Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Лучшие друзья девушек...Все о серьгах

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Лучшие друзья девушек...Все о серьгах

Серьги, серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого прокалываются специальные отверстия.

 

Русское слово «серьга» заимствовано из древнерусского, где оно восходит к тюркскому «syrγa» — «кольцо». Серьги буквально — «ушные подвески в виде кольца».

По другой версии, отражённой в этимологическом словаре Фасмера, слово является преобразованным древнерусским словом «усерядзи» *userędzi, которое в свою очередь является преобразованием готского *ausihriggs (ушные кольца).


Серьги появились именно как мужское, а не как женское украшение. Уже в древней Азии 7 тысяч лет назад делали серьги для мужчин. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме.

Древнеримские серьги

Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией.

древнеримские

Центурионы Цезаря носили кольца в сосках как знак храбрости. Богатые гречанки и состоятельные римлянки с удовольствием носили серьги с жемчугом, демонстрируя окружающим свой достаток и высокое положение. Представительницы же высшей знати предпочитали роскошь и магию более ярких и пестрых камней, выбирая для светских выходов серьги с топазами, с гранатом или с сапфиром.

Византийские

Минойские

Египетские

Среди бесчисленного множества найденных в египетских гробницах ювелирных украшений серьги из золота занимают одно из первых мест. Большой любовью серьги, золотые и серебряные, пользовались в странах Древнего Востока.

Корейские

Индийские

Древних этрусков

Серьги с сапфирами, рубинами и изумрудами — фантазия восточных мастеров не знала границ и находила своё отражение в самых роскошных ювелирных украшениях. Серьги носили в Ассирии, Индии и Китае.

Портрет французского короля Генриха III с жемчужной серёжкой


В Средние века в Европе мужские серьги то входили в моду, то подвергались гонениям. Например, в XIII веке католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию».

Деталь портрета Петра Салтонстолла. Авторство Томасина Бека

Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились. Причины для ношения серег у них были разные.

серьги от Van Cleef & Arpels и серьги "Пчела" от Тео Fennell

Цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье.

Van Cleef & Arpels. Серьги "Свет свечей"

Бриллиантовые серьги, принадлежавшие испанской принцессе Беатрис 

Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль.

Серьги "Ландыш" от швейцарской художницы-ювелира Сюзанн Суз и серьги от Van Cleef & Arpels

Серьги "Полуночная страсть" от художницы-ювелира Сюзанн Суз, Женева.

Серьги от David Morris, Лондон.Серьги от JAR

Мореход мог надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Горн, на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Такой моряк имел право в портовых кабаках на одну бесплатную кружку спиртного, а также безнаказанно класть ноги на стол.


Эпоха Возрождения реабилитировала серьги и их носителей. Де-юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли. На портрете французского короля Генриха III заметно, что правое его ухо украшает серьга.

 

На Руси 
До XII века витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, — «серьгач». В Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Так, простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра.

В Московском царстве от прокалывания ушей отказались. В петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.

Серьги-голубцы из этнографического музея в Петербурге.

Серьги-голубцы — в средневековой Руси, по форме напоминающие силуэт птицы или двух птиц.


Серьги-жирандоль — (от франц. girandole — бриллиантовые серьги, подвеска; канделябр; сноп водяных струй) по форме напоминающие подсвечник для нескольких свечей или фонтан в несколько струй. «В старину такое название давалось бриллиантовым серьгам с подвесками из крупных алмазов или жемчуга. В настоящее время так называют также серьги, выполненные с другими драгоценными камнями, но обязательно подобной формы».


Серьги-одинцы, двойчатки или тройчатки — в средневековой Руси. В виде прикрепленных к толстой проволочной мочке одного, двух или трех стерженьков с нанизанными на них сверлеными камнями, жемчугом, бусинами кораллов, стеклами, литыми серебряными орнаментированными цилиндриками.

Женщины всех возрастов и любой социальной и национальной принадлежности всегда любили ушные украшения. Безусловно, драгоценные ювелирные украшения всегда были мерилом богатства. Но, как и повсюду в мире, на Руси они, особенно дополненные драгоценными и полудрагоценными камнями, помимо своего основного, эстетического назначения, служили талисманом, оберегом, приносившим, по поверью, своему владельцу удачу, здоровье и всяческую пользу.

В разные времена на Руси носили серьги в виде полумесяца, серьги-бубенчики, лапки, колты (так называли своеобразную разновидность серег — женские височные украшения, которые носили, подвешивая к головному убору). Серьги обычно были довольно длинными — не меньше двух дюймов, а иногда и намного длиннее.

Популярными были так называемые «одинцы», «двойчатки» и «тройчатки» - серьги в виде прикрепленных к толстой проволочке одного, двух, трех стерженьков с нанизанными на них стеклянными и серебряными бусинками, жемчужинками и небольшими литыми серебряными цилиндриками с орнаментом. С новгородской культурой связаны так называемые «голубцы» - крупные серебряные серьги в форме стилизованных птиц, покрытые с двух сторон сканным орнаментом, иногда с эмалью, и украшенные жемчужинками, перламутром, камнями или стеклами с серебряными бусинками.

 

 

На русском Севере изготавливали литые серебряные серьги. В Великом Устюге на основной тон эмали наносили белые, желтые, черные или черные с желтой серединкой точки. В Москве делали золотые серьги в форме полумесяца с подвесками в виде граненых шариков. В некоторых документах XVII века упоминаются «шляпочные серьги» - украшения, которые прикрепляли к головным уборам.

Иногда серьги носили названия по способу крепления в них камня. Серьги, в которых камень вставлялся как в лапку, назывались «серьги-лапки». Другие серьги, в которых к ушному кольцу прикреплялась запона-бляха с драгоценным камнем посередине, носили название «серьги-

В XV—XVII веках серег делали так много, что появились специальные мастера-сережники. Серьги стали необходимым дополнением к костюму. Без них, выполненных из серебра или другого металла, трудно было представить нарядно одетую женщину.

Европейские костюмы, вошедшие в моду у высшей знати в XVIII веке, потребовали новых украшений, которые старые русские ремесленники еще не умели изготовить. И Петр I пригласил иностранных мастеров, поднявших русское ювелирное искусство на новую высоту. На протяжении всего XVIII века были очень распространены серьги с одной или несколькими квадратными или трапециевидными подвесками и камнями-подвесками.

Во второй половине столетия модными становятся серьги-банты, серьги в виде виноградной грозди из жемчуга. Очень интересны «банты» работы тульских мастеров — серебряные, с редко встречавшимися на украшениях того времени коричневыми камнями с искорками авантюрина и украшенные «алмазами» из стали. Серьги XVIII века отличались большим количеством цветных камней и бриллиантов, но выпускались серьги и с недрагоценными узорчатыми камнями, и со стеклами.

На севере России простые женщины любили украшать себя серьгами из мелкого речного жемчуга, нанизанного на проволочку. Они могли иметь самую разнообразную форму: с грушевидными подвесками, с подвесками в виде веток с листьями или цветов или даже целых корзин с цветами.

У казаков.Сережка в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, сережка в правом — последний в своем роду.Еще один вид-пуссеты (или пусеты, они же «гвоздики») — серьги, которые крепятся к мочке уха при помощи штифта («гвоздика»), удерживаемого зажимом.



Современные модные тенденции не делают различий по половому признаку, позволяя носить серьги как женщинам, так и мужчинам. Вот уже много лет не теряют своих позиций в мире моды золотые серьги с благородными камнями: серьги с цитрином, серьги с хризолитом, серьги с бриллиантами.

В настоящие время альтернативой серёг являются украшения, не требующие проколов, такие как клипсы и каффы. 

Виды крепления каффов: дужка за ухом - как гарнитура Bluetooth; зажим в виде незамкнутого кольца на край ушной раковины (выше мочки уха).

Тоннели

Тоннель — украшение большого размера, которое обычно ставится в отверстие мочки уха (а также в губу, нос и т. д.). Отличаются от традиционных украшений большим диаметром сквозного отверстия. Закрытые тоннели называются плагами (англ. plug — «затычка»).

Вот такие сережки. Желаю Вам всем иметь все,что вы хотите!

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments