Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Чем жив человек ?... (х/ф "Судьба человека")

Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения
Чем жив человек ?... (х/ф "Судьба человека")


Повесть Михаила Шолохова «Судьба человека», опубликованная на рубеже 1956-1957 годов в газете «Правда», вызвала широкий общественный резонанс. И это неудивительно, ведь главным и положительным героем произведения стал бывший военнопленный, которых еще несколько лет назад в СССР считали бы врагами народа.

Судьба главного героя — обобщённая судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Не во имя стилистической гладкописи рассказ и фильм назван не «Судьбой Андрея Соколова», а «Судьбой человека».

Сергей Бондарчук прочитал повесть на одном дыхании и понял, что его мечта — экранизировать ее. Бондарчук хотел сыграть в картине главную роль, но боялся, что его видение этого образа не совпадет с видением режиссера, тогда-то он и решил, что режиссером будет сам.

Снять этот фильм стало для меня больше чем “творческим планом”. Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

Правда, для осуществления этой идеи Бондарчуку понадобилось долго убеждать и руководство «Мосфильма», и самого Шолохова. На студии считали, что материала рассказа хватит только на короткий метр, а писатель не был уверен, что человек без режиссерского опыта сможет достойно перенести на экран его прозу.



М. Шолохов и С. Бондарчук  на съёмках фильма «Судьба человека».

За помощью в написании сценария Бондарчук решил обратиться к самому Шолохову. Сначала писатель с сомнением отнесся к этой идее, да и в Бондарчуке он не видел своего героя, но когда начались съемки, то все сомнения полностью исчезли. Шолохов придирчиво правил сценарий, который писали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, не раз появлялся на съемочной площадке и фактически был основным консультантом съемочного процесса.

26681

Картина, премьера которой состоялась в 1959 году, рассказывает о русском солдате. Война подвергла его страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух – он выжил, отстоял свое право быть человеком, сохранил способность любить. После войны одинокий Соколов работает в разных частях большой страны. Однажды он встречает маленького мальчика, Ваню, оставшегося сиротой. Вскоре Соколов понимает, что этот чумазый беспризорник — шанс на новую жизнь, шанс на возрождение после ужасов войны.

Кадры из фильма “Судьба человека”

068
 

Как это снято 60 лет назад: «Судьба человека»

Обращаясь к истории создания дебютной картины Сергея Бондарчука, удивляешься только тому, что картина была режиссерским дебютом: Бондарчук, на тот момент один из крупнейших актеров СССР, был настолько сильно потрясен произведением, что загорелся идеей дебютировать с его экранизацией в режиссуре: «Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь.


На съемках фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» На съемках фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Родоначальник итальянского неореализма Роберто Росселлини говорил о «Судьбе человека» так: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне». И сегодня, и в момент выхода дебютная картина Сергея Бондарчука производила и производит сильнейшее впечатление. Во многом это из-за того, что в фильме создана оригинальная и пронзительная трактовка главной трагедии XX века.

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

  Съемки фильма с перерывами проходили с весны по осень 1958 года и в общей сложности потребовали семьдесят восемь смен. География съемок при этом была очень обширной. Начала группа работать по совету Шолохова у хутора Куликовского на берегу Дона. Здесь снимали открывающую сцену встречи Соколова с собеседником.

На съемках фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» На съемках фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Не дожидаясь решения с постановкой, Бондарчук приступил к работе. Он перечитал все произведения Шолохова, а также по совету писателя побывал на его родине — в станице Вешенской в Ростовской области. Сценарий в это время написали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов. Первый был редактором Шолохова, а второй — его литературным секретарем. В декабре 1957 года их текст был принят к производству «Мосфильмом» без замечаний.

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Рассказ Шолохова диктовал, как минимум, три необычные для советского кино того времени вещи. Во-первых, исповедальность и субъективное видение за счет прямого монолога. Большую часть истории мы видим непосредственно глазами главного героя, простого человека, который рассказывает о своей нелегкой доле случайному встречному. И тут авторы идут от частного к общему — через отдельную трагедию раскрывают горькую судьбу целого народа, пережившего войну.

Судьба человека


Во-вторых, центральный характер был достаточно необычен для кино того времени, неоднозначен и многогранен. Андрей Соколов — это, словами оператора фильма Владимира Монахова, хоть и «положительный герой, но не примитивно-канонический, не ходячий набор всех мыслимых добродетелей, который точно и заранее знает на все случаи жизни, что хорошо и что плохо».

И в-третьих, в фильме была сделана попытка преодолеть одно из страшных советских табу. Едва ли не впервые на отечественном экране затрагивалась тема военного плена. Как известно, солдат, оказавшийся в плену при любых обстоятельствах, автоматически объявлялся предателем. Шолохову, крупнейшему писателю Советского Союза, было позволительно реабилитировать персонажа с такой судьбой и сделать его героем, а вот со стороны режиссера-дебютанта это был риск даже несмотря на оттепельные времена.

Кастинг: главная роль и эпизоды


Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Главную роль, Бондарчук оставлял себе. В таком решении Шолохов по-началу сомневался (хорошо известна история, как встретив кинематографиста, писатель долго его рассматривал, а потом произнес: «У Соколова руки-то другие»), однако увидев увлеченность материалом и стремление вжиться в образ, он был вынужден признать актерское попадание. И действительно перевоплощение Бондарчука в Соколова оказалось одной из лучших, самых сильных и точных его работ. Он создал образ одновременно эмоциональный и сдержанный, психологически наполненный и обобщенно трагический. Помимо актерского таланта, очевидно, что тут помогло еще и соответствие возраста, и фронтовой опыт. На фронте Сергей Бондарчук участвовал в боях под Армавиром, Грозным и Моздоком. За проявленную смелость ему вручили орден Отечественной войны второй степени. В 1946-м юношу демобилизовали, и он вернулся домой, где смог продолжить учебу. Однако страшная картина сражений с противником на протяжении всей жизни преследовала артиста.


062
 

Самая большая сложность в плане кастинга возникла с поиском актера на роль Ванечки, приемного сына. Бондарчук пересмотрел огромное количество детей, однако помог в итоге случай. Режиссер увидел пятилетнего Павлика Полунина среди зрителей на показе детского фильма в Доме кино. Кинематографист тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на участие в картине.
А вот с ролью Ванечки ничего не получилось. Бондарчук отсмотрел больше тысячи ребят, он ездил по пионерским лагерям, трудовым отрядам, присутствовал на различных патриотических акциях, посещал школы, но никак не мог найти того, кто ему был нужен. Помог случай — в Доме кино демонстрировался детский фильм, Бондарчук пришел туда совершенно случайно и увидел пятилетнего Пашу Полунина. Переговорив с отцом ребенка, режиссер получил согласие. Сергей Бондарчук запретил съемочной группе называть юного актера его собственным именем, чтобы Павлик лучше вжился в роль, все звали его Ваней.

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Большинство других актеров появляются в фильме скорее эпизодически. Интересно, что исполнителей порой не хватало, из-за чего играть приходилось членам съемочной группы. Причем некоторые играли по несколько ролей. Например, художник по гриму стал одним из военнопленных, звукооператор сыграл узника лагеря, а консультант фильма — эсесовского офицера. В маленьких ролях в фильме появились такие известные актеры как Георгий Милляр, Евгений Моргунов и Лев Борисов. Отдельно стоит отметить Зинаиду Кириенко, сыгравшую жену Соколова. Роль (в особенности знаменитая сцена прощания на перроне) позволила с новой силой раскрыть драматический дар актрисы.

Локации: от Воронежа до Калиниграда


Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Эпизоды довоенной жизни Соколова создавались в Воронеже, то есть на родине главного героя. В окрестностях сел Терновка и Губарево в Воронежской области снимали сцены пленения Соколова, церковь и расстрел советских солдат. Сцены в концлагерях создавались в Ростовской области, для чего были выстроены масштабные декорации. Там же нашли карьер, где добывался камень для строительства Волгоградской ГЭС — карьер приспособили для сцены в каменоломне.

Визуальное решение: контрасты, субъективная камера, «мыльный клин» и образность

Особое значение в картине имеют выразительные крупные планы. Монахов так говорил о важности работы с этим приемом: «Наиболее выразительные съемки актера, призванного донести до зрителя идеи, чувства, настроение, конфликты фильма, то есть все, чем богата жизнь. Если без актера немыслима кинокартина, то без влюбленности в него немыслима мало-мальски плодотворная работа кинооператора».


На съемках фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» На съемках фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»


«Судьбу человека» можно назвать картиной резких выразительных средств, однако важно, что каждый прием драматически, сюжетно мотивирован и оправдан. Фильм снимал оператор Владимир Монахов, и по признанию участников картины, например, Зинаиды Кириенко, без него фильм был бы совершенно иным. Благодаря его решениям удалось эффектно отделить эпизоды довоенной и послевоенной мирной жизни и войны.

Сергей Бондарчук и Кириенко в фильме Судьба человека

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Первые светлы, лиричны и более спокойны, тогда как вторые — сумрачны, экспрессивны и более динамичны. Для первых характерны длинные кадры (например, открывающая круговая панорама) и плавно движущаяся или статичная камера. У вторых — более резкий монтаж, используется ручная камера и даже такие резкие решения, как перевернутая камера (сцена контузии Соколова). Монахов так говорил о своем подходе: «Мы добивались сплава трагедии и лирики».


Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Операторские техники позволяют подчеркнуть образность картины. Например, в сцене побега Соколова из концлагеря герой добирается до овсяного поля. Камера уходит вверх (что примечательно, авторы для этого использовали не кран, а вертолет), и беглец сливается с полем, словно укрытый родной землей. Выявляя ужас лагерей, атмосферу железной клетки, Монахов использует голандский угол  и съемку с нижних точек. Хрестоматийным стал кадр, где фоном крупному плану Бондарчука служат квадраты из проволоки в концлагере — даже небо оказывается как бы «украдено» у героя.


Эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком, а также прощание с женой снимались в Тамбове. Прибытие на вокзал эшелонов с пленными — в Калининграде. Кроме этого ряд сцен снимался в павильоне «Мосфильма». Например, один из самых известных эпизодов картины — психологический поединок Соколова и коменданта концлагеря Мюллера.
  

Фрагмент из фильма «Судьба человека» (1959)





Личные переживания персонажа подчеркиваются частым использованием субъективной камеры. Например, непосредственно от его лица мы видим атаку вражеского самолета. Также для передачи субъективных состояний (контузии, сна), а еще для переходов между сценами (от кадров настоящего к кадрам воспоминаний) применялись так называемые «мыльный клин» и «вазелиновый клин». Перед объективом камеры устанавливалась полоска стекла, на которую кисточкой наносился тонкий сходящий слой вазелина или мыла. Благодаря этому изображение уходит в помутнение, создавая ощущение некой пограничности происходящего.



Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм» Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Война меняет условия жизни человека коренным образом. Андрей Соколов ощутил, как война лишила его семьи, дома, оставив только память. Дом героя разрушился, а родные и близкие люди погибли. Война закончилась и Соколову нужно начинать жизнь с чистого листа. Однако герою некуда идти, ведь от прежней жизни не осталось и следа. Насилие и разрушение привычного хода жизни оставляло неизгладимый отпечаток на человеческой личности. Соколов оказался сильным мужчиной, ведь не замкнулся, не сломался, не обозлился на мир, на несправедливость, отобравшую все, что он любил.


064

Судьба человека - Драма, Фильм

самый трогательный фрагмент фильма...
 
– Папка, родненький!  Я знал!  Я знал, что ты меня найдешь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!
«Прижался он ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром», «…а сынок мой все жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает», «… взял на руки, несу его домой. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места... (Михаила Шолохов)


 
И вот два осиротевших, всё потерявших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждают друг-друга в жизни.

069
 
«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути…» (Михаила Шолохов)
«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека».
 
Если вы хотите посмотреть этот фильм, то смотрите здесь:
 
Судьба человека (1959)



 
* * *

 
 
 
 
 
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments