Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Судьба «Директора»

Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения
Судьба «Директора»


!! 4044 (400x540, 41Kb)

Пожалуй, только один раз советский кинематограф обращался к теме становления отечественного автомобилестроения. Однако этот проект, весьма интересный и многообещающий, словно преследовал злой рок. Фильм, съемки двух версий которого волей полных драматизма обстоятельств растянулись почти на 5 лет, в настоящее время по большому счету оказался потерян для зрителя.
«Директор» - фильм об истории создания первого советского автомобиля и Кара-Кумском автопробеге 1933 г.
Надо сказать, что сценарий этот был написан не просто «на удачу», а на конкретного режиссера Алексея Салтыкова, с которым у Нагибина уже был прекрасный опыт работы – кинофильм «Председатель» (1964 г.), имевший оглушительный успех по всей стране, хотя и вызвал много отрицательных отзывов у киноначальства.
Так или иначе новая картина творческого тандема была запущена в производство на киностудии «Мосфильм» в 1965 г., тогда же в журнале «Советский экран» был опубликован сокращенный вариант киносценария.

!! 4040 (625x399, 57Kb)

На главную роль – директора автозавода Алексея Зворыкина, прообразом которого был легендарный директор ЗИСа И.А. Лихачев, – Алексей Салтыков пригласил Евгения Урбанского (известного по фильмам «Коммунист», «Баллада о солдате»). Урбанский уже пробовался у Салтыкова на роль председателя Егора Трубникова в предыдущем фильме, но чуть-чуть проиграл Михаилу Ульянову на пробах, и вот теперь был готов взять реванш, да и Салтыков «видел» в роли директора именно его.

Съемки «Директора» начались с павильонных сцен в Москве, а в начале осени группа выехала в Среднюю Азию, примерно туда, где в 1933 г. проходил исторический Кара-Кумский пробег.
Первая версия фильма снималась в 1964-1965 гг. Во время съемок, исполняя без каскадера по собственному желанию сложную сцену на грузовике, погиб исполнитель главной роли Евгений Урбанский. Все материалы этой версии фильма вошли в документальную картину "Евгений Урбанский" (1967, реж. Екатерина Сташевская-Народицкая).

Трагическая гибель Урбанского поставила крест на дальнейших съемках «Директора». Приказом председателя Госкино они были закрыты, а группа распущена. В ходе следствия по факту гибели актера, проводившегося весьма тщательно, компетентные органы вынесли вердикт – «несчастный случай». Госкино строго запретило самим актерам участвовать в трюковых съемках, и в отечественном кино официально утвердилась профессия каскадера.

Алексея Салтыкова отлучили от режиссуры на полтора года. Лишь в 1967 г. он смог вернуться на съемочную площадку и снять свой следующий фильм – «Бабье царство». А еще некоторое время спустя, не без помощи Нагибина, тоже заинтересованного в осуществлении проекта, Салтыков добился разрешения вновь ставить многострадального «Директора».

В 1969 г. кинофильм «Директор» начали снимать заново, и хотя делался он по тому же сценарию, это уже совсем другой фильм – ни одного кадра из первого варианта в него не вошло. Сменился не только исполнитель главной роли, но и весь актерский состав.
В роли Зворыкина снялся Николай Губенко.


!! 4048 (570x400, 5Kb)

При съемках второго варианта фильма к исторической достоверности подошли более серьезно. Для съемок были привлечены уникальные автомобили. Чего стоил, например, настоящий, не переделанный «Роллс-Ройс» 1916 г. или грузовик той же эпохи с открытой кабиной и массивными спицевыми колесами без шин, с литыми грузолентами. А эпизоды с участием хранящегося и по сию пору на московском автозаводе бортового образца АМО-Ф15, отлично показанного в фильме на ходу, сейчас смотрятся как настоящая хроника, поскольку в наше время вряд ли его владельцы предоставят этот раритет для подобных съемок.

А где же фильм?

Итак, в 1970 г. 2-серийный художественный кинофильм «Директор» вышел на экраны страны в цвете и широком формате. Это подтверждается и прокатным удостоверением, выданным Госкино СССР за № 2104/70. Премьера фильма состоялась 20 июля 1970 г. До конца 1970-х, пока не выцвели и не пришли в негодность копии, лента демонстрировалась в кинотеатрах. Кроме того, несколько раз транслировалась по 2-й программе ТВ СССР (ныне – ВГТРК «Россия»), в частности летом 1983 и в феврале 1987 г. Правда, отечественный телезритель, имевший тогда в основном черно-белые телевизоры, по большей части был лишен возможности увидеть фильм в цвете. Да и в прокате со временем тоже появились черно-белые копии (хотя и широкоэкранные), которые печатал Республиканский фильмокомбинат РФ по заявкам контор кинопроката, для тех мест, где не было широкоформатных киноустановок. По-видимому, именно одна из таких «малобюджетных» копий и уцелела чудом до наших дней.

пара фрагментов из фильма :






этот видео-фрагмент с наложенной музыкой, хотя хорошо дает увидеть качество гонок

Для фильма были привлечены автомобили ГАЗ-А (два экземпляра), несколько ГАЗ-АА и УралЗИС-355 с округлыми крыльями выпуска 1955–1957 гг. и трофейный «Опель-Блиц-3,6-36S» образца 1940–1943 гг. Только две первые модели в целом соответствовали тем, которые участвовали в реальном Кара-Кумском пробеге. Кино есть кино – для съемок, в том числе и трюковых, спустя три десятилетия использовали уже не вполне подлинные, зато ходовые машины, иногда измененные конструктивно. Скажем, один ГАЗ-А с «родными» колесами на спицах снимали в крупных планах и проездах, а для трюковых съемок применялся «дублер» машины с более мощным (и тяжелым) двигателем и дисковыми колесами типа ГАЗ-М1.

!! 4043 (600x253, 9Kb)
!! 4047dс (600x253, 27Kb)
!! 4047l (600x263, 17Kb)
!! 4047f (600x253, 18Kb)
!! 4047k (600x253, 17Kb)
!! 4042 (600x260, 44Kb)
!! 4047а (600x273, 128Kb)
!! 4047в (600x253, 14Kb)
!! 4047с (600x253, 13Kb)


А фильм зрелищный. Смотрите.





N.B. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку американской фирмы на протяжении ещё 5 лет после пуска завода. Так в СССР получили документацию на модель Ford Model B 1933 модельного года. Если быть более объективным, то американские автомобили советской сборки соревновались с чисто американскими. После войны аналогично большинство грузовых и легковых автомобилей-это переработка американских и европейских образцов.



http://www.gruzovikpress.ru/article/12392-film-ob-...robege-1933-g-sudba-direktora/
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1851/forum/#s2751520

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments