Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

БЛОХИНСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ: ПРИДАНОЕ ДЛЯ СУЗДАЛЬСКИХ ДЕВИЦ.

Автор - Буала. Это цитата этого сообщения
БЛОХИНСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ: ПРИДАНОЕ ДЛЯ СУЗДАЛЬСКИХ ДЕВИЦ.

В 1834 году в Суздале, тогда еще не в туристическом центре, а в захолустном уездном городе Владимирской губернии, на главной улице, практически напротив знаменитого Ризоположенского монастыря открылась Блохинская богадельня.
0-0 (583x374, 199Kb)

Суздаль в конце XIX века

В ней не было ничего удивительного. Разве что сама архитектурная постройка вызывала интерес. В качестве основного, центрального объема архитектор построил большую домовую церковь. А функциональные помещения расположил по бокам, словно флигели барской усадьбы.

Таким образом, с первого взгляда было совершенно непонятно, то ли это храм, то ли светское сооружение с огромной домовой церковью, то ли что-нибудь еще.

И все бы ничего, но 12 мая 1837 года будущую знаменитую богадельню посетил будущий император Александр II.
0-0- (504x318, 95Kb)

Блохинская богадельня, XIX век

На радостях основатель и попечитель богадельни, Василий Максимович Блохин жертвует богадельне капитал в 15 000 рублей.

К этому моменту он уже положил в казну московского Воспитательного дома 100 000 рублей на содержание богадельни и 30 000 – на содержание священнослужителей. При этом священник получал 600 рублей в год, дьякон 350, а пономарь 250 рублей ассигнациями, плюс каждому из них давался бесплатный дом, годный для проживания с большим семейством.

Предусмотрена была и должность старосты, который «во время службы ходит по церкви с блюдом, и собираемые деньги высыпает в кружку, находящуюся в церкви».

Но это был взнос совершенно особенный. Проценты с него составляли 600 рублей в год. И тратиться эти проценты должны были исключительно на приданое бедным девицам, выходящим замуж.
0-0 (514x572, 273Kb)

Василий Максимович Блохин (1789 – 1845) – московский купец I гильдии, потомственный почётный гражданин и кавалер, уроженец Суздаля.

Василий Максимович был человеком небедным. Суздальский уроженец, он вместе с тремя своими братьями рос без родителей, и о нужде знал далеко не понаслышке. Но несмотря ни на что смог быйти в люди и заработать большой капитал.

Став состоятельным человеком, Блохин тратил большую часть своих доходов на нужды своей малой родины. Так делали многие предприниматели, и это был один из важнейших факторов выживания и даже процветания русской провинции.

Крупнейший вклад Василия Максимовича в город Суздаль – та самая Блохинская богадельня. Она была рассчитана на 100 человек - мужчин брали в возрасте старше 60 лет, а женщин старше 50. Призреваемым предписывалось помогать друг другу, по возможности, рукодельничать и в обязательном порядке ходить в церковь. Благо ходить, как мы уже писали, было совсем не далеко.
0-0РїСЂ (270x419, 128Kb)

Правилами предписывалось: «Все призреваемые, для исполнения всех установленных правилами церкви христианских обязанностей, причисляются к Богородицкой, при Блохинской богадельне, церкви. Все богаделенные обязаны друг другу помогать, особенно слабым, а те, которые имеют силы, непременно заниматься рукоделием, какое кто умеет, всякий для собственной своей пользы и другими приличными работами. Данное платье носить бережливо и быть во всем опрятным. Нарушители порядка увещеваются экономом».
0-0 В богадельне (570x362, 221Kb)

Женское отделение в богадельне, фото конца XIX века
0_0 (570x398, 270Kb)

Мужское отделение в богадельне, фото конца XIX века

Великий князь Александр Николаевич и думать забыл про Суздаль. А тем временем там разрабатывали механизм получения означенного приданного.

На всех девиц конечно не хватило бы. Суздаль город хоть и маленький, но барышень и юношей там было прилично. Чтобы помощь не превратилась совсем уж в символическую сумму, следовало четко обрисовать круг потенциальных претенденток.

Во-первых, это должны были быть жительницы Суздаля. Во-вторых, они должны были принадлежать к мещанству или же купечеству. Иногородние и представители других сословий допускались только если не имелось претенденток из приоритетных групп.

Попечительский совет Блохинской богадельни заранее рассматривал кандидатуры, как бы не попалась чересчур богатая или безнравственная.

«Правила для раздачи бедным девицам, при выходе в замужество денежного вспомоществования, в память посещения Суздальской Блохинской богадельни Государем Наследником Цесаревичем 12 мая 1837 года» гласили:

«Каждая девица, желающая воспользоваться помянутым пособием, должна подать о том в Суздальскую Городскую Управу, на простой бумаге, прошение, в котором должно быть объяснено: имеет ли девица родителей и где или у кого она проживает. Иногородние же девицы, сверх того, должны приложить свидетельство духовного начальства из метрических книг о летах и свидетельство о бедности и сиротстве».

Но и это не все. В день иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (именно на этот праздник приходился исторический визит великого князя) в местном храме проводилась жеребьевка. Число счастливых фантов со словами «Божье благословение на бракосочетание», а также сумма к выдаче рассчитывалась каждый раз в зависимости от доходности вклада.

Другое дело, что в момент блохинской жеребьевки, у девиц не было женихов. Жениха следовало раздобыть. Не то, чтоб срочно, но и затягивать особенно не приходилось.

На поиски суженого выделялось три года, притом их также подвергали проверке, а вдруг аферист? Если суздалянка была чересчур разборчивой и не укладывалась в срок, денег она не получала. Зато могла пройти всю процедуру по второму разу, это не запрещалось.

Венчание тоже приходилось на 12 мая.
0-0 Р¶ (455x700, 454Kb)

Время шло. В 1845 году Василий Максимович умер, похоронили его на суздальском погосте. Таково было желание Блохина..

А в 1858 году в должность суздальского городского врача заступил доктор Владимир Яковлевич Менци, один из тех провинциальных докторов-подвижников, которыми всегда гордится отечественная медицина.
0_0В.Я. Менци. 1887 г. (384x431, 176Kb)

В.Я. Менци. 1887 год

В.Я. Менци по происхождению швейцарский немец, предки которого переселились в Россию в конце XVIII века, приняв вскоре русское подданство и православную веру. Так что про Владимира Яковлевича говорили, что у него немецкого осталась одна... фамилия. А так он был «настоящий русский», вобравший в себя все лучшие черты и особенности наших православных соотечественников.

«Отличительными чертами служения Менци были: честность, добросовестность и точность, переходившая иногда в излишнюю пунктуальность». Он ведал суздальской земской больницей, медицинской частью здешних многочисленных монастырей, духовного училища и, разумеется, Блохинской богадельни. Вплоть до самой его смерти, случившейся в 1891 году, жители города, что называется, горя не знали.

Ближе к началу двадцатого века жизнь в стране оживилась. Изобрели телефон, автомобиль, самолет. Расстояния стремительно сокращались и между людьми, и между городами. Все это, конечно, относилось и к Суздалю. Здешний мещанин Иван Жилин зарегистрировался как торговый представитель фирмы «Зингер» и торговал на той же Главной улице знаменитыми швейными машинами (а заодно и всякими мелочами, за что получил кличку «Мюр и Мерилиз»).

Напротив Блохинской богадельни прошли испытания нового вида городского освещения, так называемых керосинокалильных фонарей. Очевидец писал: «Специалист открывает ящичек и, действуя рукояткой, спускает фонарь вниз и открывает дверцу его. Внутри фонаря вспыхивает слабый огонек, рабочий начинает действовать воздушным способом, и вдруг все вздрогнули от неожиданного шума и яркого ослепительного белого света фонаря, Народ в восхищении, крики удовольствия, аплодисменты».

Правда, фонарь не прижился на долго, преимущества электричества были явно заметнее.

Зато вошли в моду всевозможные экскурсии по местам скопления русской старины. Суздаль больше не считался захолустным городком, он стал первейшей достопримечательностью древней Владимирской губернией. В 1912 году выходит книга Василия Гавриловича Добронравова «Город Суздаль и его достопамятности»:

«Занимая весьма скромное положение в современной русской жизни, Суздаль хранит до настоящего времени многочисленные и разнообразные памятники своего прошлого бытия, своей истории. При обозрении этих памятников перед нами встает Древняя Русь с ее исчезающими ныне особенностями, воскресают давно минувшие события».

Еще недавно актуальная суздальская поговорка «хрен да лук не выпускай из рук» (город был в первую очередь поставщиком простейших овощей), Суздаль из рыночных рядов перемещается в научную географическую литературу. Публикуется и опускается на полки книжных лавок отчет Общества любителей древностей от 1902 года:

«В половине мая текущего года мы имели удовольствие совершить интересную поездку в древний полузабытый город Суздаль, славный своим историческим прошлым и находящимися в нем святынями. Еще не доезжая верст восемь до города, мы были приятно удивлены открывшейся пред нами панорамой этого древнего исторического города, но чем ближе мы подъезжали к нему, тем панорама все более и более теряла свой чудесный вид».

И все это время на Главной улице продолжала функционировать Блохинская богадельня, а суздальские барышни исправно получали свое благотворительное приданное.

* * *

После революции могилу Василия Максимовича Блохина разрушили, а в богадельне разместили советский инвалидный дом, затем колхозную школу, училище механизации и снова инвалидный дом. Главную улицу (а она так и называлась – Главная) переименовали в улицу Ленина, да так и оставили.
0-0Суздальское_ху (700x458, 496Kb)

Сегодня в бывшей богадельне работает Суздальское художественно-реставрационное училище.
imgproxy (460x70, 126Kb)

Источник...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments