Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

"Снятие с креста" в живописи

Картины иллюстрируют важнейший христианский догмат: искупление первородного греха смертью Христа.
О снятии с креста тела Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты: Матфей (Мф. 27:57-59), Марк (Мк. 15:43-46) и Лука (Лк. 23:50-54) сообщают о том, что тело Христа снял его тайный ученик Иосиф Аримафейский. Иоанн (Ин. 19:38) добавляет ещё одного участника снятия — Никодима. Ни один из евангелистов не говорит о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. В средние века в связи со снятием тела большое внимание уделялось роли матери Иисуса. Примером может послужить анонимный текст XIV века Meditationes de Vita Christi, возможно его автором является Лудольф Саксонский. Существует мнение, что описание снятия тела Христа из этого произведения оказало влияние на многих художников:
Тогда Дева Мария благоговейно принимает его правую руку и прижимает её к своей щеке, смотрит на неё и целует её со слезами и печальными вздохами.

118379.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн (1634) Эрмитаж

Тело Иисуса освещено снопом яркого света и пугает своей безжизненностью, Богоматерь лишилась чувств, а лица окружающих выражают лишь боязливую растерянность, недоумение и любопытство. На земле приготовлена ткань, на которой Иисус будет лежать, пока не воскреснет. В густом мраке царит лишь смерть, страшная в своей обыденности.

_2108284-copy.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн "Снятие с креста", офорт. С картины Рембрандта (оригинал - в старой Пинакотеке, Мюнхен)
Тема снятия с креста будет несколько раз рассмотрена Рембрандтом. Сам Рембрандт изображал себя на одной из весов с болезненным выражением лица, пытаясь удержать правую руку трупа. Лицо в тени - это автопортрет в молодости, также сохранившееся в Пинакотеке

Salomon_Koninck_-_The_Deposition-1.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн

800px-Descente_de_croix_rubens.jpg
«Снятие с креста» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа
Картина написана около 1617—1618 годов, вероятно по заказу капуцинского собора в Лире близ Антверпена. В окончательной отделке картины принимали участие ученики Рубенса, в особенности Антонис Ван Дейк.

Peter-paul-rubens-the-descent-from-the-cross-central-part-of-the-triptych.jpg
Питер Пауль Рубенс
Центральная панель триптиха кисти известного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанного в период с 1610 по 1614 годы. Картина является вторым большим алтарным образом Рубенса Собора Богоматери в Антверпене, (Антверпен, Бельгия), вместе с «Воздвижением Креста».

Descent_From_The_Cross.jpg
Полномасштабное изображение триптиха Рубенса

37187168905_55bacdbc78_o.jpg
Ян Госсарт (картина Мабюза)"Снятие с креста" (центральная часть триптиха). 1520—1521 Эрмитаж
Триптих в виде складня был создан в 1520—1521 годах по заказу испанского торговца Педро из Саламанки, проживавшего в Брюгге, и предназначался для семейной часовни в церкви августинцев в Брюгге

800px-Triptych_of_the_Descent_from_the_Cross_by_Jan_Gossaert_-_Left_wing.jpg
Левая створка триптиха Мабюза "Снятие с креста"

800px-Triptych_of_the_Descent_from_the_Cross_by_Jan_Gossaert_-_Right_wing.jpg
Левая створка триптиха Мабюза "Снятие с креста"

36667404940_27c9f22c9d_b.jpg

На переднем плане изображен Иосиф Аримафейский с терновым венком Христа и святые жены, одна из которых заламывает руки в отчаянии, а две другие склонились над потерявшей сознание Мадонной. У подножия креста - юный Иоанн, любимый ученик Иисуса, и Мария Магдалина

506442-1.jpg
Rogier van der Weyden Philadelphia Museum of Art

1280px-El_Descendimiento_by_Rogier_van_der_Weyden_from_Prado_in_Google_Earth.jpg
El Descendimiento, by Rogier van der Weyden, from Prado
алтарный образ (центральная часть триптиха, его боковые створки не сохранились) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, одна из вершин европейского изобразительного искусства XV века. В настоящее время хранится в мадридском музее Прадо.
Картина была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена, в знак того, что картина заказана гильдией, в углах панелей изображены маленькие арбалеты.

Искусствовед Лорн Кэмпбелл так идентифицирует персонажей картины (слева направо): Мария Клеопова; святой Иоанн Богослов; Саломея-повитуха (в зелёном, поддерживает упавшую в обморок Деву Марию); Никодим (в красном) — держит тело Иисуса; молодой человек на лестнице — слуга Никодима или Иосифа Аримафейского; Иосиф Аримафейский (персонаж в тканых золотом одеждах); бородатый человек за Иосифом с сосудом, вероятно, ещё один слуга (сосуд — атрибут Марии Магдалины, содержащий «фунт нарда, очень дорогого», которым она помазала ноги Иисуса) и сама Мария Магдалин

Основной центр композиции — Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушил ранее существовавшие каноны, придав телу Девы необычное для нидерландской живописи положение. Её фигура почти повторяет положение тела сына и символизирует мистическую преданность матери, высказанную ещё Фомой Кемпийским в трактате Imitatio Christi (1418).

Weyden_Rogier_van_der_-_Descent_from_the_Cross_-_Detail_women_left.jpg
Слёзы Марии Клеоповой.

10648.jpg
Джотто, Пьетро Лоренцетти Basilica di San Francesco

2020-04-18_00-14-07.png
Тинторетто

giovanni_domenico_tiepolo_el.jpg
Джованни Доменико Тьеполо

ALTARORSINI.SNYTIESKRESTA.jpg
Симоне Мартини. Алтарь Орсини. Снятие с креста. ок. 1333. Королевский музей изящных искусств Антверпена. Бельгия

SNYTIE_S_KRESTA.jpg
Кошелев, Николай Андреевич

6768_foto_1_03.jpg
Чима да Конельяно

escentfromtheCross_64_2x48____-vi.jpg
Франс Франкен Младший (Frans Francken II), 1581-1642. Фландрия.

106839.jpg
Мозаика Сан Марко

00006372.jpg
Греческая икона
Представленный на всех картинах и иконах о снятии с креста Иосиф Аримафейский (ивр. ‏יוסף הרמתי‏‎) — иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос. Он упоминается всеми четырьмя евангелистами в повествовании о погребении Иисуса (Мф. 27:57; Мк. 15:43; Лк. 23:50; Ин. 19:38). История Иосифа получила большое распространение благодаря легенде о Святом Граале — чаше, в которую Иосиф собирает кровь Христа.

d417727dd53dc38ea153702c51e003de.jpg
Караваджо Погребение Христа

2020-04-17_23-04-02.png
Паоло Веронезе Оплакивание Христа

p04667.jpg
Вальдивьесо и Энарехос, Доминго


Oplakivanie_Giotto_2.jpg
Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя / Джотто



https://www.spb-guide.ru/page_19103.htm
https://moya-moskva.livejournal.com/3720676.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Снятие_с_креста_(Рогир_ван_дер_Вейден)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments