Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

РУССКИЕ СЕЗОНЫ. Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты Часть1

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
РУССКИЕ СЕЗОНЫ. Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты Часть1

Русские сезоны — самые известные в мире театральные гастроли, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год. Бессменным руководителем антрепризы был Сергей Дягилев. Через искусство оперы и балета он рассказывал Европе и Америке об отечественной культуре с ее национальными традициями и последними авангардными настроениями. На лучших театральных сценах мира блистали примы Императорских театров, постановки оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы — классики и экспериментаторы. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.

РУССКИЕ СЕЗОНЫ:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Аншлаги и громкие премьеры, безденежье и уход артистов, возвращение на сцену и место в истории
1906 год. Выставка русских художников в Париже
Михаил Ларионов.Сергей Дягилев и Леоид Мясин за столом 1910-е
Перед тем как организовать первые театральные гастроли, Сергей Дягилев устроил выставку русского искусства на Осеннем салоне в Париже. Он привез в столицу Франции иконы и работы мастеров XVIII–XIX веков. А особое внимание уделил художникам из группы «Мир искусства», в которой ранее состоял.
Валентин Серов.Портрет Сергея Дягилева (фрагмент)1904
На выставке представили полотна Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Валентина Серова. Именно они позже оформляли многие балеты для Русских сезонов.
Третья выставка картин журнала "Мир искусства" в Академии художеств.1901
Борис Кустодиев.Портрет художников общества "Мир искусства".Эскиз неосуществленной картины 1910
Валентин Серов.Сергей дягилев и Вальтер Нувель через 15 лет.Шарж.1901
1908 год. Федор Шаляпин: опера «Борис Годунов»
и открытие Русских сезонов
Александр Бенуа.Эскиз  декорации к опере Модеста Мусоргского "Борис Годунов "1907
В 1907 году импресарио организовал в Париже Русские исторические концерты. А спустя год состоялась громкая премьера, которая стала началом многолетней славы отечественного искусства за рубежом. Всемирную известность Русским сезонам принесли балеты, однако история гастролей началась с исторической оперы — «Бориса Годунова». Для чего было везти ее в столицу европейской культуры? Сергей Дягилев хотел показать зарубежной публике «подлинную Русь» и не пожалел для этого ни времени, ни сил.
Александр Головин. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского "Борис Годунов2 Новодевичий монастырь.1908
Чтобы воссоздать дух эпохи, большое внимание уделили оформлению спектакля. Художник Иван Билибин поехал в Архангельскую область — покупать для костюмов русские сарафаны и вышитые ткани. А сам Дягилев ходил по петербургским барахолкам: искал старинные традиционные предметы обихода и одежду. Александр Бенуа писал: «Особенно же Сергей пристрастился к расшитым золотом и блестками головным платкам, из которых надумал делать отложные воротники боярских кафтанов и шуб».
Александр Головин. Эскиз декорации к опере Модеста мусоргского "Борис Годунов".Площадь Успенского собора.1908
Главную роль — царя Бориса — исполнил Федор Шаляпин. После премьеры зрители долго не отпускали артистов со сцены. «Публика вела себя удивительно, так могут вести себя только экспансивные французы — кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру, дирекции», — вспоминал Шаляпин.
Константин Юон.Эскиз декорации к опре Модеста Мусоргского "Борис Годунов"2 действие.Терем царя Бориса.1913
1909 год. Анна Павлова: олицетворение русского балета
Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Антона Аренского"Клеопатра"1910
На вторые Русские сезоны Сергей Дягилев готовил для Парижа балет. Он получил на постановки большую государственную субсидию: артистам разрешили репетировать в театре Эрмитаж и использовать во время гастролей роскошные декорации из Мариинского театра. Однако вскоре антрепризу лишили поддержки. Одна из причин — ссора импресарио с балериной Матильдой Кшесинской, имевшей вес при дворе.
Александр Бенуа.Эскиз декорации к балету Николая Черепнина" Павильон Армиды"1907
К счастью, Дягилева поддержала его парижская знакомая — мадам Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов.
Александр Бенуа.Эскиз декорации к балету Николая Черепнина"Павильон Армиды"1909
Анна Павлова
Она помогла арендовать и обустроить французский театр Шатле. В Париж Сергей Дягилев привез пять балетов — «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфид». На знаменитой «голубой» афише Валентин Серов изобразил воздушную Анну Павлову — и балерина, и плакат стали символом Русских сезонов. Однако европейская публика была восхищена не только Павловой — Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский, Вера Фокина и Ида Рубинштейн покорили французских зрителей. Декорации работы Александра Бенуа, Николая Рериха и Льва Бакста легли в основу новой моды на все восточное. После «Клеопатры» платья стали стилизовать под египетские костюмы и даже в интерьерах появились детали из декораций к спектаклю.
Рассказывает ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, премьер Большого театра, народный артист РФ
Николай Цискаридзе
К моменту появления дягилевской труппы в Европе уже не существовало классического балета как жанра. Эта была прерогатива исключительно русского двора: не надо забывать, что и школа, и театр с его огромной труппой в конце XIX века содержались на деньги императорской семьи. А в Европе к тому времени уже произошли буржуазные революции и балет существовал как приложение к опере. В оперных театрах, и то не во всех, были небольшие балетные труппы. Их выступления шли как дивертисмент, как способ заполнить время. Зачастую даже свет в зале не приглушался.
1910 год. Игорь Стравинский: первый балет с русскими мотивами
Александр Головин.Леон Бакст.Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского"Жар-птица". Душное кащеево царство.1910
После Русских сезонов артисты быстро становились знаменитыми, и каждый год Дягилев открывал и продвигал новые таланты. Благодаря гастролям мир узнавал о самых талантливых отечественных балеринах и танцорах, художниках и хореографах. В 1910 году Дягилев ставил балет «Жар-птица». А музыку к нему написал молодой композитор Игорь Стравинский, которого после премьеры уже знала вся Европа. «Жар-птица» стала первым балетом с русскими национальными мотивами, а спектакль «Петрушка» на музыку Стравинского — хитом Сезона в 1911 году.
Александр Бенуа.Эскз декорации к балету Игоря Стравинского"Петрушка".Комната Петрушки.1911
1914 год. Наталия Гончарова: авангардный «Золотой петушок»
Наталия Гончарова.Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова"Золотой петушок" Третий акт .1914
Любовь к России и всему русскому, привитая Европе дягилевскими Сезонами, достигла своего апогея в 1914 году, после премьеры балета «Золотой петушок». Постановку в авангардной живописной манере с «огненным» колоритом оформила Наталия Гончарова. Сенсацией стало новаторское решение: балет совместили с элементами оперы. Эстетика этого спектакля открыла новый этап в истории дягилевских балетов: на смену модернизму пришел авангард. Вместе с уходящей эпохой труппу покинули и ее многие артисты, включая Анну Павлову: они подписали контракты с зарубежными театрами. На пороге следующего этапа Сергею Дягилеву предстояло собрать новую постоянную труппу.
Наталия Гончарова.Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок"1914
1917 год. Пабло Пикассо: новый эпатажный стиль
Однако планы нарушила Первая мировая война. В 1915 году полноценных Сезонов не было, а в 1916-м Дягилев с труппой — частично обновленной — гастролировал по Америке. В Европу артисты вернулись с премьерой — балетом «Парад». Либретто написал Жан Кокто, музыку создал авангардист Эрик Сати, а хореографию — Леонид Мясин, молодой, но уже прославленный дягилевскими Сезонами балетмейстер.
Пабло Пикассо. Занавес к балету Эрика Сати"Парад"1917
В постановке как театральный художник дебютировал Пабло Пикассо, он создал декорации и костюмы. Однако публика, в то время еще весьма консервативная, не сразу приняла эпатажный стиль нового спектакля. В результате полное признание «Парад» получил только через два года в Лондоне — тогда одну из главных ролей исполнила легендарная Тамара Карсавина.
Пабло Пикассо.Костюмы управителей(американца и француза) из балета Арика Сати"Парад"1917
Пабло Пикассо работает над оформлением балета Эрика Сати"Парад"1917
Рассказывает историк моды,сценограф, коллекционерАлександр Васильев
Думаю, что повторение Русских сезонов сегодня невозможно — потому что в тех Сезонах был очень большой формат новизны. Новизны встречи с русскими художниками, с русской музыкой, с русскими хореографами. Мне повезло: я лично знал некоторых артистов дягилевской труппы — Александру Данилову, Анатолия Вильзака, Валентину Кашубу, Тамару Жевержееву. Это общение бесценно и многое дало для понимания успеха Русских сезонов.
1921 год. Коко Шанель и воссоздание дягилевского балета
В 1921 году Русские сезоны настиг экономический кризис. Балет «Спящая красавица», привезенный Дягилевым в Лондон, был успешным, но не прибыльным. Доходы не перекрыли трат на декорации, аренду зала и переезды труппы.
Леон Бакст.Эскиз к балету Петра Чайковского"Спящая красавица"1921
На помощь импресарио снова пришла его давняя знакомая — мадам Серт. Она была хорошо знакома с Коко Шанель и обратилась к ней за помощью, рассказав о тяжелом положении самой красивой в мире балетной антрепризы. Шанель вложила в восстановление Сезонов колоссальные средства, а через несколько лет даже участвовала в постановках, создавая костюмы.
1925 год. Джордж Баланчин: новая знаменитость Русских сезонов
Звучное имя хореограф Джордж Баланчин приобрел благодаря изобретательному Сергею Дягилеву. Импресарио посоветовал Георгию Баланчивадзе представляться на европейский манер. Бывший ученик Театрального училища при Мариинском театре, Джордж Баланчин обновил для Дягилева «Песню соловья» и поставил спектакль «Барабо», которые вдохнули новую жизнь в балетную антрепризу. Баланчин работал с Дягилевым до конца Русских сезонов, а потом переехал в США и основал Школу американского балета.
Анри Матисс.Набросор для балета Игоря Стравинского"Песнь соловья"1925
Джордж Бананчин в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот"1965
Джордж Баланчин и Сюзанн Фаррелл на примерке костюмов к балету "Дон Кихот"1965
1929 год. Смерть Сергея Дягилева: конец Русских сезонов
В 1927 году у Сергея Дягилева появилось новое увлечение: он собирал книги и даже планировал организовать самое крупное в Европе книгохранилище. Параллельно с новым проектом до последних дней Дягилев трудился над постановками, договаривался с театрами и искал артистов. С ним по-прежнему работали ведущие хореографы, танцоры и художники Европы.
Сергей Дягилев
19 августа 1929 года после обострения давней болезни Дягилев скончался в Венеции. Похоронили великого импресарио на кладбище Сан-Микеле. Через много лет, в 1971 году, неподалеку от Дягилева похоронили Стравинского.
Могила Сергея Дягилева.Венеция. Италия
На могилу композитора традиционно приносят записки на нотной бумаге, а Дягилеву — балетные пуанты. Со смертью импресарио Русские сезоны прекратились, но его антреприза навсегда осталась яркой страницей в истории мировой культуры.
Рассказывает продюсер,глава артистического агентства «Ардани»Сергей Данилян
Успех Русских сезонов напрямую связан с уникальностью личности самого Сергея Дягилева. Есть такое понятие — visionnaire. Человек, который видит. Провидец в каком-то смысле. Таким человеком и был Дягилев. Масштаб его мышления поражал. Мы должны понимать, что он представлял тот самый интеллигентный культурный слой, который был сформирован до революции. Такой человек обязан был появиться — чтобы русское искусство не осталось в пределах национальных границ, а шагнуло в Европу.

Продлжение следует...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments