладоге. ч. 3.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения В Старой Ладоге. ч. 3. История Старой Ладоги насчитывает более 1260 лет. Сейчас это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments