Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Балет «Серенада» на музыку Петра Ильича Чайковского

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Балет «Серенада» на музыку Петра Ильича Чайковского

К 180-летию со дня рождения гения русской музыки


Балет «Серенада»?



Не стоит удивляться — действительно, такого балета Петр Ильич не писал. Однако именно его «Серенада для струнного оркестра»(см.ниже) вдохновила знаменитого хореографа Джорджа Баланчина(1904-1983) на создание его первой постановки в Америке.

«В этом балете танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне»
Джордж Баланчин

С «Серенады» началась история американского балета. Баланчин сочинил его для воспитанников организованной в 1934 году в Нью-Йорке первой профессиональной школы – балет, сложенный из «того, что было»: девушек, которых на первых порах занималось подавляющее большинство, освоенных ими движений классического танца, опозданий учениц и их случайных падений, закрепившихся в хореографии спектакля, и музыки Чайковского, с детства дорогой сердцу Баланчина. Из балета для учеников, «в котором было бы не очень заметно, как они плохо танцуют» (именно так скромно определял свою задачу хореограф) получился один из самых поэтичных балетов ХХ века.

Хореография «Серенады» выдержала пять редакций,... и спустя время Баланчин еще неоднократно переписывал рисунок танца. В своем нынешнем виде балет складывается из четырех частей: «Сонатина», «Вальс», «Русский танец» и «Элегия».

Одноактный балет в 4 картинах
на музыку Петра Чайковского: «Серенада для струнного оркестра»
Хореография Джорджа Баланчина


"Балет похож на игру — легкую, непритязательную, изящную"
Эдвин Денби (американский критик )

Итак...
Свободное, без декораций пространство сцены с небесно-голубым задником и костюмы, не сообщавшие характерности персонажам...




00:00 - Сонатина, 09:21 - Вальс, 14:38 - Русский танец, 22:38 - Элегия

Главные роли исполняют Дарси Кистлер, Кира Николс, Мария Калегари, Адам Людерс и Леонид Козлов.
Берлин.1973

Приведенное ниже описание балета принадлежит Джорджу Баланчину:
"Звучат мощные вступительные аккорды краткого анданте. Поднимается занавес.
На сцене группа девушек, выстроившихся пересекающимися линиями. Ночь. На неподвижных танцовщиц падает приглушенный свет. Танцовщицы начинают движение, свет становится ярче.
Девушки танцуют небольшими группами, словно рисуя узоры на сцене. Одна из них исполняет соло, другие вторят ей. Внезапно все застывают на месте, образовав ту же картину, с которой начался балет.
Одна из девушек явно опоздала. Она выбегает на сцену и становится на свое место. В глубине сцены появляется юноша. Когда он направляется к девушке, ее подруги покидают сцену.
Под звуки вальса юноша устремляется к девушке, они танцуют вдвоем. Когда на сцене появляются ее подруги, девушка весело танцует с ними, затем она и ее партнер возглавляют общий танец. Вальс заканчивается медленно и тихо, все расходятся в темпе заключительных звуков музыки.
На сцене остаются пять девушек. Они садятся на пол лицом друг к другу. При звуках жизнерадостной мелодии они вскакивают и танцуют, не скрывая веселья. Выбежавший юноша присоединяется к ним. Когда все убегают со сцены, одна из девушек остается лежать на полу, закрыв лицо руками.
Другая девушка приводит к подруге юношу. Он помогает лежащей танцовщице подняться и танцует с двумя партнершами. Наконец, наступает момент, когда он должен сделать выбор. Девушка, которая вывела его на сцену, требует безраздельного внимания, и юноша остается с ней. Брошенная героиня падает, на миг приподнимается и вновь сникает. Трое юношей поднимают ее вытянутое тело на вытянутых руках. Девушка медленно изгибается, широко раскинув руки. Юноши несут ее, словно участники некой процессии".

Баланчин позволил себе переставить местами третью и четвертую части оригинала Чайковского, дабы окончить «танец при луне» элегией. Это крайне редкий случай в практике такого музыкального человека, как Баланчин, который в молодости учился в Петербургской консерватории и ставил свои спектакли с партитурой в руках.

****************


чайковский тень (266x700, 204Kb)
«Серенада для струнного оркестра» Петра Ильича не была написана для балета, однако в ней четко прослеживаются танцевальные мотивы. Причем каждая из четырех составных частей выражает разные, порой противоположные настроения и события, а потому и возникает у зрителя ощущение наличия фабулы.

Разные части музыкального произведения Петра Ильича исполняются в хронологическом порядке. Первой играется пьеса в музыкальной форме сонатины, за ней идет вальс, за вальсом следует элегия и завершает этот пестрый список русская тема.




I. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo - Allegro moderato 0:00
II. Valse. Moderato. Tempo di Valse 9:42
III. Elegia. Larghetto elegiaco 13:30
IV. Finale (Tema russo). Andante - Allegro con spirito - Molto meno mosso - Tempo I - Più mosso 22:07
Ленинградский Филармонический Оркестр
дирижер Евгений Мравинский,(1947г).


Чайковский посвятил свою «Серенаду» Карлу Карловичу Альбрехту - виолончелисту, хоровому дирижёру, композитору и педагогу. Этот немец с раннего детства жил в России, а с 1883 по 1885 год занимал должность директора Московской консерватории.

"Серенада для струнного оркестра" – это произведение, к которому Пётр Ильич Чайковский сам относился с большой симпатией. Пленившее слушателей с самого момента своего появления, оно и в нынешнее время пользуется большой популярностью, так как помимо очаровывающей своей красотой музыки маэстро в нём всесторонне продемонстрировал неограниченные выразительные возможности, которые присущи струнному оркестру.


https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye...renada-dlya-strunnogo-orkestra
https://arzamas.academy/micro/balet/18
http://www.bvbt.ru/ballet/serenada.htm
https://www.permopera.ru/playbills/playbill/88638/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Серенада_(балет)
https://www.belcanto.ru/ballet_serenade.html
https://www.kommersant.ru/doc/4276484
https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/ballet/serenade

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments