Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Музей-заповедник на берегу Волги... Городище Булгар. Татарстан.

Автор - -Juliana-. Это цитата этого сообщения
Музей-заповедник на берегу Волги... Городище Булгар. Татарстан.



Республику Татарстан заслуженно считают умелой хранительницей традиций своего народа и двух религий: православия и ислама. На побережье царственной Волги, среди живописной природы, уютно расположился один из многочисленных республиканских исторических заповедников – древний Болгар. В прошлом, являясь центром торговли и культуры, за много веков существования городу удалось сохранить свое древнее величие, увековеченное в незыблемых мавзолеях, мечетях, палатах и усыпальницах. На его территории находится действующий Краеведческий музей, подробно знакомящий с архаичной цивилизацией предков. Сегодня городище Булгар – это огороженный рвами заповедный комплекс, в котором время останавливает своей неумолимый бег, предоставляя возможность увидеть, почувствовать и прикоснуться к вечности.

">

Карта-схема Болгарского городища

Наиболее интересными с точки зрения культуры, архитектуры и истории являются: Соборная мечеть, православная Успенская церковь, мавзолеи Восточный и Северный, палаты Белая и Черная, Малый минарет, Малый городок, Ханская усыпальница.



Соборная мечеть и Большой минарет

Строительство Соборной мечети было начато вскоре после монгольского завоевания и закончено, судя по археологическим данным, к 60-м годам XIII в. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.



Первоначально здание имело прямоугольный план размером 32х34 м, с двадцатью внутренними четырехгранными колоннами и несущими арку и деревянную крышу, пол был деревянный, залитый известковым раствором.



Со всех сторон каменные оштукатуренные стены храма были укреплены наружными контрфорсами. Фундамент глубиной до 2 м покоился на грунте уплотненном дубовыми сваями, а стены и углы здания были укреплены наружными дубовыми сваями, заложенными в толщину стен. С южной стороны находилась алтарная ниша-михраб, обрамленная богатой орнаментальной резьбой. Внутренний зал освещался окнами. Главный вход был с северной стороны. К северной стороне примыкал минарет: В таком виде мечеть просуществовала около полувека. В конце XIII начале XIV века почти разрушенная Соборная мечеть была восстановлена.



Архитектура Соборной мечети и других памятников Болгарского городища составляет своеобразную ветвь восточного зодчества, сложившуюся в условиях севера. Памятник неоднократно исследовался учеными. Последние раскопки, проводились А.П. Смирновым в связи с реставрацией памятника в 1964-1965 гг. В 1964-1967гг. руины Соборной мечети были подвергнуты консервации и фрагментарной реставрации в пределах сохранившейся высоты.


Угловые башни Соборной мечети

К северной стене Соборной мечети примыкает выступ - это фундамент Большого минарета, изображение которого сохранилось на старых рисунках, и чертежах. Большой минарет представлял собой 2 4-х метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Нижний цилиндр через восьмигранный ярус переходит в квадратное основание размером 5х5м. Внутри вела винтовая лестница, которая освещалась 6-ю небольшими окнами. На средней высоте его была арабская надпись-изречение из Корана.



Большой минарет

По указу Петра I Большой минарет был отремонтирован, однако до наших дней не сохранился (упал в1841г.). Не задолго до падения его наблюдал английский ученый Э. Турнерелли.



Церковь Успения

Памятник рядового культового зодчества XVIII в. - церковь Успенья. Построена в 1732-34 гг. на средства казанского купца Михляева. Она воздвигнута на месте предполагаемого ханского дворца. Постройка православной церкви на колыбели исламской религии является одним из звеньев политики русификации проводимой царским правительством.
С созданием в 1969 г. Болгарского заповедника, здание церкви Успения было передано заповеднику, которое после ремонтных работ используется под музей.



Восточный мавзолей (Церковь Святого Николая)

К востоку от Соборной мечети находится Восточный мавзолей. Подобно другим памятникам Болгара, он имеет неповторимую историю. Восточный Мавзолей - усыпальница булгарской знати. Внутри здания расположена своеобразная экспозиция, представляющая этапы жизни городища на примере археологического раскопа, с XI в. до наших дней. За основу экскурсионного рассказа принято хронологическое начало.



Наиболее важные захоронения выделяются намогильными памятниками - каменными надгробиями. На рубеже XIII-XIV веков над ними возводится здание мавзолея. Наиболее ранними могут быть два погребения слева. Место одного - каменный склеп, место другого обозначено надгробием.



Северный мавзолей (Монастырский погреб)

Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV в; был сооружен северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов. Строительство мавзолеев над погребениями знатных людей было широко распространено в мусульманском мире, в том числе и в Болгаре.



Эпиграфические памятники

От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы. В начале XVIII в. здесь лежали намогильные плиты, а земляные работы, проводимые монахами, выявили богатые булгарские погребения.



Чёрная палата

Черная палата является наиболее сохранившимся памятником булгарской архитектуры. Сохранилась поэтическая легенда, объясняющая ее название.



«Во время разгрома города Булгара Аксак-Тимуром, хан Абдуллах со своей семьей и приближенными укрылся в этом здании. Завоеватели по приказу грозного эмира обложили здание деревом и подожгли. Все были должны погибнуть в огне и дыме, но когда дым рассеялся, враги увидели девушку в белом одеянии на крыше здания. Это была дочь хана. Аксак-Тимур, удивленный ее смелостью и красотой, предложил ей стать его женой. Она ответила отказом. Тогда разъяренный эмир приказал привести к нему двух ее братьев, приговоренных к смертной казни. Увидев братьев с колодками на шее, она побледнела и прокричала завоевателю, что она согласна стать его женой, если он на ее глазах отпустит ее братьев на свободу и даст им лучших коней. Так она спасла братьям жизнь, а сама бросилась на догоравшие бревна и разбилась. 3дание же осталось почерневшим от пожара».



По другому преданию это здание было судилищем. Суд производил хан и совет из 3-х человек. Когда надо было вершить суд, то хан и каждый из судей входили в палату через особые двери соответственно сторонам света. Хан всегда входил через западные двери.



Позднее в XIX веке в этом здании была устроена коптильня, потому и снаружи и внутри здание оказалось действительно черным.



Благодаря сохранности Черной палаты здесь в 70-е годы XIX века общество Археологии, истории и этнографии при Казанском, университете устроило музей древностей. Сюда были собраны намогильные плиты, водоемы, крупные архитектурные детали и др. В 1884-1926 гг.



Белая палата

Южнее Черной палаты сохранились руины бани XIV в. - Белой палаты. Развитие городской жизни требовало также возведения общественных сооружений, какими были Караван-сараи, бани.



Бани на Востоке со времен глубокой древности представляли собой предмет особого внимания, как средство достижения чистоты и опрятности, которые как добродетели были освящены обычаями и религией. До нашего времени сохранилось много свидетельств в древней литературе Китая, Индии, Египта, Греции, Рима. Она упоминается и в поэмах «Тысяча и одна ночь» и «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Бани изображали в книгах, миниатюрах.


печи

Баня состояла из раздевальни, комнаты с холодной ванной или бассейном, теплой комнаты для мытья и хозяйственных помещений. Нередко бани разделялись на 2 половины - мужскую и женскую. Рядом с помещением общего пользования бани имелись и отдельные номера с ваннами и фонтанами. Иногда зал при банях служил местом отдыха, бесед, собраний и даже выступлений ораторов, актеров, певцов, а нередко бани были местом общественных и политических собраний, где как в своеобразных клубах создавалось общественное мнение и настроение и давалось общественно-политическое воспитание. Для женщин бани были единственным местом, где они могли встречаться, без помех проводить время.





Они часто снимали бани на целый день, устраивали небольшие пирушки, пели, танцевали, проводили время в разговорах. Сохранился рисунок XVIII в., сделанный П.С. Палласом. Тогда еще высились стены, купольное перекрытие было относительно хорошей сохранности. Позднее, в первой половине XIX в.- Белую палату рисовал Дюранд, братья Чернецовы. Известен этюд Белой палаты И.И. Шишкина, который можно видеть в выставочном зале Болгарского заповедника.


Памятник Сахибам, которые принесли в Болгар ислам


фрагмент памятника Сахибам

Малый минарет

Во второй половине XIV в. жилые кварталы в районе Малого минарета и юго-восточнее его исчезают. Может быть, это было последствием похода 1361г. золотоордынского хана Булак-Тимура.



3десь возникает клад6ище знати, от которого сохранилось несколько усыпальниц и холмов, скрывающих руины каменных построек. На одном из таких холмов и был заложен раскоп. Оказалось, что он скрывал руины небольшого мавзолея, от которого сохранился лишь фундамент, да груда камней. Единственное погребение оказалось разграбленным. Кладбище у Малого минарета по преданиям называется «Xанским».



Во второй половине XIV в. здесь был построен, минарет, который в отличие от Большого у Соборной мечети был назван Малым, поставленный согласно преданиям на месте захоронения «святых булгар». Минарет является составной частью множества окружающих усыпальниц, кладбища, поминальных мечетей.



шпиль малого минарета

Вход расположен с северной стороны. Он имеет полуциркульный верх, обрамленный жгутом и полосой растительного орнамента. С западной стороны на уровне входа находится ниша, увенчанная стрельчатой аркой, украшенной сверху двумя богато орнаментированными плитами. Вполне-возможно, что ниша служила местом для сбора приношений. Минарет имеет несколько окон, расположенных на разной высоте.



Малый городок и оборонительные рубежи городища

Малый городок представляет собой архитектурный комплекс, вынесенный за пределы основного вала городища у его южных ворот, но все же тесно связан с городским укреплением.

Поверхность его ровная, въезд осуществляется с северной стороны, где в линии рва были встроены две воротные башни: западная, имевшая внутри лестницу типа минаретной и восточная, первый этаж которой был занят помещением зального типа. Между башнями находился проезд около 4 м, с запиравшимися воротами, порогами которых служили два массивных каменных блока. Ворота открывались внутрь городка. В помещение башен попадали через двери, расположенные за пределами городка.



Западная башня имела внутри винтовую лестницу, от которой сохранились 4 первых ступени и площадка пятой. Винтовая лестница размещена примерно в середине тела башни. Поверхность фундамента выложена плоской плиткой, пролита и присыпана песком.
Восточная башня ворот имела вход с западного фасада, и даже коридор его уходил в кладку с легким уклоном к северу. Техника кладки восточного пилона абсолютно аналогична западному.



Внутри помещения стены оштукатурены белым алебастровым раствором и покрыты тонкими слоями затирок. Керамика, собранная на раскопе, вся гончарная, общебулгарского типа. Встречается и поливная, представлена несколькими мелкими фрагментами (втор. пол. XIVв.).



Ханская усыпальница

К северу от малого минарета, на территории бывшего кладбища сохранились руины четырех усыпальниц XIV века. Средняя из них носит название «Ханская усыпальница».



Ханская усыпальница сохранила северную и западную стены почти на полную высоту. Однако по этим остаткам можно было реконструировать постройку. Мавзолей - квадратный в плане 7х6,6 м. Вход был украшен арочным порталом.



Рядом была выявлена еще одна семейная усыпальница булгарской знати. Внутри здания найдены 7 погребений. 3ахоронения принадлежали взрослым и детям. Вещей и драгоценностей при покойниках не было, как того и требовал мусульманский обряд. Здание было построено во второй половине XIV века, о чем свидетельствуют находки на дневном уровне постройки. Первоначально сооружение служило мечетью, а позднее стало усыпальницей.




Земля булгар и ее руины считались священными, и быть захороненным здесь считалось большой честью. Вблизи других холмов с руинами находят человеческие кости, разбитые намогильные камни.



Ханская баня

В 1984г. на центральной части городища археологами было открыто еще одно каменное здание. За два полевых сезона открыта основная часть здания. Видны подпольная система отопления - каналы и одна из печей. Каналы делают диаметральное разветвление. Под фундаментом были зафиксированы следы дубовых свай. Среди находок встречаются керамика, монеты, водопроводные трубы, фрагменты архитектурных деталей. Археологами вскрыт мощный слой земли, убраны сотни тонн грунта и десятки тонн каменного завала.



На этом раскопе можно проследить стратиграфию культурного слоя Болгарского городища. Культурный слой - это отпечаток деятельности человека, вданном месте достигает более 3 метров. Наиболее мощный слой толщиной около 7 м. наблюдался на «Коптеловом бугре», древней части городища.



Озеро Рабиги

К западу от городища вдоль линии валов расположены несколько неглубоких озер. Отдельные из них, расположенные недалеко от городских укреплений, использовались булгарами для забора воды.



О наиболее красивом из озер - Рабига куль - среди татарского населения сохранились легенды.


вид на Волгу

«… У хана Болгара была дочь по имени Рабига. Как полагается, жизнь ее протекала в стенах ханского дворца. Ее ровесницы каждый вечер собирались на опушке леса, водили хороводы, а потом превращались в белых лебедей. Однажды ханской дочери удалось покинуть ханский дворец и уйти с подругами. В этот вечер хан Болгара вышел на охоту и на поляне увидел лебедей. Натянув лук, пустил он свою стрелу. Все лебеди, кроме одной, той, в которую попала стрела хана, устремились в небо. Подойдя поближе, хан увидел свою дочь со стрелой в груди. Залился тогда хан горючими слезами, проплакал всю ночь до утра. А в последствии на этом месте образовалось озеро - чистое, как девичьи слезы и глубокое, как отцовское горе».



«Ак мэчет» - жемчужина национальной татарской архитектуры

Достопримечательности этого края не исчерпываются только памятниками старины. Совсем недавно в 2012г. была построена настоящая жемчужина национальной татарской архитектуры – знаменитая «Ак мэчет». Белоснежно-кремовый комплекс воздвигнут в рекордные сроки по проекту Сергея Шакурова, архитектора из Казани.



Величие и размах сооружения притягивает к себе не только приверженцев ислама, но и простых путешественников. Окунуться в атмосферу чистой религии и культуры Востока, далекой от суеты и человеческих разногласий, приезжают со всех концов страны. Ни одно фото не способно передать в полной мере всей роскошности и торжественности этого чуда. Водоем, в котором отражается белая чинность строения, придает мечети сходство с индийским Тадж-Махалом.






Белая мечеть – одно из самых значительных сооружений, пополнивших современную коллекцию архитектурного наследия Татарстана.

Памятный знак в честь принятия ислама в древнем Булгаре

В середине заповедной зоны воздвигнут Памятный знак в честь официального принятия ислама волжскими булгарами. Трехэтажный восьмигранник, напоминающий мечеть, облицованный мрамором, с бронзовым куполом, создан по канонам древнебулгарской архитектуры.



Здесь, в главном зале Памятного знака, на специальном постаменте установлена главная уникальная реликвия мусульманской культуры: самый большой в мире печатный Коран в честь официального принятия ислама волжскими булгарами в 922 году.

Самый большой в мире печатный Коран



Впечатляют размеры и красота священной книги. Вес - 800 кг. Размеры - 2 метра в высоту, 1,5 метра в ширину, количество страниц 632.



Обложка инкрустирована сусальным золотом, для украшения были использованы топаз, малахит, бирюза, яшма. Стоимость Корана - 1 510 000 евро (по нынешнему курсу 109.716.600 руб.) Коран был признан Министерством Культуры РФ 16 ноября 2011 года - культурной ценностью.




Молельная площадь, обрамленная изысканной аркадой множества восточных колонн, устремленные в небо шпили минаретов, огромный главный купол с искусными витражами, белоснежные постройки, предназначенные для духовенства, – таков ансамбль грандиозного комплекса. Стены мечети украшают изречения из Корана, тюльпаны и витиеватые восточные орнаменты, сооружение окружено фруктовым садом и цветниками.




Музей булгарской цивилизации

b10 (700x428, 241Kb)

Примечательно, что это не просто музей археологии, а еще и функционирующий речной вокзал, расположенный на берегу Волги. Этот проект не имеет аналогов по форме и содержанию. Его открытие было приурочено к 1124 годовщине принятия ислама Великой Волжской Булгарией, могущественной и развитой страной, просуществовавшей до начала 15 века. Это событие очень значимо для народа Татарстана, ведь в 922 году на земле, столь далекой от Багдадского Халифата, впервые ислам был провозглашен государственной религией.

b11 (700x441, 459Kb)
b21 (700x468, 440Kb)
b13 (700x481, 346Kb)
b18 (700x437, 453Kb)

Здание вокзала-музея гармонично встроено в существующий рельеф и спроектировано таким образом, чтобы со стороны реки был возможен полный обзор. А полюбоваться есть чем: многоуровневая каменная постройка, возведенная в классическом восточном стиле, окунает в атмосферу величия и роскоши, словно перед нами ворота в древний город Булгар. Башни вокзала – это символы трех культурных центров исчезнувшей волжской цивилизации: Булгара, Сувара и Биляра. В последних двух и разместились выставочные павильоны.

b19 (700x423, 401Kb)
b16 (700x561, 513Kb)
b17 (700x635, 495Kb)
b20 (700x489, 388Kb)
кольцо всевластия

Музей хлеба в Булгар

b29 (700x438, 315Kb)

Главная цель, которая преследовалась основателями, а также многочисленными меценатами, благодаря которым данный проект смог стать реальностью, — показать процесс создания хлеба, без которого немыслимой была жизнь древнего крестьянина. Шаг за шагом — от высеивания семян пшеницы и ржи до самой выпечки — вы можете проследить за тяжелой работой жителей древнего булгарского поселения.

b31 (700x442, 463Kb)

В залах музея также можно ознакомиться с бытом булгар: здесь размещены предметы мужской, женской и детской одежды, постельные принадлежности и кухонная утварь той эпохи, старинные игрушки.

b32 (499x700, 412Kb)
b34 (700x434, 446Kb)

Приятно для посетителей то, что все экспонаты и достопримечательности можно не только рассматривать, но и трогать руками, и даже пробовать на вкус зерна разных культур не возбраняется. В интерактивном зале каждый посетитель может почувствовать себя в роли земледельца, выбрав программу «Пахота» или «Жатва», и принять участие в празднике Сабантуй. А в пекарне, ароматы которой переполняют всю территорию музея, можно приобрести свежеиспеченный хлеб.

b35 (700x436, 407Kb)b30 (492x700, 330Kb)

Туристические экскурсии, действующие на территории мечети, позволяют насладиться и внутренним великолепием грандиозной постройки. Живой дух Востока восседает внутри здания. Просторный Зал молитв обрамлен высокими колоннами, увенчанными полумесяцами. Огромная люстра дает основной свет пространству, а мягкое рассредоточенное освещение от боковых светильников, погружает вошедшего в умиротворенную атмосферу, отстраненную от мирской суеты, вызывая чувство внутреннего спокойствия и одновременно трепета.

photo_20141011154021 (700x452, 327Kb)

Причал заповедника - туристический причал

Оброрудованный причал на берегу Волги позволяет принимать несколько теплоходов сразу.

photo_20141011153448 (700x451, 286Kb)
Встреча гостей на причале

photo_20141011154055 (700x450, 315Kb)
сувениры на память

Если Вы интересуетесь историей и любите путешествия, то приезжайте в Болгарский музей-заповедник! Здесь Вы можете очутиться в овеянном легендами городе, прикоснуться к великолепным творениям древних булгар, ощутить себя первооткрывателем, участвуя в раскопках, любоваться прекрасными видами природы, насладиться свежим воздухом волжских просторов... и тогда Ваша мечта о хорошем отдыхе сбудется!


Огромное спасибо за предоставленные материалы:
l7e7o7n.narod.ru, bolgar.info, bulgar.clan.su, komanda-k.ru
текст: bulgar.clan.su



Серия сообщений "моя Казань":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments