Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы"

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы"

День-народного-единства (1) (700x140, 100Kb)

Первая русская оратория Степана Аникиевича Дегтярева (1766 - 1813) "Минин и Пожарский" на текст Николая Дмитриевича Горчакова (1788-1848).

мипожарский (700x692, 582Kb)

Крепостной крестьянин графа Шереметева, учившийся у итальянских светил того времени, выбившийся в первейшие национальные композиторы и в конце концов получивший вольную.

Те, кто при словах "русская оратория" представляют себе что-то тяжеловесное, пафосное, ненужное, суконно-официозное, вроде казенных ораторий иных советских композиторов, в данном случае совсем не правы. "Минин и Пожарский" — отчаянно колоритная вещь, там Кузьма Минин выдает лирическим тенором галантные колоратуры, Дмитрий Пожарский выражает свой отказ от царского венца в изящной арии с облигатной скрипкой, а его супруга провожает его на бой, с безоблачной куртуазностью сообщая в своей арии о том, что "везде любовь производила чудесны многия дела".




00:00 Увертюра
07:46 Акт I
22:46 Акт II
57:13 акт III
Кузьма Минин — Игорь Слуцковский (тенор)
Дмитрий Пожарский — Андрей Сальников (тенор)
Авраамий Палицын — Анатолий Бабыкин (бас)
Ольга Пожарская — Ирина Муратова (сопрано),
Дмитрий Трубецкой — Михаил Фалков (тенор).
Государственный Московский хор
Московский хор учителей (художественный руководитель Андрей Кожевников)
Академический Симфонический Оркестр Московской Филармонии.
Дирижёр - Сергей Скрипка. Запись 1990 года


В смысле либретто драматургия весьма условная — сначала Палицын и Минин долго решаются "свобождать Россию", потом приходят с этим решением к князю Пожарскому, а потом сразу оказывается, что враг разбит, и пора звать на царство Михаила Романова. Но зато все это иллюстрируется очень эффектной музыкой. Возвышенные ансамбли с хором, генделевские хоровые фуги, вступление ко второму действию, рисующее сельские утехи князя Пожарского и написанное для ансамбля духовых — в стиле "кассаций" и "серенад" XVIII века, батальная прелюдия к третьему действию, где сначала марш alla Turca, а потом аллегро с пушечными залпами.
И это только кажется, что это какая-то милая необязательная экзотика.

Это живой монумент эпохи: написана оратория была еще в 1811-м, но, естественно, оказалась очень кстати после победы над Наполеоном — например, именно ее исполняли в 1818 году на открытии памятника главным героям оратории на Красной площади.


«Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшие арии, гармонические переходы тонов и мастерские фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярёва между его соотечественниками и даже в других государствах», — далеко не безосновательно полагал Г.Р. Державин.

Идеи и тот заряд искреннего воодушевления, которым пронизано произведение, делают его особенно актуальным в наши дни.

https://www.kommersant.ru/doc/2061131

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments