Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Великие крепостные. ч.6 Портретист Иван Петрович Аргунов

Великие крепостные. Орест Кипренский - русский Ван Дейк"
Великие крепостные. Архитектор Андрей Воронихин и его творения
Артист Михаил Щепкин

Во второй половине XVIII века в общественной и художественной жизни России наблюдалось неправдоподобное в своей парадоксальности явление. Десятки известных художников, скульпторов, архитекторов являлись крепостными. По-разному складывались у них судьбы.
Очень характерна в этом отношении судьба одного из ведущих российских портретистов того времени — Ивана Петровича Аргунова, принадлежавшего к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.
Уже к середине века авторитет Ивана Аргунова был столь велик, что многие влиятельные лица России считали за честь позировать великому маэстро. Он запечатлел императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П.Б. Шереметева, мог заниматься живописью только с хозяйского благоволения, будучи управляющим громадными владениями Шереметевых.

800px-Argunov-self.jpg
Предполагаемый автопортрет Ивана Петровича Аргунова (1729—1802, Москва)

Что думал о своем положении и жизни великий портретист? Смирился или внутренне протестовал, ненавидел свое подневольное положение? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу?
Судьба этого замечательного живописца воспринимается драматично.

23-PORTRET-KNYZY-A.M.CERKASSKOGO.-1760-E-KOLST-MASLO-142-x-111.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет князя А. М. Черкасского, XVIII в.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.).

7-PORTRET-GRAFA-P.-B.-SEREMETEVA-POSLE-1753-KOLST-MASLO-135-x-103.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1753
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

16-PORTRET-GRAFA-PETRA-BORISOVICA-SEREMETEVA-1760-KOLST-MASLO-92-K-735-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

17-PORTRET-GRAFINI-VARVARY-ALEKSEEVNY-SEREMETEVOI-1760-KOLST-MASLO-92-K-735-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

39-1760-PORTRET-GRAFINI-V.A.SEREMETEVOI-1760-E-KOLST-MASLO-82K63-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. А. Шереметевой 1760-е
Музей-усадьба Останкино

21-PORTRET-GRAFINI-ANNY-PETROVNY-SEREMETEVOI-DO-1768-KOLST-MASLO-898-K-71-SM-MUZEI-V.-A.-TROPININA-I-MOSKOVSKIK-KUDOZNIKOV-EGO-VREMENI-MOSKVA.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, до 1768
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

54-PORTRET-GRAFINI-A.P.SEREMETEVOI-STARSEI-1768-KOLST-MASLO-142-x-111.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини А. П. Шереметевой-старшей 1777
Музей-усадьба Кусково

48-1775-PORTRET-GRAFA-N.-P.-SEREMETEVA.-POSLE-1775--NE-POZDNEE-NACALA-1780-K-KOLST-MASLO-865-x-64.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметева.
Государственный Эрмитаж


Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

55-PORTRET-GRAFINI-V.-P.-SEREMETEVOI.-1766-KOLST-MASLO-81-x-64.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. П. Шереметевой 1766
Музей-усадьба Кусково


Родители рано умерли, И.П. Аргунов воспитывался в семье дяди. Дядя С. М. Аргунов был дворецким князей Черкасских, а затем управителем графов Шереметевых.
Учился И.П. Аргунов портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

0-3-IVAN-ARGUNOV.-IOANN-DAMASKIN.-1749.-GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-ZAPOVEDNIK-TARSKOE-SELO.-IKONA-DLY-ALTARY-PRIDVORNOI-TERKVI-BOLSOGO-TARSKOSELSKOGO-DVORTA.jpg
Иоанн Дамаскин 1749
Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Икона для алтаря придворной церкви Большого Царскосельского дворца.


Одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра» (1750), написанная в стиле академического рококо.

4-UMIRAYSAY-KLEOPATRA.-1750-KOLST-MASLO.-56-x-42-SM-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Аргунов Иван Петрович Умирающая Клеопатра 1750
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Россиянам И.П. Аргунов оставил изображения современников, некоторые из которых отличались своей очевидной смелостью. Свидетельство тому — портрет женщины «подлого сословия», простолюдинки. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды. Ни в одном произведении нет такого обобщения, глубины и значительности, как ему удалось в этом полотне.

800px-Ivan_Argunov_-_PORTRET_NEIZVESTNOI_V_RUSSKOM_KOSTYME_-_Google_Art_Project.jpg
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, (Анны Изумрудовой-Буяновой?). 1784
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Художник нарядил девушку в праздничный девичий венец и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, будто моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, расшитый золотыми нитями венец, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения, а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы.

60-I.-P.-ARGUNOV-PORTRET-NEIZVESTNOI-KRESTYNKI-V-RUSSKOM-KOSTYME-KOLST-MASLO.jpg
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати

800px-Grand_Duchess_Catherine_Alexeevna_by_I.P._Argunov_after_Rotari_1762_Kuskovo_museum.jpg
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны

В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии).

Catherine_II_by_I.Argunov_1762_Russian_museum.jpg
Портрет Екатерины II, 1762

800px-ArgunovIP_PtELobanovRostGRM.jpg
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской, 1754

41-1760-PORTRET-KNYZY-S.M.GOLITYNA.-1760-E-KOLST-MASLO-565-x-422.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет князя С. М. Голицына 1760-е
Самарский областной художественный музей

15-PORTRET-NEIZVESTNOI-V-TEMNO-GOLUBOM-PLATE-1760-KOLST-MASLO-60-K-45SM-GOSUDARSTVENNYI-ERMITAZ.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в темно-голубом платье 1760
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета.

10-PORTRET-KOZMY-AKSENTEVICA-KRIPUNOVA.-1757-KOLST-MASLO.-73-x-57-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино


Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

11-PORTRET-KRIPUNOVOI-ZENY-KOZMY-AKSENTEVICA-KRIPUNOVA.-1757-KOLST-MASLO.-73-x-57-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино


В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

31-PORTRET-GRAFINI-TOLSTOI--.-1768-KOLST-MASLO.-98-x-78-SM-KIEVSKII-NATIONALNYI-MUZEI-RUSSKOGO-ISKUSSTVA-UKRAINA.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини Толстой (?) 1768
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

27-PORTRET-ANNY-AKIMOVNY-LAZAREVOI-1769-KOLST-MASLO-79-K-63-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет Анны Акимовны Лазаревой 1769
Московский музей-усадьба «Останкино»


Художник не идеализировал внешность модели, он смело передаёт и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

11-1-PORTRET-GRAFA-N.-P.-SEREMETEVA-V-DETSTVE-1750-E-KOLST-MASLO-567-x-475-MUZEI-USADBA-KUSKOVO-MOSKVA.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметьева в детстве 1750-е
Музей-усадьба Кусково


Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат

14-PORTRET-KALMYCKI-ANNUSKI.-1767-KOLST-MASLO.-62-x-50-SM-GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-KERAMIKI-I-USADBA-KUSKOVO-XVIII-V.-MOSKVA.jpg
Портрет калмычки Аннушки, 1767
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»


Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны Шереметевой.

sher_palace_1.jpg
Фонтанный дом (дворец Шереметьевых) в Санкт Петербурге.
В этом дворце прошло детство и юность И.П.Аргунова

115139038_1.jpg

i.jpg

Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, И.П.Аргунов
всю жизнь должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

5d36bf3e888df.jpg
Усадьба Кусково г.Москва

BESPLATN-EKS.jpg

2b466677fea586b5f.jpg

5d36b97f5fda4.jpg

18480cfb71e20e31462107b5196be8a3.jpg

4837444.jpg

С 1788 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино. Умер в Москве в 1802 году.

Залы усадьбы Кусково с портретами работы И.П. Аргунова
5750023.jpg

5762903.jpg

1-istoriya-1660x934.webp

23b7bb9f898e699331543e318d833934.jpg

21771931101_82f58150c4_b.jpg

2020-11-25_02-24-31.png

Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович) (академик).
Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев. Судя по дошедшим до нашего времени свидетельствам, заботливым и внимательным супругом и отцом. Известны трогательные портреты его жены.

8-PORTRET-NEIZVESTNOI-PORTRET-ZENY-KUDOZNIKA.-KONET-1750-K--NACALO-1760-K-KOLST-MASLO-835-x-64.jpg
Аргунов Иван Петрович «Портрете неизвестной» (жены художника?).
Конец 1750-х – начало 1760-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург


https://art.mirtesen.ru/blog/43652065982/Hudozhnik-Argunov-Ivan-Petrovich.
http://www.rodon.org/art-071024192313
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post450973780/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments