Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Судьбы женщин из знаменитой Галереи Красавиц короля Людвига I Баварского(1)

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Судьбы женщин из знаменитой Галереи Красавиц короля Людвига I Баварского(1)

Галерея красавиц или Галерея красоты   расположена в бывшей столовой южного крыла главного дворца дворцово-паркового ансамбля Нимфенбург, предназначенного для личных апартаментов супруг курфюрстов из дома Виттельсбахов (в XIX веке — баварских королев). Это одна из характерных для эпохи романтизма портретных галерей (наподобие Военной галереи и Вальхаллы).

Серия портретов красивых женщин была выполнена Йозефом Штилером по заказу короля Людвига I для мюнхенской резиденции. Написанные в 1827—1850 годах картины ориентируются на идеал красоты Людвига I, а не на социальный статус портретируемых.

Немецкие принцессы и простые горожанки как например, Хелена Зедльмайр, дочь мюнхенского сапожника, равноправно соседствуют друг с другом. Романтизм и бидермейер, а также не в последнюю очередь пристрастие короля к южным странам, таким, как Италия или Греция, находят отражение в этих изображениях прелестных девушек и молодых женщин.

Августа Штробль


Августа Штробль (1807 - 1871)
Дочь главного бухгалтера баварского двора привлекла внимание короля Людвига I, который, под впечатлением встречи, написал несколько восторженных стихотворений. Король увидел Августу на городском балу. Она, дочка главного королевского бухгалтера, была похожа на фею в своём муслиновом платье с пышными рукавами, с розово-красным шарфом на тонкой талии и такого же цвета бантом в каштановых волосах.


Во время танца король Людвиг сказал девушке: «Милая Августа, стоит тебе только пожелать, и я исполню любое твоё желание…» Красавица ответила не задумываясь: «Ваше Величество, повысьте в должности помощника лесничего Хильбера. Он — мой жених.»

В любой другой стране у другого короля этот помощник лесничего получил бы на следующий день назначение охранять самый дальний угол в самом дальнем лесу королевства. Но король Баварии назначил жениха главным лесничим в Эргольдсбахе. Это и до сегодняшнего дня — природоохранная зона, в чудесном лесном краю в районе Дунайского водораздела.

В благодарность Августа должна была два месяца отсидеть моделью в мастерской Штилера. Художнику девушка была представлена как самая красивая в целом королевстве.

Августа Штробль сочеталась браком в 1831, при поддержке Людвига I, с придворным лесничим и была матерью 5 детей. Король посещал их в доме лесничего и написал последнее стихотворение в 1835 году, посвященное этой встрече. О последующем жизненном пути Августы Штробль ничего не известно.


 В этом собрании, расположенном во дворце, находились портреты всех женщин, которых король любил или которыми просто восхищался. Несколько раз в неделю этот селадон обходил галерею, любуясь прекрасными лицами и черпая вдохновение в их прелести, чтобы создавать свои "отвратительные стихи", как назвал его вирши один биограф.Известно, что Г. Гейне зло высмеивал этого "великого поэта" - короля, усиленно домогавшегося славы и выпустившего четыре тома своих стихотворений. По поводу королевской «Галереи красавиц» Г. Гейне писал:
Он любит искусство, чтоб с лучших дам
Портреты рисовали;
Как евнух искусства, гуляет он
В своем расписном серале.

Нанетт Каулла


Нанетт Каулла (1812-1876)

Нанетт Каулла (17 лет), написанная Джозефом Карлом Штилером в 1829 году 

"Красивая Нанни", как называли ее жители. дочь банкира  Хоффактора и главы еврейской общины в Мюнхене Рафаэля Каулла , была замужем за банкиром Саломоном Гейне , племянником Генриха Гейне

Она была настолько красива, что король Людвиг I поручил своему придворному художнику Штилеру написать ее портрет и поместить его в "Галерею красавиц " в Нимфенбурге.

Это один из самых любимых портретов, потому что именно это изображение находится на табакерках, чашках и другой сувенирной продукции, которая производится в Нимфенбурге бывшей королевской мануфактурой. Таким образом, на этих сувенирных изделиях ,Наннете Калла вошла в дома мюнхенцев .

Когда она шла по улице, все прохожие останавливались и смотрели на нее. Люди, которые ее знали, говорили, что очень жаль, что не видно на этом портрете, какие красивые были у нее руки, необыкновенной красоты крошечная ножка. Нанетте Каула вышла замуж за Соломона Гейне - дальнего родственника поэта Гейне. Соломон Гейне был представителем одной из оптовых фирм Гамбурга.

После смерти мужа Нанетта осталась бедной вдовой. Брак был бездетным. Умерла и похоронена на старом еврейском кладбище. Но сохранились воспоминания ее родственников, они писали, что она была до самой смерти необыкновенно красивой женщиной.

Марианна Флоренци


Марианна Флоренци (1802-1870)

Марианна Флоренци , в девичестве Бачинетти  — итальянская аристократка, философ, подруга короля Баварии Людвига

Родилась 9 ноября 1802 года в Равенне, в семье графа Джузеппе Бачинетти

Училась в институте в Фаэнце. Затем изучала естественные науки в университете Перуджи.


Портрет работы Генриха Гесса
В 1821 году она познакомилась с наследным принцем Людвигом I, будущим королём Баварии; их дружеские отношения продолжались на протяжении многих десятков лет. До смерти Людвига в 1868 году Марианна написала ему примерно 2000 писем, на которые он написал около 3000 ответов. Часть писем Флоренци хранятся в настоящее время в Баварском государственном архиве (нем. Geheimen Hausarchiv des Bayerischen Staatsarchivs) в Мюнхене, письма Людвига не сохранились.

Об отношении Людвига к Марианне показывает значительное количество портретов, выполненных по его заказу известными художниками — Генрихом Гессом, Бертелем Торвальдсеном, Йозефом Штилером и Теодором Ребенитцем. Существует мнение, что родившийся 31 октября 1821 года её сын Людовико, был сыном Людвига I, являвшегося его крёстным отцом. Людвиг уделял мальчику много внимания. Также он обучал Марианну Флоренци немецкому языку, они вместе изучали немецкую литературу.

Марианна Флоренци была образованной женщиной своего времени, слыла остроумной хозяйкой в организуемых ею культурных встречах. Была пионером немецкой философии в Италии, переводила и публиковала на итальянском языке некоторые произведения философов, в частности сочинения Шеллинга и Лейбница («Монадология»). Также способствовала распространению Канта и Спинозы в Италии.

Умерла 15 апреля 1870 года во Флоренции.

 В 16 лет в Перудже Марианна вышла замуж за 42-летнего Эттори Флоренци. 15 июля 1820 года, в возрасте 17 лет, она родила девочку, названную Карлоттой.Во второй раз вышла замуж в 1836 году во Флоренции за англичанина Ивлина Уэддингтона (англ. Evelyn Waddington; 1806—1883).

Александра Баварская

Александра Амалия Баварская ( 26 августа 1826, Ашаффенбург, Нижняя Франкония — 21 сентября 1875, Мюнхен) — немецкая принцесса из дома Виттельсбахов, дочь короля Баварии Людвига I и его супруги Терезы Саксен-Гильдбургхаузенской. Посвятила свою жизнь литературе.

Принцесса Александра никогда не выходила замуж. Вместо этого она стала игуменьей женского религиозного общества Святой Анны в Мюнхене и Вюрцбурге. В 1850 году руки Александры просил французский принц Луи Люсьен Бонапарт, племянник императора Наполеона I. Король Людвиг I вежливо отказал принцу, ссылаясь на слабое здоровье Александры.

С 1852 года началась литературная карьера Александры. Её первой книгой стала «Рождественская роза». В 1856 году вышла следующая книга «Полевые цветы». Деньги от книги принцесса пожертвовала детским домам. В последующие годы появилось ещё несколько книг о биографии её семьи. В 1862 году Александра перевела на немецкий язык некоторые романы Евгении Фоа. В последующие годы принцесса активно издавала книги для детей. Несмотря на свои литературные достижения, принцесса страдала различными психологическими странностями, например, она всегда носила только белую одежду. Умерла она 21 сентября 1875 года. Похоронена в склепе Виттельсбахов в Мюнхене.

София Баварская

София Фридерика Доротея Вильгельмина Баварская ( 27 января 1805, Мюнхен — 28 мая 1872, Вена) — принцесса Баварская, супруга эрцгерцога Австрийского Франца Карла, мать императора Франца Иосифа I.

Дочь короля Баварии Максимилиана I и его второй жены Каролины Баденской. Сестра-близнец Марии Анны Баварской (1805—1877), королевы Саксонии, жены Фридриха Августа II.

Четвёртого ноября 1824 года София вышла замуж за Франца Карла, эрцгерцога Австрии, младшего сына императора Франца. У них родилось четверо сыновей и дочь.

Josef Kriehuber - Erzherzogin Sophie von Österreich, Prinzessin von Bayern 1849.

Во времена правления брата её мужа, апатичного и неспособного к управлению государством императора Фердинанда I, Софию называли «единственным мужчиной при дворе». Её амбиции сделать своего самого старшего сына Франца Иосифа австрийским императором были постоянной темой в австрийской политике. Во время революции 1848 года она убедила своего мужа отказаться от своих прав на трон в пользу Франца Иосифа.

София также прославилась своими конфликтами с невесткой и племянницей императрицей Елизаветой в борьбе за влияние на Франца, что нашло отражение в нескольких художественных и музыкальных произведениях, где София изображается злым гением Елизаветы, стремящимся всячески разрушить жизнь невестки и не позволить ей по настоящему сблизиться с мужем.

После преждевременной смерти в 1832 году герцога Рейхштадтского (Наполеона II), племянника её мужа, ходили слухи о её любовной связи с ним и даже о том, что второй сын Софии Максимилиан, будущий император Мексики, на самом деле был сыном Наполеона II. Тем не менее, никаких доказательств связи Софии и Наполеона не обнаружено. София и Наполеон были очень хорошими друзьями, и его смерть произвела на Софию тяжёлое впечатление. Считается, что после этого она превратилась в холодную и честолюбивую женщину.

На протяжении большей части жизни София вела подробный дневник, в котором много говорится о жизни австрийского императорского двора. Она удалилась от общественной жизни после расстрела в Мексике своего второго сына Максимилиана. Умерла от опухоли головного мозга в 1872 году. Её имя носит дворец Жофин на Славянском острове в Праге.

Дети
Франц (18 августа 1830 — 21 ноября 1916), впоследствии император Австрии.
Максимилиан (6 июля 1832 — 19 июня 1867), впоследствии император Мексики.
Карл Людвиг (30 июля 1833 — 19 мая 1896), отец Франца Фердинанда и дед Карла I, последнего императора Австрии.
Мария Анна (27 октября 1835 — 5 февраля 1840)
Людвиг Виктор Австрийский (15 мая 1842 — 18 января 1919)

Лола Монтес

Лола Монтес (наст. имя Мария Долорес Элизабет Розанна Гилберт (Marie Dolores Elizabeth Rosanna Gilbert); 17 февраля 1821 — 17 января 1861, Нью-Йорк) — ирландская актриса и танцовщица, фаворитка короля Баварии Людвига I, присвоившего ей титул графини фон Ландсфельд.


Элизабет Розанна Гилберт родилась в семье шотландского офицера Эдварда Гилберта и ирландской дворянки Элизы Оливер. До пяти лет Элизабет проживала в Калькутте, её отец умер вскоре по прибытии туда от холеры. В 1827—1834 годах она воспитывалась в доме отчима, позднее — в доме отца отчима в Шотландии, а затем до 1837 года училась в Бате в школе для благородных девиц. В 1837 году Элизабет вышла замуж за офицера Томаса Джеймса и в 1838 году выехала с ним в Индию. Супруги разошлись в 1839 году в Шимле, в 1842 году Элиза Гилберт вернулась в Лондон, где изучала испанский язык и испанские танцы. Она также побывала с краткой образовательной поездкой в Испании.

Лола Монтес кисти  С.Бушнера

В 1843 году Элизабет Гилберт под именем Мария де лос Долорес Поррис-и-Монтес (кратко Лола Монтес) вернулась в Лондон и выдавала себя за испанскую танцовщицу из Севильи, пользуясь популярностью вышедшей новеллы Проспера Мериме «Кармен». После успешного дебюта 3 июня 1843 года её разоблачили, и Лола была вынуждена бежать из Англии. В путешествиях по Европе Лолу Монтес, пускавшуюся в разные любовные аферы, сопровождали многочисленные скандалы.

Работы Конрада Кейселя

Первый из них случился в тюрингенском княжестве Рейсс-Эберсдорф. 3 сентября 1843 года в Берлине Лола Монтес танцевала Los Boleros de Cadix для короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV и императора Николая I, затем во время своих гастролей вызвала возмущение в Варшаве. Из Рейс-Эберсдорфа, Берлина, Варшавы и Баден-Бадена её выдворили. В 1844 году Лола Монтес выступила в Парижской опере, а в 1846 году напомнила о себе в Париже после смерти на дуэли её возлюбленного Александра Дюжарри, издателя La Presse. Среди почитателей Лолы Монтес были оба Дюма: отец и сын, а также Ференц Лист, с которым она познакомилась в 1843 году в Дрездене и сопровождала его в Париж.

Дом-музей Лолы Монтес в Grass Valley,

Проведя два года в парижском полусвете, Лола Монтес прибыла 5 октября 1846 года в Мюнхен, остановилась в отеле «Баварский двор» на Променадеплац и подала заявку на работу танцовщицей. Август фон Фрайс, руководивший Баварским придворным театром, отказал ей в ангажементе, и Лола Монтес попросила аудиенции у короля Людвига I. Их первая встреча состоялась 7 октября 1846 года.

кисти Эрнста Хейнлемана

Уже 10 октября Лола Монтес выступила на сцене мюнхенского Придворного и национального театра. 14 октября там же состоялось её второе выступление. Лола Монтес переехала в отель «У золотого оленя», а затем поселилась в частных апартаментах на Терезиенштрассе. Её экономка фрау Деш, полицейский шпик, возводила на неё напраслину, что танцовщица якобы принимает по ночам студентов. В этот же период Йозеф Карл Штилер написал её знаменитый портрет, украшающий ныне Галерею красавиц в Нимфенбургском дворце.

25-летняя танцовщица стала фавориткой 60-летнего короля, который уже спустя месяц и десять дней после её первого выступления изменил своё завещание. В его новой редакции для Лолы предусматривалась выплата 100 тыс. гульденов, если после смерти Людвига I она не будет состоять в браке или вдовствовать. Кроме того, незамужней Лоле Монтес полагалось годовое содержание в 2400 гульденов.

кисти Жюля Лаура

До 1850 года, когда отношения между Лолой и королём закончились, она успела получить в действительности 158 084 гульденов, что на сегодняшний день по покупательной способности соответствует 2,3 млн евро. Король Людвиг подарил своей возлюбленной также дворец в Мюнхене на Барерштрассе, 7, куда она въехала в 1847 году. Король регулярно бывал в гостях у Лолы Монтес с 17 до 22 часов. Иногда она принимала и других господ, в большинстве карьеристов, надеявшихся, что Лола Монтес замолвит за них словечко перед королём. Связь короля с танцовщицей быстро стала достоянием общественности и вызвала у неё неодобрение.

Единственным удостоверением личности Лолы Монтес был паспорт, выданный в княжестве Рейсс-Эберсдорф, и король решил принять Лолу Монтес в баварское гражданство, но кабинет правительства и в особенности министр внутренних дел Карл фон Абель заявил о незаконности этого акта. 11 февраля 1847 года все министры баварского правительства подали в отставку, которая была принята 1 марта. Новый состав правительства был сформирован с большим трудом. Несмотря на это, Лола Монтес получила баварское гражданство, что вызвало протесты на Терезиенштрассе. 25 августа 1847 года Лола Монтес была возведена в дворянство с титулом графини фон Ландсфельд «за многочисленные благие дела для бедной Баварии».

В Нимфенбурге

Мюнхенцы очень не любили Лолу Монтес. Попыхивая турецкой сигарой, она устраивала в Мюнхене скандалы один за другим. Её увлекала идея завести себе студенческую лейб-гвардию, и она уговорила мюнхенских студентов организовать новый студенческий союз в свою честь, а также завела интрижку с одним из студентов Пейснером.

Мюнхенское студенчество было возмущено поведением Лолы Монтес, что привело к отставке нескольких профессоров и высокопоставленных чиновников. Однажды возбуждённая толпа опознала её на Театинерплац и ринулась к ней, так что Лоле пришлось даже скрываться в Театинеркирхе. По следам этих событий король Людвиг I распорядился 9 февраля 1848 года закрыть университет на зимний семестр 1848—1849 годов и приказал студентам покинуть город в три дня

Nicolas Toussaint Charlet: Portrait of Lola Montez, oil on canvas, 1844

10 февраля 1848 года студенты и жители Мюнхена протестовали против этого решения перед резиденцией короля, в городе возникли беспорядки. Под давлением купечества, арендодателей и бюргерства Мюнхенский университет открылся спустя сутки, графине Ландсфельд было выдано предписание покинуть город в течение одного часа. 11 февраля 1848 года она на глазах разгневанного населения бежала в замок Блютенбург, затем в Линдау и далее в Швейцарию.

Король Людвиг 16 марта на заседании совета короны объявил, что Лола Монтес более не является гражданкой Баварии. 17 марта она была объявлена в розыск. В революционной ситуации 1848 года после распространившихся слухов о якобы тайном возвращении Лолы Монтес в Мюнхен баварский монарх 20 марта отрёкся от престола. Новое правительство признало недействительным выданный Монтес диплом на графское достоинство.

Страстному коллекционеру графу Максимилиану фон Арко-Циннебергу достался окурок, брошенный Лолой Монтес во время бегства из Мюнхена, который в настоящее время демонстрируется в экспозиции Мюнхенского городского музея. В Швейцарии Лола Монтес надеялась на встречу с королём Людвигом. Из переписки между Лолой Монтес и королём следует, что Лола на деньги баварского короля вела неслыханно роскошный образ жизни. Её мимолётный возлюбленный Огюст Папон пытался шантажировать Людвига. Король охладел к Лоле Монтес только после того, как из первых уст от Пейснера узнал о её романе со студентом. Тем не менее, переписка между танцовщицей и королём продолжалась, Лола Монтес пыталась вытянуть из возлюбленного ещё денег.


Лола Монтес в 30 лет
В 1849 году Лола Монтес вернулась в Лондон, где вышла замуж за молодого британского офицера Джорджа Траффорда, после чего Людвиг окончательно порвал с ней. Первый супруг Лолы Монтес был жив и здоров, поэтому её обвинили в двоебрачии, и ей вновь пришлось бежать из Англии. Со своим незаконным вторым супругом она отправилась к Средиземному морю, но вскоре супруги поссорились и расстались.

Лола Монтес попыталась ещё раз завоевать своими испанскими танцами Париж и Бельгию, опубликовала мемуары, а в 1851 году перебралась в США. На Бродвее в 1852 году она выступила в ревю «Лола Монтес в Баварии» в роли самой себя. В июле 1853 года Лола Монтес вышла замуж за Патрика Халла и в августе обосновалась в Калифорнии, в Грасс-Валли. В 1855 году Лола Монтес гастролировала в Австралии, в частности, в Виктории, где своими представлениями развлекала золотоискателей. В 1856 году её выступлением открылся королевский театр в Каслмейне.

 Lola Montez , Harvard Theatre Collection, Harvard University

После смерти супруга Лола Монтес в 1857 году вернулась в Нью-Йорк и позднее читала лекции на политические и социальные темы, которые приносили ей немалый доход. Лола Монтес также издавала советы по уходу и красоте, защищала «падших девушек» и под влиянием протестантского священника Чарльза Чонси Бёрра превратилась в истую христианку. Её состояние здоровья стало ухудшаться, Лола Монтес пережила несколько ударов, затем заболела воспалением лёгких, от которого умерла спустя три недели. Похоронена на кладбище Грин-Вуд в Бруклине.

Wilhelm von Kaulbach - Lola Montez im historischen Kostüm, 1847.


В 1955 году историю Лолы Монтес экранизировал Макс Офюльс. Одноимённый фильм стал самым дорогим проектом европейской киноиндустрии со времён «Метрополиса». Из фильма следует, что в Варшаве главной героиней попытался силой овладеть влюблённый в неё князь Паскевич. Однако в реальности Паскевич приказал выслать Монтес из Варшавы .

Продолжение следует...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments