Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Вечная любовь "выбитого поколения"

Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения
Вечная любовь "выбитого поколения"



вечная любовь02 (660x400, 24Kb)

В 1922-м, в 23-м годах родилось поколение,
которому самой судьбой было предназначено остановить фашизм.
Принять на себя страшные удары войны.
Поколение, которое было выбито почти полностью.

Это писал своих воспоминаниях Владимир Наумов. Эту же мысль озвучил и центральный персонаж фильма "Берег": "Наше поколение выбили, почти всех". Тем не менее, дело уцелевших и выстоявших в войне еще живет и служит примером для нас, потомков.


!frontovik_naumov._alov (650x490, 58Kb)
Александр Алов и Владимир Наумов

Алов и Наумов – две фамилии, стоявшие рядом и звучавшие как одна. Народные артисты СССР, лауреаты Государственной премии СССР, кинорежиссеры Александр Александрович Алов и Владимир Наумович Наумов более тридцати лет работали вместе, сняли десять картин, в числе которых ставшие киноклассикой "Павел Корчагин", "Мир входящему", "Скверный анекдот", "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43", "Берег". Режиссерский союз Алова и Наумова называли нерасторжимым, благословенным, легендарным и, уж само собой, талантливым. До сих пор он восхищает и удивляет. Другого такого союза нет ни в отечественном, ни в мировом кинематографе. Как он возник? Что заставило Алова и Наумова работать вместе? Какие испытания выпали на их долю? Как рождались шедевры?
. . . . . . .
А. Алов. Вена, 1945 год
!frontovik_a._alov (220x315, 45Kb)Когда Алову было 18, началась война. Александр был в числе первых ушедших на фронт. Он попал в кавалерийский корпус и дошел до Вены простым солдатом. В 1943 году Александра ранило. После контузии Алов приехал в Алма-Ату поступать в находившийся там в тот момент Институт кинематографистов. Он успешно сдал экзамены в Институт кинематографистов. А потом снова поехал на фронт.
Впечатляющий список: Александр Алов воевал на Донском, Воронежском, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах; участвовал в Сталинградской и Курской битвах, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишиневской, Будапештской, Балатонской и Венской операциях. В конце января 1945 года был ранен в голову осколком снаряда.
Худенький интеллигентный паренек все четыре года, от Москвы до Сталинграда, Будапешта и Вены прошел рядовым. Солдатом. И первая его экранная работа в Институте кинематографии так и называлась – "Солдаты".

!frontovik_a._naumov (220x310, 29Kb)"Вообще в те годы ВГИК был полон военными, только что вернувшимися из армии: Алов, Басов, Озеров, Чухрай, Вышинский, Бондарчук, Сегель, Ростоцкий, Вятич, Ордынский, Фигуровский, Иванов и многие, многие другие.
В июле победного 1945-го наряду с бывалыми фронтовиками пришли во ВГИК и штатские – "статские рябчики", как тогда снисходительно называли только что закончивших школу Хуциева, Параджанова, Миронера, Воронина, Аронова, Рязанова, Файзиева, а также Швейцера, Кулиджанова, Венгерова, Самсонова. Я был в их числе. Несмотря на колоссальную разницу жизненного опыта, никаких проблем и трений между нами не возникало. Нас объединяло безудержное стремленье овладеть искусством кино, которым восторгались с детства – с "Чапаева", с "Трилогии о Максиме"". (В.Наумов)

После того, как Алов и Наумов закончили за безвременно умершего своего учителя Савченко фильм "Тарас Шевченко", молодые режиссёры выпустили из эпохи гражданской войны – трилогию "Тревожная молодость", "Павел Корчагин" и "Ветер".
В будущем почти все свои картины Алов и Наумов снимали по собственным сценариям.

Фильм, в основе которого лежит идея человеческой жизни как высшей ценности, не мог не появиться у авторов, не понаслышке знающих обо всех ужасах войны.
"Мир входящему". Это 1961 год, самый пик шестидесятничества, почти полная творческая свобода для всех, непредставимая для более поздних времён. "Мир входящему", основанный на фронтовых воспоминания Александра Алова, был категорическим пацифистским манифестом, проникнутым ненавистью к войне, резко настаивавшем на "никогда больше".
В фильме "Мир входящему" было все по-настоящему, все было прожито фронтовиком Александром Аловым.
!344950.731xp (640x460, 42Kb)
!frontovik_dem (640x430, 22Kb)
Лейтенант Ивлев (Александр Демьяненко)


Первой запрещенной лентой Александра Алова и Владимира Наумова стала гротескная трагикомедия "Скверный анекдот" по роману Федора Достоевского. Она же, по мнению некоторых критиков, и положила начало "брежневской полке". Созданный в 1966 году "Анекдот" вышел на экраны лишь два десятилетия спустя.

!344950.732xp (700x500, 76Kb)
Александр Алов и Владимир Наумов с актером О. Ефремовым ("Бег")

Запрет предыдущей картины не помешал режиссерам взяться за совсем уж авантюрный проект — драму "Бег" по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Это была первая экранизация Булкакова в СССР. Официально это произведение не было запрещено цензурой, но за пьесой закрепилась дурная слава контрреволюционной, и ставить ее не рекомендовалось. Остается только удивляться, какая сила помогла Алову и Наумову в утверждении этой картины
Консультантом фильма была Елена Сергеевна Булгакова. Она вносила поправки по ходу работы. Наумов называл ее прекрасной мистической женщиной и говорил: "Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..".
Но фильм получился, фильм о войне, о месте в жизни, о беге… Беге от себя, от жизни, от обстоятельств. И аттракцион тараканьих бегов как нельзя кстати – это модель, модель человеческой, потерянной, неприкаянной жизни. Жизни потерянного поколения, ушедшего из России в конце гражданской войны в Стамбул, в Париж, не нашедшего там места себе, себя в том месте, токующего, мечтающего о Родине, разрываемого на части от желания вернутся и страха перемен.

!frontovik_naumov._alov2 (700x393, 49Kb)
!frontovik_naumov._alov5 (700x393, 46Kb)
!frontovik_naumov._alov7 (700x393, 22Kb)

В картине заняты лучшие актеры своего времени. Состав поразителен и воплощенные персонажи получились действительно живыми: в фильме снимались Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Татьяна Ткач, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Владимир Заманский, Николай Олялин, Владимир Басов, Тамара Логинова, Олег Ефремов. Ну и конечно же музыка, великолепная, прекрасно соответствующая экранному действу музыка Каретникова. "Бег" вошел в основной конкурс Каннского фестиваля в 1971 году.




эпизод с генералом Чарнота: "Россия не поместится в шляпу"

После такого сильного амбивалентного кино Алов и Наумов окончательно вошли в обойму "живых классиков" и получили карт-бланш на любые постановки. Естественно, они тут же сделали "ненужный" фильм, который был подчёкнуто неуместен в контексте советского кино – такое позволяли себе только "живые классики". "Легенда о Тиле"! Суперколосс из четырёх серий! После этого Алову и Наумову оставалось почивать на лаврах, можно сказать, в историю кино они уже вошли.

Париж. 1980 год. Съемки военно-исторической драмы "Тегеран-43".

!344947.730xp (685x452, 115Kb)
!frontovik_naumov._alov9 (700x490, 107Kb)
!344945.730xp (700x412, 102Kb)

В фильме были задействованы известные актеры Наталья Белохвостикова, Ален Делон, Армен Джигарханян, Игорь Костолевский, Альберт Филозов, а песня, которую исполнил Шарль Азнавур не выходит с площадок вот уже 40 лет.
В фильме действие происходит в двух временных пластах, и это дает возможность взглянуть на эпохальные исторические события со стороны, осмыслить их. И, конечно, любовь. Любовь главных героев: русской переводчицы-эмигрантки и советского разведчика.
Прямо в процессе съемок композитор Жорж Гарваренц пытается написать главную музыкальную тему к фильму, не получается...
Я говорю: "Так что сделать-то?" Он говорит: "Уходи и позови Наташу", - вспоминает Владимир Наумов. Наталья Белохвостикова прибежит среди ночи и просидит наедине с композитором пять часов. На ее глазах будет рождаться мелодия, которая станет не просто саундтреком к фильму, но и главной темой всей их семейной жизни.

Последним совместным фильмом Александра Алова и Владимира Наумова стал "Берег" по одноименному роману Юрия Бондарева. Фильм был снят в 1983 году. В последний съемочный день в латышском городе Кулдига Алова не стало. Режиссер скончался в возрасте 59 лет.

!frontovik_naumov._alov3 (600x420, 75Kb)
Владимир Наумов и Александр Алов

"Война догнала его через много лет. Последствия контузии и ранения вызвали серьезное поражение всего организма. Он с трудом ходил, опираясь на палочку. То, что для нас было естественным, незаметным как дыхание, для него было постоянным, непрекращающимся усилием. Но он ни в коей мере не утратил чувства юмора, ясного, светлого мироощущения. Я видел, как ему было трудно, и не раз предлагал отдохнуть или уехать со съемки пораньше. За всю нашу многолетнюю совместную работу он ни разу не дал себе поблажки или хотя бы намека на нее", - вспоминал Владимир Наумов.
В фильме "Берег" , как и в картине "Мир входящему" события вновь разворачиваются в последние дни Великой Отечественной войны. Только вот рассматриваются они теперь сквозь призму мирного времени – начала 70-х годов. С горечью главный герой фильма – боец во время войны, а ныне писатель Вадим Никитин (Борис Щербаков) произносит слова, отзывавшиеся болью целого поколения:
"Была война, и мы были молоды, и все у нас было впереди".

Война и музыка созвучна этой боли, созвучна этому страданию именно в исполнении Азнавура на экране режиссеров Алова и Наумова.




'Вечная любовь' (Une Vie D'amour) из к-ф 'Тегеран-43' (1981)


В каждом поколении есть настоящие мужчины, проживающие достойную жизнь. Но никто не сравнится с поколением, прошедшим войну. Они боролись, они побеждали, а потом вернулись домой и начали строить всё с нуля. Они понимали, что значит жертвовать собой и в материальном, и в моральном плане. Они знали, что есть настоящая кровь, настоящий пот и настоящие слезы. Это были скромные люди, не трубившие о своих подвигах, а делавшие то, что было должно. Они были верны себе. Великое поколение.

!ПОБЕДА29 (600x400, 184Kb)


https://mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=23183
https://www.litres.ru/l-a-alova/alov-i-naumov/chitat-onlayn/
https://brodude.ru/7-urokov-muzhestvennosti-ot-velikogo-pokoleniya/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments