Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Дворцы Ирана:Исфаган

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Дворцы Ирана:Исфаган

Город Исфаган издавна называли «жемчужиной Персии». Русский купец Федот Котов, побывавший в Персии еще в 1623–1624 годы, записывал в своем путевом дневнике: «Город большой и красивый. Царские дворцы построены так, чтобы ворота выходили на главную площадь. Ворота высокие, а над ними – расписанные золотые палаты».
                                             

В Исфагане сосредоточено много шедевров иранской архитектуры, которые созданы в основном в XVI–XVII столетиях, когда город стал столицей государства. Всех достопримечательностей солнечного Исфагана просто не счесть. Это и знаменитая мечеть Джанба с качающимися минаретами, поражающая своей архитектурной гармонией и причудливыми композициями из мозаики; это и мечеть Чагарбаг, украшенная изразцами разного цвета.В ансамбль средневековых сооружений, обрамляющих одну из крупнейших в мире городских площадей, входит знаменитый дворец Али-Капу.

Али Капу

                                           
Построенный в начале XVII века, он представляет собой семиэтажное здание (высота его 48 метров) оригинальной конструкции. С просторного балкона дворца персидские владыки наблюдали военные парады.

В западной стороны площади Имама возвышается дворец Али Капу, резиденция правителей XVII века. Первоначально высокие ворота, как их обычно называют, были украшены искусными фресками. К сожалению блюстители религиозной чистоты, возмущенные некоторыми мотивами рисунков, велели закрасить их, а некоторые вообще удалить..

Али Капу в действительности является павильоном, выступающим в роли входа в обширный королевский жилой квартал Исфахана времен Сафавидов, который простирался от площади Имама к бульвару Чахар Багх .Название происходит от двух составляющих: "Ali", что на арабском языке является обращением к уважаемым людям, и тюркского слова "Qapu", означающего ворота или вход. Оно было выбрано Сафавидами, чтобы затмить название двора Османской империи, именовавшегося Bab-i Ali, или "Возвышенная Порта".

Здание было построено в соответствии с декретом шаха Аббаса Великого в начале семнадцатого столетия. Именно здесь великий монарх имел обыкновение развлекать благородных персов и иностранных послов. Шах Аббас во дворце Али Капу впервые праздновал Nowruz (Новый год) в 1006 / 1597 году нашей эры

. Массивная прямоугольная структура Али Капу имеет высоту 48 метров и шесть этажей, на которые выходят широкие террасы. Их потолки инкрустированы полудрагоценными камнями и поддерживаются резными деревянными колонами.

Али Капу украшен фресками Резы Аббасси  придворного живописца шаха Аббаса I, и его учеников. Их тематика – это преимущественно цветочные мотивы, а также изображения деревьев и животных. Роскошно украшенные двери и окна дворца почти полностью были разграблены во времена анархии смены власти в стране. Только одно окно на третьем этаже избежало разрушительного влияния времени и вандалов.

 

Канцелярия была размещена на первом этаже. На шестом этаже проводились королевские приемы и банкеты, и здесь же можно увидеть наиболее просторные и поражающие роскошью комнаты. Стены банкетного зала украшают фрески морской тематики.

На втором этаже находится терраса, обращенная к площади Имама. Вместе с расположенным за ней залом терраса служила одновременно и тронным залом и трибуной. Здесь проходили торжественные встречи правителя..

                            
Шестой этаж обычно называли Музыкальным, поскольку именно здесь были созданы прекрасные акустические условия, в которых различные ансамбли исполняли музыкальные произведения. С верхних галерей правитель Сафавидов наблюдал за игрой в поло, а также другими развлечениями «сливок» персидского общества, в частности, скачками, проводившимися на площади Naqsh-i-Jahan.

Али Капу был практически полностью восстановлен во время правления шаха Хуссейна, последнего правителя династии Сафавидов, однако во время короткого господства вторгнувшихся афганцев под предводительством шаха Каджар Насир аль-Дина (1848-1896 гг.) пришел в ужасное состояние упадка снова


. Шах Аббас II был восторженным поклонником красоты и искусства, поэтому в годы его правления Али Капу был повторно реконструирован, и здесь появились некоторые технические нововведения.

Основной вклад Аббаса II в восстановление дворца – это работы в великолепном зале, расположенном на третьем этаже. 18 колон этого зала покрыты зеркалами, а его потолок украшен огромными картинам


. Ровесником Али-Капу и его соперником является другой дворец Исфагана – сефевидский Чехель-Сотун (Сорокаколонный). Дворец представляет собой нарядную постройку с просторным портиком, который отражается в спокойной глади водоема. Хотя дворец и называется Сорокаколонным, колонн здесь всего двадцать. А все дело в том, что перед дворцом выстроен большой бассейн, и колонны, отражаясь в его воде, удваиваются в числе.

Чехель Сотун
 

 

Дворец сорока колонн в городе — дворец персидского шаха Аббаса II, выдающееся архитектурное сооружение XVII века. В составе объектаПерсидские сады входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Дворец был построен Аббасом II в 1647 году как резиденция для отдыха. Французский путешественник XVII векаЖан Батист Тавернье в своих записках неоднократно упоминает торжественные приёмы во Дворце сорока колонн.

В 1707 году дворец пережил пожар, в 1870 году был реставрирован. В настоящее время во дворце располагается экспозиция археологического музея, представляющая старинные изделия из керамики и ковры.

Дворец площадью 58 х 37 метров расположен в центре тенистого сада, величина которого первоначально составляла 7 гектаров. Элегантный главный фасад дворца представляет собой галерею, крыша которой опирается на 20 тонких восьмиугольных колонн (3 ряда по 6 колонн в каждом и ещё две колонны, поддерживающие свод).

Колонны эти высотой 13 метров вырезаны из цельных кедровых стволов. Четыре центральные колонны, окружающие небольшой бассейн, покоятся на резных каменных львах. При восстановлении после пожара 1707 года колонны были украшены зеркальной мозаикой.

Перед дворцом расположен большой прямоугольный пруд. Двадцать колонн, отражённые (как бы удвоенные) в зеркале пруда, и дали дворцу его поэтическое название.

Центральную часть дворца Чехель Сотун занимает Зал приёмов Аббаса II. Стены и потолок зала щедро украшенылепниной и расписаны орнаментом в синих, алых, изумрудно-зелёных и золотых тонах.

В своё время украшением дворца были также керамические панно на темы исторических событий, однако сейчас эти панно рассеяны по всему миру, многие из них хранятся в музеях Европы.

Потолки многих залов дворца украшены полихромной росписью с золоченым узором, а на стенах изображены ландшафты и сцены охоты. Встречаются в живописном убранстве дворцовых залов и стенные росписи на исторические и литературные сюжеты.

Составленные из глазурованных изразцов композиции, разнообразие декоративных элементов в украшении интерьеров дворца, сама его архитектура – все было призвано продемонстрировать мощь и величие сефевидского государства, способного воздвигать подобные дворцовые комплексы. Не случайно дворец Чехель-Сотун использовался сефевидскими правителями для приема иностранных посольств и проведения торжественных праздников и увеселений.

На мощь и величие сефевидского государства, которые были заложены в самом проекте этого дворца, должны были ориентироваться и художники при выборе живописных сюжетов для своих монументальных композиций. В основу одной из таких росписей – «Прием, данный шахом Тахмаспом I индийскому императору Хумаюну» – легли исторические события, происшедшие в 1530 году.

Вот эти события, прямо или косвенно, и нашли свое отражение в росписи на стене одного из залов дворца. Центральное место в композиции занимают фигуры обоих владык – Тахмаспа и Хумаюна. Тахмаспа показан в более зрелом возрасте, чем на миниатюрах своего времени: по всей видимости, художник пользовался более поздними изображениями шаха. Изображение же императора Хумаюна почти не отличается от других известных портретов этого правителя.

За спиной Хумаюна стоит его свита с богатыми дарами в руках, по обе стороны от шаха Тахмаспа расположились воины с ружьями и сокольничие. На втором плане, со стороны Тахмаспа, сидят представители сефевидской знати, а со стороны Хумаюна – музыканты.Вся роспись представляет собой восточный вариант «мотива представления», все произведение обращено к зрителю, как бы предлагая ему стать участником событий.


Композиция выполнена почти симметрично, хотя со стороны Тахмаспа расположено больше придворных, чем со стороны Хумаюна. Поэтому для поддержания композиционного равновесия художник и изобразил рядом со свитой индийского правителя музыкантов.

 

Сторона Тахмаспа не только более многочисленна, но и лучше вооружена, да и сам сефевидский правитель имеет меч в отличие от безоружного Хумаюна. Можно отметить также и то, что Тахмаспа ростом выше индийского владыки, красная одежда резко выделяет его фигуру на зеленовато-желтом фоне, в то время как фигура Хумаюна менее заметна.

Все эти цветовые и композиционные детали призваны подчеркнуть господствующее положение сефевидского повелителя. Примечательно и то, что если Тахмаспа и Хумаюн изображены в одеждах своего времени, то все остальные персонажи являются современниками шаха Аббаса II, при котором и была создана эта роспись.

Между фигурами Тахмаспа и Хумаюна находится арочный проем, в котором пересекаются все основные композиционные линии росписи. В этот проем видны солнечные пейзажи с зеленой равниной, на которой стоит одинокое дерево. Зеленый цвет ковра, объединяющий фигуры двух правителей, является как бы естественным продолжением зелени в арочном проеме.

Возможно, что под солнечной равнинной местностью подразумевается Кандагар, который в народных преданиях и легендах нередко отождествляется со сказочной страной. А зеленый цвет в данном случае можно рассматривать как цвет шиизма, объединившего Тахмаспа и Хумаюна.

Роспись дворца Чехель-Сотун осуществлялась в 1647–1648 годы, но роспись «Прием, данный шахом Тахмаспом I индийскому императору Хумаюну» является одной из более ранних. В эти годы Кандагар был захвачен шахом Аббасом II и до 1709 года находился во владениях сефевидов. Рассматриваемая нами роспись находилась в зале, который Аббас II использовал для проведения дипломатических церемоний и приема послов. Следовательно, с сюжетом о передаче Кандагара сефевидским правителям должны были знакомиться посланники многих государств.

В этом же зале находятся еще две росписи, близкие по теме первой: «Прием, данный шахом Аббасом I Вали Мухаммад-хану, правителю Туркестана» и «Прием, данный шахом Аббасом II Надир Мухаммад-хану, правителю Туркестана». Правда, некоторые исследователи сомневаются, что на второй росписи изображен именно Надир Мухаммад-хан.

 

Золотые краски росписи достигнуты использованием настоящего золота, которого на украшение интерьеров было израсходовано несколькокилограммов. Небольшие фрески любовно-эротическогосодержания в эпоху Каджаров были закрашены известью, что позволило им дойти до наших дней в отличном состоянии.
     

  Хашт-Бехешт

Хашт-Бехешт — дворец эпохи Сефевидов 

Построен в 1669 по приказу шаха Сулеймана Сефевида и в настоящее время находится под защитой Иранской Организации Культурного Наследия.

Здание Хашт бехешт расположено посреди большого живописного сада "Болбол" (в переводе соловей), старых, но стройных платанов. Сад Болбол составляют часть более крупного сада Накш-е Джахан. Здание Хашт бехешт имеет длину 35 метров и ширину 28 метров и находится на цоколе из мрамора высотой два метра над уровнем сада.

 

Этот дворец состоит из двух этажей с многочисленными комнатами, залами и изогнутыми коридорами, каждый из которых покрыт искусно облицованными украшениями

Здание Зашт Бехешт подобно другим зданиям период Сефевидов имеет восьмиугольную форму, и такой архитектурный стиль отразился во всем здании и удвоил его красоту. Посреди главного зала находится восьмиугольный бассейн из мрамора, известный как Хоуз Морварид (Бассейн «жемчужина»)

.
                                                          
Состав сводов и эйванов в здании Хашт бехешт таков, что со всех сторон можно очаровываться картиной окружающей природы. Все потолки и стены дворца украшены изящным кафелем и рисунками цветов и соловьев. У каждой из комнат и эйванов имеются своеобразные украшения и формы, так что ни один из угольков здания музея не имеет схожих друг к другу украшений.

По всем местам здания бросаются в глаза разнообразные украшения, которые свидетельствуют о высоком таланте, вкусе, новаторстве и инициативе иранских художников. По прошествии более трех веков с момента создания музея, его общая карта осталась без изменений, и можно смело сказать, что это здание было одним из уникальных дворцов эпохи Сефевидов. Вот почему французский турист Шарден назвал дворец Хашт Бехешт весьма роскошным даже по сравнению с европейскими дворцами.


Источник:Всемирная история архитектуры.Том 5.Древний Восток-Париж,1914- с.249-284 Фото:Викимедия, 

Серия сообщений "Турция и Иран":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments