Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Сирень Исаака Левитана

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Сирень Исаака Левитана

...Охватило всю душу сиренями...
Н.Заболоцкий

С.Рахманинов
"СИРЕНЬ"


Запись 26 февраля 1942 года.
(исполняет транскрипцию романса автор)


Исаак Ильич Левитан (1861—1900) выдающийся русский художник, член товарищества передвижнических выставок.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1873—85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1897 член художественного объединения "Мюнхенский Сецессион". Участник выставок журнала "Мир искусства" (1898—1900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики — П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898).


В середине 1890-х годов Левитан любил писать натюрморты. По благородной простоте и изяществу, колористической тонкости и одухотворённости натюрморты Левитана не имеют себе равных в русской живописи второй половины 19 века, для которой этот жанр вообще не характерен.
В его работах этого жанра чувствуется жизнеутверждающий выстраданный тонус, особая любовь к цветению, солнечным началам природы, столь прекрасно сосредоточенным в венчике или крестике даже самых простых полевых цветов, ибо каждый из них устроен "по образу и подобию солнца" и есть "рассказ о солнце, исполненный выразительной силы". На его полотнах мы видим гроздья сирени, написанные с пронзительной нежностью и теплотой, в них воссоздана словно сама стихия цветения жизни во Вселенной.

Декоративную прелесть и нежность цветов, их специфику как предмета живописного выражения можно увидеть в написанном пастелью натюрморте «Сирень». Пышные гроздья сирени здесь уже и композиционно играют основную роль, им подчинены и изображения горшка и передача пространства. Это не столько пространство, в котором можно поместить горшок с букетом, сколько фон, на котором эффектно вырисовываются и подчеркиваются в своем цвете кисти сирени. Левитан превосходно использовал технику пастели, ее мягкую бархатистость для передачи кистей как больших белых пятне, как бы составленных из мелких звездочек цветов. Цветы хорошо оттеняет листва как переход к фону. В натюрморте сказываются большие живописные достижения Левитана к этому времени: он превосходно передает сочетания форм. Эта картина была написана в тверской губернии в имении Ушаковых.

Сирень (1893)
Screenshot_32 (571x700, 772Kb)


Все это развивается и в натюрморте «Белая сирень» (1895, Омский областной музей изобразительных искусств), снова выполненном пастелью. Здесь еще лучше переданы и пушистость сирени, и эмаль вазы, в своей вытянутой вверх форме хорошо скомпонованной с раскидистым букетом, его кистями и листьями. Букет и ваза образуют единое целое красивой формы, понятой художником в ее декоративной выразительности. Едва намеченная сильными мазками пастельного карандаша, плоскость стола внизу сливается с темным фоном и не создает впечатления углубленной пространственности. Эта картина была написана в Тверской губернии, где Левитан жил в имении Ушаковых.

Белая сирень(1895)




Еще одной удивительной картиной является «Весна. Белая сирень». Она написана в жанре пейзаж пастелью. Благодаря мягкому и рассыпчатому материалу получилось удивительное легкое, воздушное и нежное изображение. На нем нет четкости и ясности, но есть яркие эмоции и чувства.
«Весна. Белая сирень»


Изображена на картине лестница, которая ведет на террасу усадьбы. Вокруг разместились кусты белой сирени. Они являются своеобразными охранниками дома, но сейчас они предлагают войти внутрь.

На картине вечерние сумерки. Они позволяют передать таинственные эмоции. Гроздья сирени отличают небесной белизной. Создается впечатление, что они передают теплоту майского дня. Призрачные и изогнутые тени добавляют картине загадочные.

В этой картине Левитан продумал каждую мелочь. Смотря на картину понимаешь, что свет в доме не горит, потому что еще не достаточно потемнело. В окнах усадьбы отражается небосвод, который отражает уходящий день. Очень ярко ощущается холодность воздуха, появление тумана и первых капель росы чувствуется необычайно близко.

Передать сумерки достаточно сложно, но Левитану это удалось. Вечерний воздух и таинственная атмосфера переданы до секунды. Художнику удалось поймать момент, который длится в жизни каждого дня несколько минут.

В своих работах Левитан достиг того идеала, о котором писал Е. Баратынский, и к которому стремился сам художник:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна...


Левитан разговаривал с природой на одном языке, а она художнику отвечала всегда большой любовью. Говорят, что в 1900, когда уходил из жизни смертельно-больной Левитан, в природе творилось что-то необычайное, словно она устроила пышное прощание со своим Певцом. В саду второй раз тем летом зацвела сирень, ее аромат врывался в открытые окна и напоминал художнику о тех днях, когда он писал любимые цветы. Глядя на гроздья сирени, заглядывающие в окно, Левитан признался: «Я много выстрадал, многое постиг и многому научился, во многом благодаря природе».

https://kultur-a.com/articles/4262-opisanie-kartin-siren-v-ispolnenie-levitana.html
https://www.artcontext.info/pictures-of-great-arti...6/221-natyurmorty-levitam.html
http://www.plyos.org/stat/stat43.html

Романс Рахманинова "Сирень"на слова Екатерины Бекетовой для голоса с фортепиано. Опус 21 № 5.Создан в 1902 году и посвящён Александре Стрекаловой.
Авторская обработка для фортепиано в 1913 или 1914 году.



Серия сообщений "Натюрморт":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Если б не было войны...

    Еще до встречи вышла нам разлука, И всё же о тебе я вижу сны. Ну разве мы прожили б друг без друга, Мой милый, если б не было войны, Мой…

  • Потсдам не Германия

    Автор - КЛИМ1. Это цитата этого сообщения Потсдам не Германия. Tолько я начал обживаться в деревне с лирическим названием Лаффайет, что…

  • О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ. 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments