Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Гентский алтарь. Возвращение

Одна из самых последних новостей культуры - После десятилетней реставрации Гентский алтарь Хуберта ван Эйка и Яна ван Эйка окончательно вернулся в свое первоначальное место, Собор Святого Бавона. Это замечательное событие произошло 25 марта 2021 г.
«Поклонение Мистическому Агнцу» - образец высочайшего мастерства нидерландцев Губерта (1370 — 1426) и Яна (1390 — 1441) ван Эйков.

320818_original.jpg

В начале мая 1432 года в Гентском соборе, освящённом в честь Иоанна Предтечи, герцог Бургундии Филипп Добрый крестил своего новорождённого наследника. К столь важному для королевства событию было приурочено и торжественное представление публике удивительного произведения — алтаря, который создавался десять лет.

Его заказчик, бургомистр Гента Йодукус Вейдт, разослал достопочтенным гостям приглашения со стихами на латыни:

"Мастер Губерт ван Эйк, величайший из всех, начал этот труд. Ян — его брат, второй в искусстве, завершил. Придите и восхититесь".

За 600 лет их творение едва не было уничтожено огнём, подделывалось, похищалось, подвергалось цензуре, вывозилось Наполеоном, было объектом охоты в Первой и Второй мировых войнах, хранилось в соляной шахте, было продано священнослужителем-отступником — но вновь возвращалось на своё место, в собор святого Бавона в Генте.

Panorama-View-Of-The-Saint-Bavo-Cathedral-And-Ghent-City.jpg
Кафедральный собор Святого Бавона (Sint Baafskathedraal) в Генте. Бельгия

cerkov-svjatogo-nikolaja.jpg

Saint-Bavo-Cathedral-Ghent.jpg

До появления собора на его месте находилась старинная часовня святого Иоанна Крестителя (Johannes de Doper), построенная еще в 942 году

sint_baafskathedraal2.jpg
Величественная башня выполнена в стиле Брабантской готики архитектором Яном Стассинсом (Jan Stassins). Эта мощная конструкция имеет общую композицию: горизонтально расположенные линии каменной кладки и перил сочетаются с перпендикулярными башенками и нишами. По обеим сторонам располагаются капеллы.

ddfb180b3bf8ba26d3ef29ee15e4828d.jpg

5917906_original.jpg

Во внутреннем убранстве собора переплетаются различные направления готики, в том числе французская и шведская.

3401-Vnutri-Sobora-Svjatogo-Bavona-v-Gente.jpg

В соборе погребены многие епископы Гента, а также герцогиня Бургундская Мишель Французская.
Самый знаменитый элемент интерьера в соборе – Гентский алтарь с великолепной галереей. Изначально он находился в часовне Йоса Вейдта.

В 1521 году, во время путешествия по Нидерландам, немецкий художник А. Дюрер записал в своем дневнике о приеме, который ему устроили в Генте: «…староста гильдии живописцев и художники оказали мне много чести, прекрасно меня приняли, предложили мне свои услуги и вечером отужинали со мной. В среду рано утром (10 апреля) они повели меня на башню св. Иоанна, откуда я мог обозреть весь большой удивительный город… Затем я видел картину Яна, это драгоценнейшая и превосходнейшая картина, и особенно хороши Ева, Мария и Бог-Отец».

Risunok0.jpg

3628679.jpg
Гентский алтарь в открытом виде

57fe6d55e4b0b24306ef053c-1476291926128.jpg
Алтарь «Поклонение Мистическому Агнцу» в закрытом виде

Предполагается, что Губерт ван Эйк, старший из братьев, отвечал за конструирование алтаря, а младший затем расписал его. Строительство полиптихов требовало одних знаний, а нанесение изображений на них — совершенно других.

2021-03-28_10-31-14.png
Ян ван Эйк, «Портрет мужчины в красном тюрбане (Автопортрет?)» (1433). Национальная галерея, Лондон

Губерт умер в 1426 году, и, судя по всему, Ян взял на себя контракт, который брат заключил с заказчиком. Сейчас именно он, "второй в искусстве" считается главным создателем Гентского алтаря

Гентский алтарь был освящён в 1432 году. Об этом извещает надпись на латыни на двух серебряных пластинах, обнаруженных в 1823 году на задней части панелей с изображениями донаторов (заказчиков).

2021-03-28_10-30-47.png
Транскрипция четверостишия, сделанная в 2012 году Хьюго ван дер Вельденом с применением оригинального шрифта. Красные буквы в последней строке образуют хронограмму, которая указывает на дату завершения полиптиха: когда они читаются как римские цифры и суммируются, в результате получается 1432.

Образы донаторов (заказчиков) - Йоса Вейдта и Елизаветы Борлют присутствуют на крайних левой и правой створках алтаря (в закрытом виде).
2021-03-28_10-31-51.png
Ян ван Эйк, портреты Йоса Вейдта и Елизаветы Борлют на панелях Гентского алтаря

Вейдт состоял старостой церкви св. Иоанна и помощником при бургомистре родного города, его жена была богатой аристократкой, так что пара могла позволить себе нанять братьев ван Эйков.

Когда ставни алтаря были закрыты, зритель видел Благовещение — как символ начала нашего спасения оно изображается на царских вратах, — Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и молящуюся супружескую чету донаторов Вейдтов.

2021-03-28_10-32-20.png
Панели Гентского алтаря (закрытого): 1 — Йос Вейдт; 2 — Иоанн Креститель; 3 — Иоанн Евангелист; 4 — Елизавета Борлют; 5 — архангел Гавриил; 6 — вид Гента; 7 — символы чистоты Девы (кувшин, таз и полотенце); 8 — Дева Мария и Святой Дух; 9 — пророк Захария; 10 — Эритрейская сивилла; 11 — Кумская сивилла; 12 — пророк Михей

Алтарь потрясал современников. К нему шли паломники, его мечтали увидеть, но в обычное время он стоял с закрытыми створками.

Карел ван Мандер в "Книге о художниках" пишет, что чарующий алтарь-складень открывали и показывали лишь знатным особам и тем, кто щедро награждал сторожа.

Только по большим праздникам его могли видеть все горожане, но тогда у алтаря собиралась такая толпа, что близко подойти уже было невозможно.


Retable_de_lAgneau_mystique.jpg

2021-03-28_10-33-31.png
Панели Гентского алтаря (открытого): 1 — Иисус Христос; 2 — Богородица; 3 — Иоанн Креститель; 4 — хоры ангелов; 5 — Адам; 6 — Ева; 7 — Поклонение Мистическому Агнцу; 8 — праведные судьи (копия); 9 — воины Христовы; 10 — пилигримы и святой Христофор; 11 — отшельники

825480_original.jpg
Ян ван Эйк, фрагмент центральной панели Гентского алтаря

2021-03-28_10-53-06.png
Ян ван Эйк, фрагмент центральной панели Гентского алтаря — лик Иисуса.

Risunok41.jpg
Risunok17.jpg

2021-03-28_10-34-01.png
Ян ван Эйк, центральная панель Гентского алтаря — Поклонение Мистическому Агнцу.

Ягнёнок — Мистический Агнец Божий — символ Христа и его смерти, а его принесение в жертву эквивалентно распятию Иисуса. Это подчёркивает крест, который держит один из коленопреклонённых ангелов. В руках у других можно увидеть предметы, связанные со Страстями Христовыми: столб, к которому Сын Божий был привязан во время бичевания, губка на палке, пропитанная уксусом (ею смачивали губы Христа, чтобы усилить жажду), гвозди и копьё, пронзившие его плоть. Надпись, вышитая на ткани поверх стола, гласит: «Ecce Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis» («Се Агнец Божий, который принимает грехи мира»).

agnec-bozhij-s-otrestavrirovannogo-gentskogo-altarja-napugal-internet.jpg

Агнец истекает кровью в Святой Грааль, установленный на алтаре. Поток крови визуально связан со струями в фонтане, что намекает на Христа как на «живительную воду» Бога. Это отсылка к цитате «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 4:14).

Risunok20.jpg
Восьмиугольный фонтан - это крещальная купель, источник нового бытия. Восемь – число воскресения, в течение восьми пасхальных дней створки алтаря оставались открытыми. По той же самой причине в наших храмах Царские врата остаются отверстыми на протяжение всей Светлой седмицы.

2021-03-28_10-49-55.png
На чашу фонтана нанесено изречение «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Книга Откровений, 22:1). Таким образом, в символическом контексте Агнца фонтан — это источник вечной жизни и спасения.

scale_1200.jpg

Risunok40.jpg

Jan_van_Eyck_-_The_Ghent_Altarpiece_-_Adoration_of_the_Lamb_detail_-_WGA07660.jpg

506538.webp

Risunok18.jpg

2021-03-28_10-31-32.png
Ян ван Эйк, фрагмент Гентского алтаря — изображение святого Иоанна Евангелиста.

2021-03-28_10-32-44.png
Ян ван Эйк, фрагмент панели Гентского алтаря — пророк Захария.

111546.jpg

tumblr_mwni0btPTB1r9x51oo1_1280.jpg

Шестисотлетняя история алтаря не менее богата, чем его иконопись. Это, пожалуй, самое часто похищаемая работа в мире. Да и вообще всё плохое, что могло бы случиться с произведением искусства — произошло с ним.

JXMLV1.jpg

В августе 1566-го кальвинисты ворвались в собор Святого Бавона, чтобы сжечь Гентский алтарь как католическую икону. Их опередили рыцари, которые разобрали панели и спрятали в одной из церковных башен. После этого они заблокировали лестницу и приготовились защищать святыню ценой собственной жизни. Алтарь вернулся на прежнее место почти 20 лет спустя.

В 1781 году император Священной Римской империи Иосиф II пожелал увидеть знаменитый шедевр. Но вместо того, чтобы восхищаться творением Ван Эйков, он возмутился, что обнажённые Адам и Ева слишком «неблагородны» для утончённых вкусов эпохи Просвещения. Эти две панели были сняты и спрятаны в библиотеке собора.

Risunok35.jpg

2021-03-28_14-23-26.png
благопристойные копии Адама и Евы

Алтарь был почти разрушен в результате пожара, был почти сожжен бунтующими кальвинистами, был подделан, разграблен, расчленен, украден Наполеоном, за ним охотились в первой мировой войне, он был продан ренегатом священнослужителем, его пытались украсть целых тринадцать раз! Причём шесть попыток оказывались успешными.
Даже оригинальная рама, предположительно, богато декорированная, была уничтожена во время Реформации. Некоторые исследователи думают, что она была снабжена часовым механизмом, который открывал створки и, возможно, даже проигрывал музыку.


Risunok5.jpg

В 1934 году монахи собора святого Бавона в Генте обнаружили пропажу створок Гентского алтаря. Двери собора преступники попросту открыли отмычкой, а створки демонтировали столярными инструментами. Через несколько дней епископ Гента получил письмо, в котором ему предлагалось выкупить створки. В качестве гаранта серьезности намерений в последующих письмах неизвестный прислал епископу квитанцию от камеры хранения, где лежал один из элементов алтарных створок.

В том же году биржевой маклер Арсен Годетьер перед смертью исповедовался и рассказал, что он украл створки, но сообщать, где они, не захотел.

STATY-45-4-GENTSKII-ALTAR.jpg

Не найдена панель "Праведные судьи", ее место до сих пор заменяет копия. А загадочная кража 1934 года рождает все новые и новые теории.
Существует мнение, что вместо написанной копии в Гентский собор была тайно возвращена украденная створка.

Retable.jpg
Жеф ван дер Фекен, копия панели «Праведные судьи», украденной в 1934 году

В начале Второй мировой войны Гентский алтарь был отправлен на хранение в Шато де По на юге Франции, но оттуда его выкрали по приказу Германа Геринга. В 1943 году творение ван Эйков спасли союзники вместе с тысячами других произведений искусства, которые хранились в соляной шахте близ австрийской коммуны Альтаусзе.

2021-03-28_13-33-09.png
Лейтенант Даниэль Дж. Керн и немецкий реставратор Карл Зибер изучают Гентский алтарь после извлечения его из соляной шахты во время Второй мировой войны. Фото из архивов Смитсоновского института

В 2010 году Фонд Гетти и правительство Бельгии объявили о планах по восстановлению «Поклонения Мистическому Агнцу». С 2012-го по 2016 годы проходила реконструкция внешних панелей створок. Команда из десяти экспертов сантиметр за сантиметром снимала слои выцветшего лака и следы предыдущих «подкрашиваний», самые ранние из которых датируются 1500-ми годами. На некоторых участках проявились складки драпировок, а под тёмным фоном обнаружилось пространство и свет.
Далее проводилась кропотливейшая реставрация внутренних панелей с привлечением самых современных научных методов.

2021-03-28_10-29-05.png
Алтарь «Поклонение Мистическому Агнцу» в закрытом виде до и после реставрации.

506621.webp
Реставраторы в процессе восстановления внешних панелей Гентского алтаря.

Risunok23.jpg



https://belgiumtrip.ru/sint-baafskathedraal-ghent/
https://artchive.ru/publications/2976~Blizhe_nekud...rja_na_sajte_Blizhe_k_van_Ejku
https://vse42.ru/articles/31216484
https://www.liveinternet.ru/users/4000579/post400904149/
https://veryimportantlot.com/ru/news/sobitiya/uter...y-pravednye-sudi-yana-van-ejka
https://blog-clone.predanie.ru/article/tajna-misticheskogo-agntsa-bratev-van-ejkov/
https://blog-clone.predanie.ru/article/tajna-misticheskogo-agntsa-bratev-van-ejkov/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Если б не было войны...

    Еще до встречи вышла нам разлука, И всё же о тебе я вижу сны. Ну разве мы прожили б друг без друга, Мой милый, если б не было войны, Мой…

  • Потсдам не Германия

    Автор - КЛИМ1. Это цитата этого сообщения Потсдам не Германия. Tолько я начал обживаться в деревне с лирическим названием Лаффайет, что…

  • О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ. 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments