Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

👹 Чудовища со средневековых икон, гравюр и миниатюр 👹

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
👹 Чудовища со средневековых икон, гравюр и миниатюр 👹

А не пощекотать ли нам нервы, друзья мои?
Посмотрим чем "развлекался" народ в средние века.

Гермафродиты, рогатые кентавры, трехглазые бесы и другие монстры





Монстры с нимбами

Миниатюра из манускрипта «The Canonici Apocalypse».
Питерборо, Англия, 1320–30-е годы
Bodleian Libraries University of Oxford


На миниатюре слева восседает странное пятнистое чудовище с семью головами, на которых видны маленькие рога. Перед ним стоит семиглавый дракон, правее — два царя и толпа людей. Этот дракон — сатана (именно так он описан в Апокалипсисе Иоанна Богослова), а пятнистый монстр рядом с ним — Антихрист, сын дьявола, который явится перед концом света, чтобы прельщать людей. Им поклоняются земные правители и их подданные. Все кажется тут логичным, кроме одного: над головами дракона и даже над рогами Антихриста видны золотые нимбы. В христианской иконографии нимб — знак святости, атрибут ангелов, праведников и самого Бога. То, что английский иллюминатор изобразил нимбы у дьявола и его сына, не ошибка и, разумеется, не указание на святость монстров: в европейской миниатюре нимбами изредка наделяли сатану, напоминая о его утраченном статусе — до падения Люцифер был первым среди ангелов. Что касается Антихриста, это одновременно указывает и на власть, которую передаст ему дьявол, и на то, что он будет претендовать на святость, выдавая себя за Христа.

👹*****💀*****👿*****☠

Рогатый кентавр

Миниатюра из манускрипта «Livre de la Vigne nostre Seigneur» («Книга виноградника Господа нашего»). Франция, 1450–70-е годы
Bodleian Libraries University of Oxford

Чудовищный кентавр в пасти ада на французской миниатюре окружен демонами и грешниками. Этот адский монстр мучит узников преисподней. Кентавр родом из греко-римской мифологии: иногда полулюди-полукони симпатизировали людям (к примеру, кентавр Хирон учил Ахилла, Ясона и Асклепия), но чаще проявляли себя как дикие, необузданные твари. В Средние века кентавры пополнили ряды причудливых монстров фантастического бестиария и обзавелись многочисленными родственниками (к примеру, онокентавр — гибрид человека и осла). Как всех полулюдей-полузверей, их относили к дьявольским тварям. По рассказу из Жития Павла Фивейского (ок. 230 — 341), святой однажды встретил в пустыне стада кентавров и сатиров. Они сказали, что после рождения Христа не могут найти себе места на земле, и попросили старца молиться за них. Святой просить за подозрительных монстров не стал и порадовался «погибели сатаниной». На миниатюре связь кентавра с дьяволом очевидна: у монстра голова демона — синяя, рогатая, с огромными ушами, а в руках типичное орудие бесов — длинный железный крюк, которым он мучит грешников.
👹*****💀*****👿*****☠
Гибридные демоны

Святой Антоний, мучимый демонами. Гравюра Мартина Шонгауэра. Германия, 1470–1475 годы
The Metropolitan Museum of Art

В центре миниатюры — святой, окруженный чудовищными созданиями: слева замахивается палкой рыба с хвостом дракона и хоботом слона; справа кто-то вроде ящерицы с длинным, как у попугая, клювом хватает его за плечи; сверху и снизу святого мучат крылатые и бескрылые демоны.
Это знаменитый сюжет европейского искусства — мучение святого Антония. Антоний Великий (III–IV века) был коптом, одним из первых аскетов и считается основателем отшельнического монашества. Житие рассказывает, что Бог разрешил демонам мучить его, дабы испытать его веру. Бесы много лет являлись ему в видениях, истязали его плоть, терзали, но отшельник всякий раз побеждал их, смиренно терпел испытания и учил людей, как отличать истинные божественные видения от ложных дьявольских иллюзий.
На гравюре Мартина Шонгауэра демоны имеют черты млекопитающих, рыб, земноводных и рептилий. Их тела сочетают несочетаемое, показывая хаотичность и безобразие инфернального мира. Чешуя, длинные хвосты и лапы демонов намекают на их родство с драконами, которых в средневековой культуре ассоциировали с дьяволом (а самого Люцифера называли древним лукавым змеем или просто Драконом, как в Откровении Иоанна Богослова).
👹*****💀*****👿*****☠
Трехглазые на радуге

Миниатюра из манускрипта Джеймса ле Палмера «Omne Bonum» («Всякое благо»). Англия, 1360–1375 годы
The British Library

Три человека сидят на радуге, и у каждого на лбу третий глаз. Таким образом автор этой английской миниатюры изобразил Антихриста в одной из его бесчисленных масок. Прием утроения часто использовался применительно к дьявольским монстрам: тремя головами или тремя лицами часто наделялись дьявол и бесы. Сам Люцифер в «Божественной комедии» Данте имеет три головы. Это подчеркивает, с одной стороны, безобразие и беспорядочность инфернального мира, а с другой — ненасытную алчность и агрессию сатаны и его демонов.
Однако здесь три фигуры говорят о том, что «сын погибели» будет выдавать себя за Христа и заставит людей поклоняться себе как Богу. Антихрист будто копирует Святую Троицу, пытаясь быть похожим не только на Спасителя, но на Всевышнего, единого в трех ипостасях. Отсюда и радуга, на которой часто изображали Господа и на которую взгромоздился псевдо-Христос, «обезьяна Бога», как называли его средневековые авторы. Дополнительный глаз (еще один элемент утроения) указывает одновременно на нечеловеческую природу и безобразие дьявольского сына.
👹*****💀*****👿*****☠
Гермафродит

Миниатюра из цветника. XVII–XVIII века
Цветник — рукописный или старопечатный сборник.
Из книги Д. Антонова, М. Майзульса «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа», 2011 год

На миниатюре изображен похотливый монстр из истории о египетском отшельнике Сисое Великом (ум. 429). У Сисоя был ученик по имени Аполлос. Он устал от одинокой жизни, боролся с мечтами о женщинах, хотел уйти из пустыни и стать священником. Демоны (которые постоянно искушают монахов) немедленно использовали это, чтобы заставить Аполлоса сбежать от учителя. Они явились ему во сне в образе епископов и возвели его самого в епископский сан. Наутро Аполлос, восхищенный такой перспективой, начал умолять Сисоя поскорее отпустить его, но учитель не соглашался. Тогда Аполлос бросил наставника и ушел. На пути в город он встретил беса-искусителя, который от радости (ему ведь наконец удалось совратить монаха) не смог сдержать чувств и явился в облике зловонного гиганта-гермафродита, «черна видением, гнусна образом… бесколенна, грубосоставна… чермноока». Все это безобразие демонстрировало искушение, которому поддался молодой аскет. Потрясая женской грудью и фаллосом, как у осла, «женомуж» полез обниматься с напуганным монахом, приговаривая: «Мой убо еси ты! Аз тебя хиротонисаю попа и епископа поставляю!» Когда Аполлос в ужасе отскочил, бес поспешил «исправиться» и превратился в привлекательную девушку. Но было поздно: монах убежал назад, к своему учителю.
👹*****💀*****👿*****☠
Кот, пес и свинья

Миниатюра из цветника
Цветник — рукописный или старопечатный сборник.
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации / ГКУ ТО ГАТО. Ф.  1409. Оп.  1. Ед. хр. 1191

Средневековые поучения для монахов (одно из них написал русский игумен Иосиф Волоцкий) гласили, что во время трапезы нельзя набивать рот, не проглотив еды, («не напхавай себе уст») и разговаривать («ни беседуй ядущи, но молися тайно Богу умом своим»). Тот, кто плохо ведет себя за столом, подобен псу, кошке и свинье, потому что кошка за едой мурлычит, а свинья хрюкает (пес в описании не нуждался: в Средние века это было нечистое животное, которое, как говорили разные авторы, возвращается «на свою блевотину»). Чтобы поучения были нагляднее, их иллюстрировали настоящей звериной трапезой. Звери на этой русской миниатюре — особенно собака и кот — одеты как богатые миряне. По-видимому, обеденные наставления относились и к ним.
👹*****💀*****👿*****☠
Печальный монстр

Миниатюра из цветника
Цветник — рукописный или старопечатный сборник.
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации / ГКУ ТО ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Ед. хр. 1191


Миниатюра из цветника
Цветник — рукописный или старопечатный сборник.
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации / ГКУ ТО ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Ед. хр. 1191

Чудовище на миниатюре напоминает монгольского или китайского духа. На самом деле это человек, который превратился в монстра, причем настолько страшного, что таких не бывает «ни от земных, ни от воздушных, ни от морских» созданий, «ни от самих демонов». В одном рассказе из «Великого зерцала» говорится об именитом воине, изменявшем жене. Однажды он возвращался домой от любовницы. Увидев его в окно, жена стала в ужасе кричать, что к ней идет бес. Сбежались домашние и с криками «Демон, демон!» спрятались по углам. Воин понял, что он превратился в чудовище — разумеется, в наказание за грехи. Бедняга побежал каяться в церковь (по дороге от него разбегался даже скот), но священник в страхе заперся изнутри. Монстру пришлось долго и громко исповедоваться на крыльце, прежде чем священник из-за дверей принял исповедь и наложил епитимью. Так к воину вернулся обычный человеческий облик.
👹*****💀*****👿*****☠
Змей с мохнатыми ушами

Миниатюра из цветника
Цветник — рукописный или старопечатный сборник.
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации / ГКУ ТО ГАТО. Ф.  1409. Оп.  1. Ед. хр. 1191

«Слово о монахе, который был дан змею на съедение» рассказывает, что в одном монастыре был работник, далекий от монашеских идеалов: вместо аскезы он жил плотской жизнью, был руглив и не каялся. Когда он находился при смерти, монахи собрались вокруг и услышали, что он кричит и просит спасти его от змея, которому дан на съедение (разумеется, уже в загробной жизни). Это поучительный рассказ о наказании за грехи — один из многих кочевавших в Средние века из сборника в сборник. Иллюстрации к таким рассказам часто говорят нам больше, чем текст. На этой миниатюре змей с пушистой кисточкой на хвосте и с мохнатыми ушами одновременно давит грешника наподобие удава, обнимает когтистыми лапами и заглатывает его голову. Вокруг выстроились изумленные монахи, а один из них как будто пытается остановить змея, трогая его за нос.
👹*****💀*****👿*****☠
Бесовка

Фрагмент иконы «Сошествие во ад». XVII век
Саратовский художественный музей

На русских иконах «Сошествие во ад» Христос выводит из преисподней Адама, Еву и праведников, а ангелы бьют демонов. Перед нами один из таких бесов с иконы XVII века. У него женская грудь — атрибут искушения (в XVII веке бесам часто подрисовывали женский бюст). Но самое интересное даже не это, а ракурс, с которого показана «демонесса»: мы одновременно видим ее в профиль (лицо, грудь и живот), анфас (руки развернуты строго к зрителю) и, что совсем неожиданно, со спины (через все тело проходит хребет). Это редкий случай, когда бес показан в движении: он крутится в руках ангела, пытаясь вырваться. Иконописец фиксирует разные моменты времени, когда демон повернут к зрителю то боком, то лицом, то спиной, и, по сути, накладывает фазы движения друг на друга. Похожий прием часто используют в современных комиксах, если нужно показать резкое движение персонажа.
👹*****💀*****👿*****☠
Бес-пиротехник

Укобах. Гравюра Луи Ле Бретона из книги Коллена де Планси «Инфернальный словарь». 1863 год
Cornell University Library

Французский писатель и демонолог XIX века Коллен де Планси написал «Инфернальный словарь», проиллюстрированный гравюрами с наглядными портретами бесов. Он описал десятки падших ангелов с причудливыми именами и способностями, у каждого из которых была своя специализация. Работая над книгой, Планси опирался на средневековые тексты, сочинения демонологов Нового времени и народные легенды, но кое-что для словаря он придумал сам. Беса на этой миниатюре зовут Укобах. Он всегда охвачен пламенем и подливает масло в котлы преисподней, где страдают грешники (отсюда громадная ложка на гравюре). В связи с такой «профессиональной ориентацией» Укобах оказывается покровителем пиротехники.
👹*****💀*****👿*****☠
Блеммы

Блеммы. Миниатюра из «The Talbot Shrewsbury Book». Франция, 1444–1445 годы
The British Library

Античные и средневековые авторы рассказывали о причудливых народах, которые живут на окраинах ойкумены — мира, освоенного и заселенного людьми. Это великаны, оборотни, псоглавцы, люди, прыгающие на одной громадной ноге или прикрывающие тело огромными ушами. Одни из самых колоритных из этих существ — акефалы (греч. «безголовые»), или блеммы. Их описывали такие знаменитые авторы, как «отец истории» Геродот (V век до н. э.) или римский энциклопедист Плиний Старший (I век н. э.). У блеммов нет головы, а глаза, нос и рот расположены на груди. Само слово «блемм» восходит, вероятно, к ивриту и означает «без мозга». Блеммов изображали на картах мира и описывали в энциклопедиях. В Средние века этих монстров относили то к Африке (Эфиопии и Ливии), то к Азии (Индии или островам), а позже «перенесли» их и в Америку. По легендам, входившим в популярную в Средние века «Александрию» — фантастическую историю похождений Александра Македонского, — с ними встречался и бился сам легендарный полководец. На этой миниатюре Александр едет во главе рыцарей, атакуя смущенных акефалов. Интересно, что дикие люди бородаты, причем огромные длинные бороды заменяют им одежду, прикрывая срамные места.
👹*****💀*****👿*****☠
Дракон с человеческой головой

Чудо святого Федора Тирона. Икона Никифора Савина. Конец XVI — начало XVII века
Государственный Русский музей

В центре этой иконы — дракон с девушкой на коленях. Правее — змеи: выстроившись как при дворцовом ритуале, они коронуют ее. Внизу герой отсекает дракону человеческую голову. Все это иллюстрирует чудо Федора Тирона — одного из святых, которых на Руси почитали как змееборцев . По легенде, змей перекрыл в одном малоазийском городе колодец и начал продавать людям воду за огромную плату (расплачиваться приходилось скотом — коровами, телятами и баранами). Однажды прожорливый дракон похитил еще и красивую женщину, но, на его беду, ее сын оказался героем. Звали его Федор. Он спустился в логово змея и понял, что монстр не съел его мать, но, видимо, решил сделать своей женой: другие змеи украсили ее драгоценностями. Федор перебил их всех и главного дракона, спас мать и освободил доступ к воде. Все это изображено на иконе (слева ангел коронует Федора как великомученика: вскоре его казнили за исповедь христианства). Почему же герой отсекает чудовищу не змеиную, а бородатую человеческую голову? На самом деле голова показывает родство дракона с сатаной — сочетание звериных и человеческих черт характерно для иконографии демонов — и одновременно его главенство над прочими змеями: у нечистых духов в русской иконографии борода выделяет предводителя среди «простых» бесов.
👹*****💀*****👿*****☠
Аваддон и его саранча

Миниатюра из манускрипта «Апокалипсис Сен-Севера» Беата Льебанского. Франция, 1047 год
Bibliothèque nationale de France

На этой миниатюре XI века из Сен-Северского Апокалипсиса изображены монстры, описанные в Откровении Иоанна Богослова. Перед концом света, когда вострубит пятый ангел, — с неба упадет звезда и откроет кладезь бездны. Оттуда выйдет дым, как из печи, а из дыма — чудовищная саранча, похожая на крылатых коней с человеческими лицами и золотыми венцами, с женскими волосами и львиными зубами. Сзади у этой саранчи будут расти хвосты скорпионов, которыми она будет жалить людей, принявших власть Антихриста. Возглавит этих тварей «ангел бездны» — по-еврейски его зовут Аваддон («уничтожение»), а по-гречески — Аполлион («губитель») . На миниатюре Аваддон изображен как крылатый человек с глазами на груди и огромными когтями. Его голову венчает корона, на которой пляшут золотые языки пламени, а вся фигура подписана словом «сатана».
👹*****💀*****👿*****☠
Бесы вверх ногами

Миниатюра из Жития Василия Нового. XVIII век
Из книги Д. И. Антонова, М. Р. Майзульса «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа», 2011 год

Христианские авторы писали, что в начале времен мятежный дух Люцифер, который хотел занять место Бога, и все ангелы, последовавшие за ним, пали с небес. Так возникли демоны (а место Люцифера на небесах занял архангел Михаил). В устных легендах, которые кочуют по Европе и России, утверждается, что свой жуткий вид демоны обрели после падения: стукнувшись о землю, они набили себе горбы, охромели и т. п. Падение часто изображали в иконографии — к примеру, на иконах и фресках Страшного суда: ангелы поражают копьями бесов, которые летят вниз, как стая темных птиц. На этой миниатюре демоны только что упали на землю и воткнулись в нее так, что из холмов торчат одни зады и ноги, и горки утыканы застрявшими вверх тормашками монстрами. Автор миниатюры явно хотел пошутить — что применительно к бесам было вполне допустимо.
👹*****💀*****👿*****☠
Монстры и любовные дела

Миниатюра из старообрядческого сборника. Вторая четверть XIX века
Из книги Д. И. Антонова, М. Р. Майзульса «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа», 2011 год

В «Великом зерцале» содержится следующая история: однажды два монаха повстречали некую женщину, которая хотела исповедаться. Пока один монах принимал исповедь, другой наблюдал, как изо рта дамы одна за другой выскакивают жабы (грехи) и убегают из церкви. От стыда женщина утаила свой главный грех — кровосмесительство, поэтому самая толстая жаба осталась у нее внутри, а все остальные немедленно прискакали обратно. Монах, занятый делом и никаких жаб не заметивший, отпустил грехи и ушел. Но его напарник рассказал об увиденном, и тогда они решили вернуться и помочь грешнице. Увы, было поздно: женщина умерла. Монахи помолились о том, чтобы узнать ее посмертную участь, и тогда несчастная явилась им в кошмарном видении: она сидела «на страшном и лютом змие», два огромных ужа терзали ее шею, два других сосали грудь, нетопыри 
впились в глаза, собаки грызли пальцы, ящерицы кусали голову, а из ушей торчали огненные стрелы. Изумленным монахам она объяснила, что ящерицы посланы ей за то, что при жизни она украшала голову. Нетопыри — потому что стреляла глазами и играла бровями. Стрелы торчат в ушах, ибо она слушала лесть и «сатанинские песни». Змеи терзают груди, к которым она допускала мужчин. Шея страдает одновременно и за украшения, и за объятия. Псы грызут ей руки — ведь она давала целовать их любовникам, а чудовищный змей, на котором она сидит, мучает за «телесную несытую похоть». После этой, уже чистосердечной исповеди несчастная любительница флиртов ускакала в преисподнюю.
👹*****💀*****👿*****☠
Дракон и святая Маргарита

Миниатюра из манускрипта Якова Ворагинского «Золотая легенда». Франция, 1382 год
The British Library

Святая Маргарита (в православной традиции Марина) Антиохийская — самая безжалостная победительница бесов и драконов в средневековой культуре. По житию, она родилась в конце III века н. э. в Антиохии (сегодня это территория современной Турции). Как христианку, ее бросили в темницу. Там к ней явился огромный чудовищный дракон, обвитый мелкими змеями. Он бросился на девушку и проглотил ее. Однако Маргарита перекрестилась, и тогда утроба змея разорвалась, он умер, а она вышла на свободу. После этого перед ней возник бес, и Маргарита жестоко избила его, вырвав ему полбороды, ус и выбив глаз. На европейских миниатюрах святая изображается рядом с побежденным змеем. То, что она побывала в его желудке, заметно по одежде: подол длинного платья виден в пасти монстра.
👹*****💀*****👿*****☠
Адская троица

Фрагмент иконы «Воскресение — Сошествие во ад». Вторая половина XVI века
Владимиро-Суздальский музей-заповедник

На русских иконах «Сошествие во ад» в XVI веке появляется устрашающий гигант. У него две головы: одна обращена лицом к зрителю; вторая сверху раскрывает хищную пасть, образуя два противоположных профиля с правым и левым глазом. Из раскрытой пасти выходят люди в белых саванах.
Этот великан — Ад, персонификация подземного мира. Оттуда Христос, по сюжету иконы, выводит праведников (люди в погребальной одежде). Персонификации ада встречались в христианском искусстве и раньше: это мог быть толстый бородач, хищный зев или двуглавый зверь. Но великан с двумя лицами — изобретение русских иконописцев, новая комбинаторика демонологических мотивов. На коленях у этого монстра сидит дьявол, а на коленях у дьявола примостился Иуда, предатель Христа и главный грешник человеческого рода. Втроем они образуют «адскую троицу» — по сути, это перевернутая модель иконографии «Отечество», где Бог Отец держит на коленях отрока Христа, а рядом парит Святой Дух в виде голубя.
👹*****💀*****👿*****☠
Семиглавый лев

Миниатюра из манускрипта брата Лорана «Somme le Roi» («Королевская сумма»). Франция, около 1295 года
The British Library

На голове у серого льва растут огромные ветвистые рога, украшенные десятью золотыми коронами. Царственное животное имеет дьявольское происхождение: на самом деле перед нами Антихрист. В Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано, что он выйдет из бездны как зверь с семью головами, которые будут венчать десять рогов и диадем. Создатель миниатюры решил поместить оленьи рога на центральную голову и симметрично развесил на них диадемы. Не забыл он и про остальные шесть голов зверя — они примостились справа и слева, мимикрируя под гриву. Если приглядеться, можно заметить, что эти головы принадлежат разным зверям: лисице, собаке, корове, кабану, козлу и, возможно, леопарду или рыси, с которыми сравнивали Антихриста. Антихрист попирает ногами святого, а слева от него стоит коленопреклоненный иудей, который признал власть псевдо-Христа.
👹*****💀*****👿*****☠
Огненная свинья

Фрагмент миниатюры из манускрипта XVIII века. Россия
Изображение предоставлено Дмитрием Антоновым


Миниатюра из цветника
Цветник — рукописный или старопечатный сборник.
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации / ГКУ ТО ГАТО. Ф. № 1409. Оп. № 1. Ед. хр. № 1191

Эта история из «Великого зерцала» похожа на сценарий фильма ужасов. Однажды ночью молодая девушка молилась о своей умершей матери, которую все любили как добрую женщину. Внезапно ее охватил нечеловеческий страх. Она повернулась к дверям и услышала за ними странный треск. Через секунду двери распахнулись, и за ними показалось зрелище «нестерпимое зрению»: в дом медленно входила свинья без шерсти, с ободранной кожей, пылающая огнем и извергающая смрад. Обезумев от страха, девушка как в кошмарном сне, едва влача ноги, пошла к окну, чтобы выпрыгнуть из него. И тут свинья заговорила с ней голосом матери. Оказалось, что умершая была праведницей только внешне, а на самом деле грешила, не покаялась перед смертью и за это мучится в таком диком виде в преисподней. Девушка набралась смелости и расспросила мать про посмертные наказания. Ответив, огненная свинья вскочила на лавку и «с великим визгом» прыгнула в адскую пасть, оставив в доме следы копыт, как будто выжженные расплавленным железом.
👹*****💀*****👿*****☠
Змей с женским лицом



Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis»
(«Зеркало человеческого спасения»). Германия, 1325–1375 годы
The British Library


В XII веке парижский богослов Петр Коместор, размышляя о грехопадении первых людей, написал, что в Эдеме Адама и Еву искусил не обычный змей, а прямоходящая рептилия (в Средние века ученые-энциклопедисты утверждали, что в мире обитают десятки разных змей — летающих, огненных, многоглавых и т. п.) с лицом Евы. Именно так сатана обманул прародительницу: увидев свою копию, она поверила ее совету и съела запретный плод с древа познания добра и зла. Вероятно, Коместора вдохновили популярные во Франции изображения сирен — полуженщин-полурыб с хвостами, похожими на змеиные. Вскоре по всей Европе (а с XVI века и в России) распространились миниатюры, гравюры и картины с фигурой полуженщины-полузмеи на эдемском древе. Иногда художники изображали змея с женской головой и прической, а иногда, наоборот, женщину, нагую или одетую, со змеиным хвостом. У таких гибридов бывали крылья, человеческие руки или лапы как у ящерицы. А их прически и головные уборы отражали моду разных стран: женскую голову дракона иногда венчают стильные средневековые шляпки, высокие или широкополые, с вуалью и другими украшениями.

https://arzamas.academy/micro/monster



Серия сообщений "Бестиарий":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments