Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Сумеречный Петербург фотографа Бориса Смеловаграфа

Автор - officersha. Это цитата этого сообщения
Сумеречный Петербург фотографа Бориса Смелова

Сумеречный Петербург

в фоторграфиях  Бориса Смелова

Творчество Бориса Смелова – ценное и яркое явление петербургской культуры 1970-х –1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии, с произведениями Картье-Брессона, Дуано и Кертеша. Смелов – художник, стоящий на грани столетий, находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути...



 

Борис Смелов — великий фотограф великого города. По-другому про него и не скажешь.

Его фотографии назывались «петербургскими», а сам Петербург на его карточках – «смелковским».

Фотограф Петербурга Борис Смелов 34

Академия художеств – усыпальница талантов, 1985 год.

 

Фотограф Петербурга Борис Смелов 21

Утро в Летнем саду, 1972 год.

Фотограф Петербурга Борис Смелов 20

Путь в тумане, 1985 год.

Фотограф Петербурга Борис Смелов 2

Львиный мостик с прохожим, 1982 год.

Фотограф Петербурга Борис Смелов 8

Николаевский мост, 1995 год.

Фотограф Петербурга Борис Смелов 35

Снегопад, 1997 год

Необходима Тайна (интервью с Б. Смеловым, 1951-1998)
 
– Борис, ваш приход в фотографию – это «первая любовь» или плод сознательных поисков своего вида искусства?
 
– В детские годы я пробовал рисовать, но уже годам к десяти понял, что серьезных успехов мне здесь не добиться. Потом был первый аппарат – «Любитель» и долгий период фотографических неудач. Настоящее осознание фотографии как искусства пришло, когда я уже кончал школу. К этому времени относятся мои первые успешные работы.
 
– Что вы подразумеваете, говоря об удачах и неудачах?
 
– Мои самые большие неудачи всегда были связаны с техническими аспектами фотографии, с ремеслом, когда из-за нетерпения и суеты я безвозвратно терял при съемке или в лаборатории лучшие кадры. А удача – это совпадение творческих стремлений, «предчувствия кадра» с конечным результатом.
 
Вообще я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Но вместе с тем, не сочтите это за мистику, многие фотографии мне снились, и потом, порой, спустя годы, я вдруг видел их воочию. И счастье, если в такие моменты камера и пленка были со мной.

 
Фотограф Петербурга Борис Смелов 22
Сновидение II, 1970 год.
Фотограф Петербурга Борис Смелов 23
Домик в Коломне, 1976 год.
 
Царство искусства – это вторая действительность, она являет собой
волшебное соединение сновидений и реальности.
Б. Cмелов
 
"Мало сказать, что Борис любил Петербург, он не мыслил себя вне Петербурга. Даже когда, город носил... название Ленинград, для Бориса это не имело значения, он жил в своём старинном, руинном, заброшенном Петербурге, где каждая трещинка в стене прекрасна. Он бродил по городу в поисках пригрезившихся ему в полусне кадрах, и ловил своей «лейкой» становившейся единой с его глазом, нужное освещение, выпавший снег, воплощая свои видения в дивные фотографии.
Приверженец прямой фотографии ( без всяких рукоприкладств ) Борис создавал работы выходящие за рамки привычной реальности, но отображающие иную реальность полную гармонии и тайны, открывающуюся только отрешенному от социума взору великого художника."

https://vk.com/topic-4827762_14477575  

Мария Снигиревская о Борисе Смелове

Царство искусства- это вторая действительность она являет собой волшебное соединение сновидений и реальности. 
 
Родился Борис в 1951 году и жил на Василевском острове, угол седьмой линии и Среднего проспекта (теперь там метро ) до десяти лет вместе с мамой Натальей Николаевной Смеловой врачом педиатром (расставшейся с отцом Бориса Иваном Васильевичем Поповым, киномехаником, когда Боре было пять лет), старшим братом и бабушкой бывшей бестужевкой. Каждый раз, когда бабушка брала с собой юного Борю на ежегодные встречи выпускниц бестужевских курсов, Борис фотографировал их и в результате создал целую серию портретов бестужевок.
Увлёкшись фотографией в детстве после того, когда мама подарила ему «фотокор», он сразу поступил в фотокружок во дворце пионеров. Участвуя в детских конкурсах, он получал неоднократно премии и грамоты.
Учился в математической школе, мечтая поступить в институт, как можно более связанный с фотографией. Сначала был оптико- механический,но как выяснилось ничего общего с фотографией он не имел.Затем факультет журналистики ЛГУ но там оказалось ещё хуже из-за навязывания советской идеологии.
В конце 60х начале 70х кафе «Сайгон», на углу Невского и Владимирского проспектов, было местом, где собирались творческие люди, не желавшие заниматься официальным искуством. Там Борис познакомился с К.Кузьминским, В.Кривулиным, О.Корсуновой, Б.Кудряковым (Гран-Борис). 
Костя Кузьминский устраивал у себя дома квартирные выставки, в том числе была фотографическая выставка «Под парашютом», в которой участвовал Борис и где познакомился с Л.Богдановым,с которым дружил до конца своих дней.
У Кузьминского же Борис познакомился с художником Дмитрием Шагиным, который пришёл в восторг от его фотографий, и познакомил Бориса со своей мамой художницей Н. Жилиной.
После неуютной жизни в новостройках, Борис опять оказался на родном Васильевском, поселившись у своей жены, Натальи Жилиной, моей и Митиной мамы. В доме было весело, собирались большие компании друзей Бориса, мамы и Мити. Между хмельным весельем, велись серьёзные философские беседы. Устраивались квартирные выставки.
В 1975году в Выборгском Д.К., состоялась первая персональная выставка Бориса, на ней было представлено около 150 великолепных фотографий. Выставка просуществовала один вечер, на следующее утро из выборгского райкома партии ,пришли «партработники» и сорвали со стен фотографии, разорвали и выбросили их в мусорный бак.
Вот уже третий год при виде только что выпавшего снега, первое желание бежать к Боре с криком «Вставай!- снег выпал, пошли на съёмку!»……….
Мы всегда выскакивали сломя голову, чтобы застать выпавший снег ,совсем идеальным,не затоптанным. Особенно ценен был снег, выпавший ранней осенью,когда скульптуры в летнем саду ещё не закрыты. Мне Бориной двенадцатилетней ученице было, очень весело, целыми днями бродить по сказочно заснеженному городу, забираться на чердаки и крыши, высматривая виды на город с «птичьего полёта». И потом уже по раскисшему снегу, забредать в мастерскую к Лёне Богданову или к Володе Анфёрову (фотограф и близкий друг Бориса) и слушать разговоры о фотографии, мечтая о том времени когда и я стану «настоящим фотографом».
Поездки за город, в основном в Павловск и Петергоф, играли не малую роль в творчестве Бориса. Фонтаны Петергофа в работах Бориса, поражающие своим великолепием, выглядят совершенно необычно, не смотря на такую популярную тему среди фотографов. А Кентаврский мостик в Павловске, к съёмке которого, он возвращался вновь и вновь.- Один и тот же мостик и каждый раз абсолютно новая восхитительная фотография! 
Собирая старинные бутылочки, раковины и всевозможные вещицы из дореволюционного быта, Борис выстраивал из них, удивительно изящные и завораживающие взгляд натюрморты. Волшебный мир предметов, рождался из штофов, ножичков, часов и зеркал, и не смотря на огромное количество предметов, поражал своей стройностью и гармонией.
В 1993 году, когда, давно забылись запреты на выставки, и Борис уже участвовал во многих выставках в России и за рубежом, наконец, то состоялась его вторая персональная выставка в галерее «Борей», на Литейном проспекте. На открытии было, не протолкнутся, такое было количество друзей и поклонников его таланта. 
Казалось, всё очень радужно, искусство свободно, и талантливые художники, будут по достоинству оценены. Но, после «перестроечной» эйфории, на смену официальному «совковому» искусству, пришёл модный «концепт», толком не дав художникам высунуться из подполья. Искусствоведы – конформисты быстро переориентировались и объявили, что в современном искусстве есть только соцреализм, китч и концепт. А художникам, ищущим гармонию и красоту нет места в так называемом «актуальном» искусстве.
Пытаясь с этим как-то бороться, Борис, я, мой муж фотограф Александр Соколов и мой ученик Алексей Зеленский, объединились в группу, под названием «Пунктум». И начали с того, что устроили выставку в «Борее», назвав её «To be continued», но продолжения не последовало, не смотря на то что, выставка имела успех у истинных ценителей искусства. Поскольку, чтобы бороться с «акулами» концептуального искусства, нужно стать такими же зубастыми и клыкастыми, что абсолютно не вяжется с призванием художника. В результате мы просто продолжали работать в тишине и безвестности, как и прежде, не тратя попусту сил на борьбу за выживание в социальной среде.
Как то раз Борин друг Александр Костомаров, приехав из Америки подарил ему инфракрасную плёнку. Эффект этой плёнки, сказывающийся в основном на необычайной белизне деревьев, увлёк Бориса, и он с помощью этой плёнки сделал большую серию совершенно феерических фотографий. В результате ставших заключительным этапом творческой деятельности Бориса.
Такое ощущение, что Боря знал, о том что скоро уйдёт из этой жизни. Гуляя по своему любимому, Смоленскому кладбищу, он не раз говорил, приходившей в ужас от его слов жене,-Обязательно похорони меня здесь, на Смоленском...
***
 
Выставка Бориса Смелова открылась в Главном штабе (Эрмитаж)
 
Борис Смелов - один из важнейших ленинградских и петербургских фотографов. Критики восхищаются его работами, называя мастером "светописи", и ставят его в число лучших европейских фотохудожников.
 
На его черно-белых снимках запечатлен Ленинград-Петербург 70-90-х годов - город сумрачный, холодный, подчас пугающий, а временами - невероятно лиричный.



 

Эрмитажная выставка состоит из двадцати работ, переданных в дар музею коллекционером Гордеевым в 2015 году,

а ее открытие приурочено к двадцатилетию со дня смерти фотографа. 2018г.

http://www.cityspb.ru/event-757949/0/

***



Boris Smelov in Frolov Gallery at Winzavod (Moscow). November 14, 2012 

***

фотографии  см. https://www.liveinternet.ru/users/slavyankali/post466173479/

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments