Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Только без рук. Сегодня 200 лет как нашли Венеру

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
Только без рук. Сегодня 200 лет как нашли Венеру

И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.

(А. Фет)



В этой скульптуре восхищает все: и тонкие черты лица, и прическа, и грациозная осанка, и аккуратные складки одежды. Согласно одной из легенд, в руках Венера держала щит, согласно другой – яблоко, а согласно третьей – она устыдившись придерживала спадающие одежды.
Подумать только, эталон красоты, и без рук! Где же прекрасные руки Богини?

На островах Эгейского моря широко распространена следующая легенда. Известнейший в свое время скульптор (исследователи до сих пор не знают толком, кто именно) долго искал женщину, которая могла бы послужить натурщицей для создания статуи Венеры. И нашел – на острове Милос жила необыкновенно красивая девушка. Скульптор отправился туда, познакомился с ней, начал создавать шедевр и… влюбился без памяти в свою натурщицу.

Любовь оказалась взаимной, и первое время это не мешало, а только помогало мастеру резца создавать из камня свою богиню.

Наконец статуя была почти готова, оставалось самое сложное – руки. И тут в очередной раз страсть взяла свое, ваятель и его муза бросились друг к другу в объятья, и девица так сильно прижала своего возлюбленного к груди, что он… задохнулся. В результате скульптура так и осталась без рук – их просто некому было изготовить.
Конечно, это лишь бесспорно красивая легенда.

Всему миру эта статуя известна теперь как Венера Милосская.

«Венера Милосская» — древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.
Статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Представляет собой тип Афродиты Книдской: богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель около 350 года до н.э. Высота статуи Венеры Милосской — 2,02 м, пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см составляют 89-69-93.


Но обо всем по порядку.
8 апреля 1820 года, на острове Милос в Эгейском море, греческий крестьянин Йоргос Кентротас и французский моряк Оливье Вутье нашли античную статую.


Место, где была найдена статуя

милос (700x433, 425Kb)
Остров Милос


Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Стамбул, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер, Жюль Дюмон-Дюрвиль, отправился в Стамбул и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Стамбул. После тяжёлых переговоров с островитянами Дюмон-Дюрвиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке.

Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, стремившимися не допустить вывоза статуи за пределы империи.

Вначале статую отнесли к классическому периоду, некоторое время авторство приписывалось Праксителю. Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Агесандр (или Александр, надпись была неразборчива), сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. Таким образом, статуя относится к эллинистическому периоду. Впоследствии постамент пропал и до настоящего времени не найден.

Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на первом этаже Лувра.

Специалисты осмотрели Венеру и вынесли страшный приговор: восстановить статую в прежнем виде невозможно.


Венера Милосская, Лувр (Париж), зал № 74 на первом этаже галереи Сюлли.

В год на нее приходят посмотреть 8,5 млн. человек.

Газеты запестрели самыми восторженными заголовками: «Величайшая статуя мира!», «Наипрекраснейшая красота!». Искусствоведы гадали: кто же автор? Очереди в Лувр вились кольцами. Однако зрителей интересовало не кто создал эту мраморную богиню, а что же она держала в отсутствующих руках? На страницах газет и журналов не затухала дискуссия. Одни считали, что в руках у Венеры было зеркало, другие утверждали, что богиня от стыдливости поддерживала руками покрывало.

Куда делись руки Венеры?

Официально считается, что рук у найденной в земле Милоса статуи не было изначально. Тот же Дуикер упоминает фрагменты левой руки Венеры, один из которых представлял собой кисть с яблоком: это, кстати, дало некоторым исследователям повод заявить, что Венера изображена в момент суда Париса. Что за загадочные «мраморные фрагменты» забирал с Милоса де Ривьер, неизвестно.

Впрочем, чем меньше данных, тем больше догадок. В реконструкциях богиню делают пряхой, в руки ей дают зеркало или ее располагают по соседству с богом войны Марсом (или Аресом, поскольку речь о Древней Греции), указывая на то, что это могла быть парная скульптура. Некоторые вообще считают, что это не Венера, а богиня победы Ника.

В 1872 году, французский посланник в Греции Жюль Ферри понял, как раскрыть эту загадку. Он отправился к семейству Кентротасов. Отца, конечно, уже не было в живых, но его сын и племянник жили все в том же месте. «Вы помните Венеру?» – Ферри достал из кармана несколько золотых. Старики закивали, впившись глазами в монеты. «У нее были руки?» Оба старика недоуменно воззрились на приезжего: «Конечно, господин!»- «А что было у нее в руках?» Старики заулыбались, обнажив беззубые рты: «Яблоко, господин!».



Статья Ферри в научном журнале произвела сенсацию. Знатоки античности заахали: как такой простой ответ никому не пришел в голову? Конечно, Венера держала яблоко, ведь именно его дал ей Парис, признав прекраснейшей из всех земных женщин.

Однако общественность не поверила такой простой разгадке. Сложная поза Венеры, ее странно-гордый взгляд, непонятный разворот и плеч, и торса – все это никак не вязалось с тем, что мраморная женщина просто держит в руке яблоко. XX век начался с новой экспедиции: в 1901 году энтузиасты вновь перерыли берег Милоса, на котором когда-то нашлась Венера. Но никаких утерянных рук не обнаружили.

К середине века начались сенсации. Сначала в 1964 году турецкий профессор Ахмед Ресим заявил, что знает, где находятся утраченные руки богини. Но нынешние владельцы вернут их, только если французы перевезут статую в Стамбул. Услышав такое, искусствоведы заявили, что это чистое вымогательство.

Затем мир облетело известие, будто бы Лувр получил тайное послание о «самых великих в мире руках» и уже начал снаряжать экспедицию археологов и искусствоведов. Однако повторного послания так и не пришло, а потому газеты назвали все это рекламным трюком. Ну а потом поступило и вовсе невероятное известие: некий бразильский миллионер приобрел руки Венеры за 35 тысяч долларов. Напомним, шли 70-е годы XX века, и стоимость доллара была куда выше сегодняшней). Не раскрывая своего имени, он прислал точнейшие копии рук в Лувр. Мир замер и ждал еще несколько дней. Вердикт, вынесенный учеными, был краток: эти руки – чьи угодно, но только не Венеры Милосской!

Но бум было уже не унять. То тут, то там появлялись чудом найденные Венерины руки. Многие «энтузиасты» сами создавали их и рвались в Лувр, чтобы примерить. Конечно, работники музея не позволяли, но иногда под нажимом общественности составляли странные фото, на которых красавица появлялась то с одними, то с другими руками. Правда, подобные фотографии вызывали лишь шок – Венера с руками теряла всю свою красоту и обворожительность. Более того, она становилась чудовищной!..

Предполагаемые положения рук Венеры Милосской




«Ну почему нам так хочется «привинтить» руки Венере, подогнать красоту под наше понимание? – написал после одного такого эксперимента обозреватель газеты «Фигаро». – Почему мы кидаемся расчленить гармонию? Разве легче жить, зная, что загадочная улыбка Джоконды – не что иное, как нервный тик, показывающий, что ее обладательница просто страдала эпилепсией? А ведь именно так утверждают некоторые психотерапевты. Гении прошлых веков преподнесли нам прекрасный урок: сила красоты – не в доступности, а в загадочной тайне, которую хочется приоткрыть, но – не следует…»


Венера Милосская. Вид спереди, вид третьей четверти, вид сзади.


Сегодня это одна из самых узнаваемых скульптур во всем мире. Двухметровая фигура женщины, торс которой обнажен, а бедра и ноги скрыты под упавшим одеянием. Считается, что это изображение древнегреческой богини любви, но обычно ее называют римским именем Венера. Главная ее примета — отсутствие рук, но именно эта деталь сделала Венеру, найденную 8 апреля 1820 года на греческом острове Милос, легендой.

https://aftershock.news/?q=node/634780&full
https://orpheusradio.ru/programs/den-kak-data/2020-04-08/3150-mariya-maksakova
https://denvistorii.ru/8-aprelya/grecheskii-krestianin-s-ostrova-milos.html
https://aftershock.news/?q=node/634780&full
https://aif.ru/culture/art/tolko_bez_ruk_kto_i_zac...l_ruki_statue_venery_milosskoy



Серия сообщений "Греция":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments