Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

РУССКИЕ СЕЗОНЫ Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты.Часть 2

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
РУССКИЕ СЕЗОНЫ Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты.Часть 2

ИКОНЫ РУССКИХ СЕЗОНОВ:
МИНИ-ДОСЬЕ

Кто создавал антрепризу, покорившую главные сцены мира

Сергей Дягилев

Сергей Дягилев
Основатель
Инициатор и бессменный куратор Русских сезонов. С юности устраивал в Петербурге выставки авангардистов, был редактором журнала «Мир искусства». В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Для работы над постановками Дягилев приглашал лучших танцоров, хореографов и художников. Яркие изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей стали визитной карточкой его спектаклей.
Сергей Дягилев и Серж Лифарь. Лондон. 1928Фотография: litmir.com

Сергей Дягилев, Владимир Полунин и Пабло Пикассо в мастерской Ковент-Гарден. Лондон. 1919Фотография: diletant.media
Жан Кокто и Сергей Дягилев на премьере балета «Голубой экспресс». 1924Фотография: diletant.media

Александр Бенуа

Александр Бенуа Художник
Живописец, историк искусства и критик Александр Бенуа долгие годы был близким другом Дягилева. Именно Бенуа работал над «Павильоном Армиды», балетной премьерой Русских сезонов. Художник не ограничивался оформлением спектакля: он постоянно дискутировал с хореографом и чувствовал себя полноправным творцом художественного действа. А еще Бенуа помогал импресарио собирать творческую команду. По его совету, например, Дягилев пригласил Наталию Гончарову, которая оформила один из самых ярких балетов — «Золотой петушок».
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету Фридерика Шопена «Сильфиды». 1909
Королевский театр, Мадрид, Испания
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету Адольфа Адана «Жизель». Сельский пейзаж. 1910 Частное собрание

Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Петрушка». Масленица в Петербурге. 1911
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леон Бакст

Леон Бакст Художник
Его балетные декорации называли «пиршеством для глаз» и «симфонией цвета», а про самого художника театральный критик Андрей Левинсон писал: «Париж был подлинно пьян Бакстом». Костюмы благодаря цвету, текстуре и орнаментам подчеркивали пластику и грацию актеров. Одной из лучших оформительских работ Льва Бакста стала «Шехеразада». Увидев декорации, Александр Бенуа сказал, что именно благодаря Баксту Русские сезоны получили всемирное признание.
Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910
Частное собрание

 

Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Рейнальдо Ана «Голубой бог». 1911 Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция

Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». 1912
Музей современной истории, Париж, Франция

Николай Рерих

Николай Рерих Художник
Николай Рерих создавал декорации и костюмы к нескольким балетам Дягилева. Особенно известно его оформление спектакля «Половецкие пляски». Рерих воссоздал на сцене пространство половецкого стана, выжженной солнцем далекой степи и выгоревшего неба. В сочетании с хореографией Михаила Фокина — Вера Красовская называла танец половцев «бешеной вихревой пляской» — декорации Рериха передавали неистовый и буйный характер восточного народа.
Николай Рерих. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Весна священная». 1912
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Эскиз декорации к опере Александра Бородина «Князь Игорь». Половецкий стан. 1908
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Рерих. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Весна священная». Юноши. 1912
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский Композитор
Стравинский стал главной музыкальной звездой Русских сезонов. Дягилев пригласил молодого композитора в антрепризу после того, как заказ не выполнил в срок Анатолий Лядов — мастер сказочной стилизации в музыке. После громкой премьеры «Жар-птицы» Игорь Стравинский создал музыку еще к 13 балетам Русских сезонов.
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев в аэропорту Лондона, Великобритания. 1926
Фотография: persons-info.com
Дирижер Эрнест Ансерме и Игорь Стравинский
Игорь Стравинский.Копенгаген, Дания,1925
Николай Римский-Корсаков Композитор
Римский-Корсаков учил Дягилева музыке в Петербургской консерватории, а почти 20 лет спустя стал одним из ключевых композиторов дягилевской антрепризы. Балет «Шехеразада» на его музыку вызывал восторг у парижской публики. Главную роль в спектакле исполнила Ида Рубинштейн, про которую Валентин Серов говорил: «Столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».
Михаил Ларионов. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Полуночное солнце». 1915Частное собрание
Валентин Серов. Эскиз к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталия Гончарова. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1914 Частное собрание

Михаил Фокин

Михаил Фокин
Хореограф
В первые три года Русских сезонов Михаил Фокин был единственным хореографом антрепризы. Работать с Дягилевым он начал уже не новичком: в творческом портфолио Фокина были яркие солирующие партии, которые он исполнял в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и «Пробуждение Флоры», и несколько постановок для Мариинки. Но отношения Дягилева и Фокина со временем портились. Карьера Фокина в Русских сезонах окончательно завершилась в 1914 году — в историю вошли его балеты «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шехеразада» и «Петрушка».
Михаил Фокин в балете Александра Бородина «Половецкие пляски». 1909Фотография: foto-history.com 
Михаил и Вера Фокины в балете Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1914Фотография: wikimedia.org
Михаил Фокин в балете Роберта Шумана «Карнавал». 1911Фотография: wikimedia.org

Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский Хореограф, танцовщик
«Один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души», — говорил о нем скульптор Огюст Роден. Вацлав Нижинский танцевал у Дягилева с самого первого Сезона. Пластичный, артистичный, замирающий в своем знаменитом «левитирующем» прыжке, Нижинский был одной из звезд первого парижского Сезона. После ошеломляющих партий в балетах «Шехеразада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» Нижинский попробовал себя в роли балетмейстера. В 1912 году мир увидел спектакль «Послеполуденный отдых фавна», главную роль в котором исполнил сам Нижинский. Его художественное видение стало революцией в балетном искусстве: он отказался от традиционных приемов и убрал из своих постановок фокинские черты. Не все его авангардные балеты неподготовленные зрители принимали с восторгом, но постепенно публика признала талант хореографа.
Вацлав Нижинский в балете Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». 1912Фотография: artchive.r
Вацлав Нижинский в балете Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910Фотография: ricolor.or
Вацлав Нижинский в балете Рейнальдо Ана «Синий бог». 1912Фотография: 2queens.ru

Леонид Мясин

Леонид Мясин Хореограф, танцовщик
До того как стать легендой Русских сезонов, Леонид Мясин танцевал в кордебалете Большого театра. В труппе Дягилева молодой артист получил партии в лучших балетах, всеобщее признание своего таланта и первый опыт балетмейстерской работы. Самой яркой работой Мясина стал его провокационный балет «Парад», поставленный в 1917 году, в разгар войны. Хореограф перекроил балетный язык — основой новой художественной выразительности стала пантомима. Музыка Эрика Сати создавала сюрреалистичный эффект полного погружения в пространство: оркестр имитировал звуки пишущей машинки и даже шум самолета.
После смерти Дягилева часть его труппы образовала «Русский балет Монте-Карло». Леонид Мясин возглавлял этот творческий коллектив с 1933 по 1939 год.
Леонид Мясин в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». 1926 Фотография: iskusstvo-info.ru

Леонид Мясин в балете Рихарда Штрауса «Легенда об Иосифе». 1914Фотография: biography.wikireading.ru
Леонид Мясин в балете Рихарда Штрауса «Легенда об Иосифе». 1914Фотография: kino-teatr.ru
Рассказывает прима-балерина
Балета Сан-Франциско
Мария Кочеткова
По моему мнению, русская балетная школа — одна из лучших в мире. Особенно выделяется школа Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, когда речь идет об обучении балету девочек. И мне кажется, что русские танцоры по-прежнему востребованы во всем мире. Но тут наблюдается одна особенность: русские труппы чаще всего можно видеть в больших классических балетах, таких как «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Это те балеты, которые принесли славу русской школе еще столетие назад. Что же касается современной российской хореографии — такие постановки нечасто можно встретить на зарубежной сцене.
зарубежной сцене.

Анна Павлова

Анна Павлова Балерина
Легкую, парящую, воздушную Анну Павлову зрители сравнивали с пушинкой. Такой в образе Сильфиды и запечатлел ее Валентин Серов на афише 1909 года, и эта афиша стала известнее, чем весь балетный Сезон. В Париже Павлова танцевала в спектаклях Михаила Фокина. Именно благодаря этому хореографу Павлова получила первое признание. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре балерина исполнила номер, который Фокин поставил специально для нее. Композиция вошла в историю под названием «Умирающий лебедь», а Павлова вскоре стала балериной, востребованной по всему миру. Русские сезоны она покинула уже в 1910 году и создала собственную труппу, которая успешно гастролировала по миру 20 лет.
Анна Павлова в балете Николая Черепнина «Павильон Армиды». 1909
Фотография: 2queens.ru

Валентин Серов. Анна Павлова на афише к балету Фридерика Шопена «Сильфиды». 1909
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

 

Анна Павлова и Вацлав Нижинский в балете Николая Черепнина «Павильон Армиды». 1909 Фотография: foto-history.com

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина Балерина
До Русских сезонов Карсавина уже была солисткой Мариинского театра, но в первый гастрольный Сезон у Дягилева она исполняла лишь второстепенные партии. Только с уходом из труппы Анны Павловой Карсавина стала полноправной примой. Михаил Фокин уловил ее женственную грацию, мягкость и романтизм и стал создавать балеты с учетом особенностей таланта Карсавиной. Так появилась «Жар-птица». Высокий «острый» прыжок балерины напоминал полет птицы — Бенуа даже назвал ее «огненным фениксом».
Тамара Карсавина в балете Николая Черепнина «Павильон Армиды». 1910Т
Тамара Карсавина в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». 1910Фотография: history-foto.com
Тамара Карсавина в балете Игоря Стравинского «Петрушка». 1911Фотография: history-foto.com

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн
Балерина
Танцовщица без профессионального образования, Ида Рубинштейн покорила свет главной ролью в балете «Шехеразада». Магнетическая восточная красота, безупречная пластика и мощная харизма восхищали зрителей. Образ Иды Рубинштейн вдохновил парижских модниц, породив всеобщую любовь к востоку. После премьеры балета в 1910 году в моду вошли цветные парики, тюрбаны и экзотический макияж с оттенками золота. Зашкаливающая популярность артистки подтолкнула ее уйти из Русских сезонов и основать собственную театральную антрепризу.
Ида Рубинштейн в балете Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910Фотография: wikimedia.org
Ида Рубинштейн в балете Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910
Фотография: wikimedia.org

Ида Рубинштейн в балете Антона Аренского «Клеопатра». 1909Фотография: wikimedia.org

Авторы: Елена Антонова, Екатерина Проворная

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments