Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Путешествие в поезде. Ч.2 Компьенский вагон

Путешествие в поезде Ч.1 "Восточный экспресс"
В продолжении рассказа о поезде "Восточный экспресс"следует упомянуть об одном из его вагонов, которому была отведена особая роль в истории.
Так уж случилось, что в этом некогда обычном вагоне-ресторане вершились судьбы Европы, причем дважды. Он стал свидетелем национального позора и так местом, где был одержан ответный реванш целого государства. Вагон хранил память о тех бурных событиях и должен был стать им памятником.

2020-04-04_01-52-04.png

Речь пойдет о Компьенском вагоне. Во французской историографии он имеет название Wagon de l’Armistice — «вагон перемирия». Это железнодорожный вагон, в котором в 1918 году было подписано Первое компьенское перемирие (капитуляция Германии), а в 1940 — Второе компьенское перемирие (капитуляция Франции).

Первое компьенское перемирие
Вагон был выпущен в 1914 году компанией Compagnie Internationale des Wagons-Lits в Сент-Дени как вагон-ресторан MITROPA № 2419 D и верой и правдой служил в знаменитом «Orient-Express».

2020-04-04_00-24-54.png

2020-04-04_02-30-54e19a19fd499d2884.png
Схема вагона-ресторана компании CIWL

2020-04-04_02-38-44.png

2020-04-04_02-39-36.png

Затем знаменитый вагон был переоборудован в штабной для французского маршала Фоша и включен в военный состав.

2020-04-04_01-51-02.png
Вид переделанного вагона-ресторана. Само помещение для заседаний штаба находилось в центре вагона. В помещениях кухни были устроены рабочие места адъютантов и картографов.

2020-04-04_00-30-24.png
Вот маршал Фош стоит с тросточкой и позирует с соратниками на фоне вагона, ставшего в тот момент историческим.

Именно в этом вагоне маршал Фош 11 ноября 1918 года на станции Ретонд (в Компьенском лесу, департамент Уаза), принял капитуляцию Германии, а если быть точным то подписал Компьенское компьенское перемирие между Францией и другими союзниками и Германией , завершившее боевые действия Первой мировой войны.

2020-04-04_00-27-55.png
Подписание первого компьенского перемирия (Фотографировать внутри вагона было запрещено)

2020-04-04_01-46-05.png

Rethondes_60_la_gare.jpg
станция Ретонд

d1f8eed311.jpg
В компьенском лесу позже был воздвигнут мемориальный комплекс, а в середине установлена плита, на которой была высечена надпись на французском языке: «ЗДЕСЬ ОДИННАДЦАТОГО НОЯБРЯ 1918 ГОДА БЫЛА СОКРУШЕНА ПРЕСТУПНАЯ ГОРДОСТЬ ГЕРМАНСКОГО РЕЙХА, ПОБЕЖДЕННАЯ СВОБОДНЫМИ – НАРОДАМИ, КОТОРЫХ ПЫТАЛАСЬ ПОРАБОТИТЬ».

После подписания капитуляции вагон еще полтора года оставался на службе.
В межвоенный период вагон сначала был определён личным вагоном президента Мильерана, на котором он в декабре 1920 года совершил поездку в Верден, затем выставлялся в Доме инвалидов и на мемориальной Поляне перемирия.

2020-04-04_00-36-36.png

В 1927 году вагон был отреставрирован на средства американского мецената из Калифорнии Arthur-Henry Fleming, он же профинансировал строительство здания-музея для него. 11 ноября 1927 года был открыт мемориал в Compiègne с музеем-вагоном и памятником маршалу Фошу, который подписывал капитуляцию.

compien_06a.jpg

2020-04-04_00-40-59.png

11 ноября 1927 года для вагона было построено здание на Поляне перемирия

2020-04-04_00-41-30.png

Казалось бы, знаменитый вагон обрел покой в тихих стенах мемориала, но на этом история вагона не закончилась.

Второе компьенское перемирие
В июне 1940 года французские войска были разбиты армией Третьего рейха,
17 июня правительство Франции обратилось к Германии с просьбой о перемирии.

Говорят, именно Адольфу Гитлеру пришла в голову идея сильнее унизить Францию и подписать её капитуляцию именно в том самом месте и в том же самом вагоне в котором в 1918 году Германия пописала Компьенское перемирие.
Ну а дальше немецкие солдаты взялись за дело.
Сначала извлекли вагон из мемориального комплекса для чего пришлось взорвать стену.

2020-04-04_00-50-53.png

Потом вагон тягачом переместили на историческое место.

2020-04-04_00-53-33.png

И с немецкой педантичностью установили точно на то же место

2020-04-04_00-56-25.png

original.jpg

Именно так и была подписана капитуляция Франции. 22 июня 1940 в Компьенском лесу, в том же вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, на встрече Гитлера и генерала Юнцигера был подписан акт о капитуляции (Компьенское перемирие 1940 года). Официально военные действия закончились 25 июня.

Вот как это было
2020-04-04_00-59-25.png

2020-04-04_01-00-37.png

2020-04-04_01-00-01.png

Стоит ли упоминать, что практически сразу гитлеровцы уничтожили мемориальный комплекс в Компьенском лесу, посвященный событиям 1918 года.
Спустя два дня после подписания перемирия, 24 июня 1940 года, вагон был доставлен в Берлин, где в течение недели был выставлен на всеобщее обозрение у Бранденбургских ворот.

2020-04-04_01-14-50.png
Воодушевленные толпы

2020-04-04_01-19-36.png
В течение нескольких лет Компьенский вагон хранился в Берлине,

2020-04-04_01-20-42.png
В 1944 году он был вывезен из Берлина в город Рула в Тюрингии, а в апреле 1945 года по приказу Гитлера сожжён солдатами СС. Его остатки закопаны — гитлеровцы очень опасались, что их во второй раз заставят подписывать капитуляцию именно в этом вагоне, ставшем своеобразным символом войн XX столетия.

После войны французские власти силами немецких военнопленных восстановили мемориал в Компьенском лесу в состоянии, близком к довоенному. Была собрана и воссоздана мемориальная плита, разбитая нацистами. Что же касается исторического вагона, то его пришлось заменить копией.

2020-04-04_01-25-14.png

11 ноября 1950 года на восстановленной Поляне перемирия был установлен вагон той же серии, но 1913 года выпуска; его номер заменили на номер оригинального Компьенского вагона. В 1992 году выяснилось, что некоторые останки сожжённого Компьенского вагона всё же сохранились, после чего правительство Германии передало их Франции.

2020-04-04_01-27-41.png
Это — точно такой же типовой вагон-ресторан фирмы «Compagnie Internationale des Wagons Lits et des Grandes Express Europeens», что и тот, который служил в свое время маршалу Фошу.

2020-04-04_01-28-18.png
Внутри стоят стол и стулья с указанием того, где именно сидел тот или иной участник исторических переговоров, разложены факсимильные копии документов, а пепельница на столе хранит окурок сигары, который, как считается, курил во время переговоров сам маршал Фош.

ced8290b63.jpg
Историческая фотография

Есть здесь и детали вагона подлинного: после воссоединения Германии в 1989 году жители Кравинкеля выкопали сохранившиеся части уничтоженного гитлеровцами вагона и в 1992 году доставили их во Францию.

compien_00.jpg
Компьень. Современный вид павильона, в котором стоит копия вагона маршала Фоша

compien_06.jpg
Рельсы ведут к павильону, внутри которого и стоит вагон.
Место, где стоял вагон в момент подписания, отмечено гранитной плитой с ограждением.

compien_08.jpg
Место стоянки вагона при подписании перемирия 11 ноября 1918 года.

compien_02.jpg
Компьень. памятник ("Эльзас-Лотарингия"), поставленный после победы Франции в Первой Мировой, символизирует германского орла, который сломлен огромными жертвами союзников.

5 мая 1994 года на территории мемориала в Компьенском лесу был посажен привезенный из Кравинкеля маленький дуб, символизирующий надежду на вечный мир между Германией и Францией.

https://grinnols.livejournal.com/45744.html
https://periskop.su/1254396.html?page=1
https://pikabu.ru/story/istoriya_malenkogo_vagonch...mstitelnyikh_natsistov_5423642
https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьенский_вагон

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment