Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Средневековый сундук

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Средневековый сундук

Сундук (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук (сандык), как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.

До сих пор я рассказывала про средневековую рыцарскую культуру исключительно через тему доспехов и оружия, историю битв и… замки. Впрочем, вполне обосновано. Человек в то время думал об оружии постоянно, ибо в нем была его жизнь, конь для него был важнейшим средством передвижения, как для нас сегодня автомобиль, ну а замок – замок - это был его дом.

сундук-реликварий

Но… а как же мебель? Какой мебелью пользовались все те же рыцари? На чем они ели, спали, где держали свой рыцарский инвентарь? Давайте со всем этим познакомимся, а заодно и совершим небольшую экскурсию по  музеям разных городов... Но, прежде чем мы туда отправимся, есть смысл немного познакомиться с тем, а что придумали в отношении мебели люди дорыцарских времен, ну, скажем, все те же самые египтяне, греки и римляне? Есть что-нибудь такое, что прошло через время, или нет? 

Рыцарский… сундук!


В одном из кипрских музеев старинный сундук переделали в экспозиционную витрину!

Скажем сразу, что не очень-то тут нам и повезло. Находок, подобных ложу из музея в Анапе – древней Горгиппии  , не так уж и много. Но не единичные, дошедшие до нас предметы, а прежде всего, их живописные изображения, а также античные тексты свидетельствуют о том, что уже в древности люди пользовались всеми основными видами мебели, включая стулья, столы и сундуки, которые в средние века лишь несколько изменились соответственно моде и традициям.

Умели в древности и богато украшать мебель. Покрывать ее и пышным декором, инкрустировать ценными породами дерева, металлом, смальтой и даже драгоценными камнями. Вновь до такого высокого уровня технологии люди дошли только лишь в XVIII веке. Хотя, с другой стороны, люди придумали уже в то время много практичных и рациональных вещей

 

Например, в Древнем Египте и Месопотамии знали скамейки и табуреты-треножники, стулья со спинкой и кресла с подлокотниками, различные виды столиков с одной-четырьмя ножками, а также умели делать и раскладные столы, а также красивые игральные столики. Были известны кровати-ложа (реже), совершенно роскошного вида кушетки, ну и, конечно, сундуки, а кроме них, еще и большие шкафы, и маленькие шкафчики.

В античном Риме научились делать мебель из металла. Например, это были круглые столы на звериных лапах, а еще бронзовые стулья, и даже раскладные стулья с небольшими столами. Греко-римское искусство очень повлияло на сознание вторгшихся в Европу варваров, указав на образец, к которому им, дикарям, следовало стремиться, однако достичь уровня прошлого им удалось далеко не сразу.

 
В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками — «кассапанка».

Kirche St. Lorenz (17.Jh.) in Lübeck-Travemünde: Truhe von 1726

Truhe, Museum für Angewandte Kunst Frankfurt am Main
Дело в том, что мебель несла на себе отпечаток… жизни того времени. Например, мебель старались делать полегче, так как тот же король не жил у себя во дворце постоянно, а перемещался по стране из одного королевского замка в другой, и вместе с ним путешествовала и его мебель – сундуки, раскладные стулья и столы. То есть создатели мебели стремились делать все эти предметы «подвижными», чтобы с ними было бы легче обращаться.

И вот тут надо отметить, что особое значение в это время стали представлять сундуки, в которых хранились и деньги, и посуда, и одежда. Сундук стал объектом приложения творческих сил своего создателя, поскольку был всегда на виду, и к тому же еще и существовал в нескольких различных формах — продолговатый сундук с карнизом, сундуки с резными фронтонами или сундуки, сделанные в форме саркофага.

Reconstruction of a medieval trunk (15th century) with gothic arches, a tree of life and a 'fish bladder' motif, at the archeological site of Walraversijde, near Oostende, Belgium

Простую и часто весьма грубую по форме мебель раннего средневековья на севере делали из еловой древесины, а на юге ее делали из дуба. Инструменты мебельщиков были самые простые: топор, пила и, скорее всего, что-то, напоминающее рубанок. Интересно, что в дальних альпийских поселениях образцы средневековой мебели встречались еще в XIX веке. Но при всей ее примитивности декор такой мебели был очень богатым.

Старинная «раскладушка» комбинированная с сундуком.
Искусство резчиков в данном случае - богатая нордическая фантазия, создающая переплетения узоров и зверей, так что рассматривать эти узоры можно очень долго и всякий раз видеть в них что-то новое. В Центральной и Южной Европе мебельщикам на помощь пришли достижения античной техники, которые сохранились, прежде всего, в монастырях (например, старинный токарный станок в монастыре Сант-Галлен). Имея такие механизмы, мастера спинки стульев, кресел и скамеек украшали точеными шишечками. Ну а передние стенки ящикоподобных сундуков украшали и ряды глухих полукруглых аркад, и розетки, и гирлянды из листьев. Что же касается металлических накладок, то они больше не использовались только ради скрепления дощатой конструкции сундука, а могли образовывать на его крышке красивые декоративные узоры.

Рыцарский… сундук!


СУНДУК 1647 года. Резная сценка изображает «Суд Соломона». Материал – дуб. Германия.

Chest of Richard of Cornwall



Ну, а увидеть остатки всего того, что уцелело от разоренной обстановки замков и монастырей, сегодня можно в музеях… В. А мы продолжим рассказ теперь уже о сундуках готического стиля. Тут следует сказать, прежде всего, о том, что в начале XII века в феодальном обществе сформировалось сознание рыцарского достоинства, общепризнанные моральные принципы и вместе с ними более высокие жизненные стандарты.

Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.

Богатели рыцари, но богатели и купцы, снабжавшие их более дорогими товарами, а это в свою очередь отразилось и на ремесленных цехах. Многие отрасли ремесла были очень строго отделены друг от друга, и столь же строго установлены стандарты качества. Например, раньше был всего лишь один цех плотников.

Chesterfield parish church of St Mary and All Saints, Derbyshire. Showing renaissance or medieval press.

catalogue des sceaux de Reims.

А теперь из него вышли такие цеховщики, как столешники, сундучники и шкапники, которые могли делать уже значительно более тонкую мебель. В начале XIV в. в Аугсбурге была изобретена лесопильная мельница, так что теперь доски для мебели можно было пилить, а не вытесывать каждую из них топором! Более того, уже в начале XVI в. в Регенсбурге научились нарезать тонкие фанерки из разноцветного дерева, которые нужны были для инкрустаций (интарсий); теперь ими можно было выкладывать массивные стенки сундуков и другой мебели.

Рыцарский… сундук!


Поставец XVIII в. с грифонами. Италия, Венеция.

Fornsalen Museum, Visby (Gotland). Medieval chest.

Ну, а сам сундук в то время представлял собой драгоценность и являлся еще и символом растущего благосостояния молодой буржуазии. В XIV веке его переднюю стенку стали покрывать геральдические звериные рельефы, позаимствованные в рыцарской культуре, а под конец, в позднее средневековье, использовались изящные фронтоны, розетки, крестоцветы и объемные резные человеческие фигуры.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом — терема — и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

Орнамент зависел от породы дерева: из хвойных пород в Южной Германии, Тироле и Австрии вырезали завитки листьев; а вот в Скандинавии, в Северной Италии, Англии и Испании использовали дерево твердых пород, и там мебель украшалась перекрещивающимся плетеным орнаментом, а в районе Рейна и во Франции – гирляндами из цветов и плодов. 


Резьба по дереву была очень популярна в Европе и все Средневековье,

Средневековый сундук был очень красив, но не рационален – занимал много места, а больше определенного размера быть не мог. Поэтому, как только знать стала жить «оседло» и переезжать из замка в замок перестала, как тут же появился новый предмет внутреннего убранства: два поставленных друг на друга сундука превратились в декорированный шкаф. Во Фландрии стали выделывать шкафы «на шипах», предшественники буфета. Это был сундукообразный ларь, поставленный на высокие подножки (шипы) и снабженный спереди дверками. Внизу их соединяла плоскость, служившая для всякой металлической утвари, которую на нее можно было поставить красоты ради.

Старинный сундук Ордена Рыцарей Чертополоха, XVIII



Фантазия мастеров понемногу расходилась: например, в Нидерландах и во Франции появились стулья, похожие на троны с высокой спинкой и… сиденьем-ларем. Ну а сам сундук, покинув рыцарские замки, занял место парадной вещи. Старейший способ его оформления сводился к разбивке его передней панели на рамки и филенки (и вот, что интересно: в Сиене их число было нечетным, а вот во Флоренции всегда четным!). Человеческие фигуры стали расставлять по углам сундука в качестве кариатид, или во множестве «населяли» ими кессоны и медальоны на панелях сундука, используя для этого исторические и мифологические сюжеты.

В Лукке и Сиене вошла в моду позолоченная лепнина, а вот в Верхней Италии — в Кремоне и Милане применяли интарсии по мотивам картин Брунеллески и Учелло с пейзажами и архитектурными видами с характерным подчеркиванием перспективы – что в то время было, видимо, просто модным. С Востока в начале эпохи Ренессанса пришла мода на так называемую чертозианскую мозаику, выполнявшуюся из черного дерева и пластинок слоновой кости.

Рыцарский… сундук!


Сундук-ларь XVII–XVIII вв. Италия.

В то время как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.



Во второй половине XV века сундук продолжал совершенствоваться. Подножие сундука стали делать сильно профилированным, а резьба на нем все более выпуклой. В итоге обычный рыцарский сундук стал ярким произведением искусства.

Ну а весь его декор: резьба, инкрустация или живопись остались на передней стороне. Характерно, что в «период расцвета сундука» (1470—1510) его украшением занимались такие корифеи искусства, как Ботичелли, Поллайоло и Пьетро ди Козимо. Появились «свадебные сундуки» (кассоне), украшенные профильными портретами брачующихся, смотрящих друг на друга, тогда как в центральной части сундука изображался их новый герб. В середине XVI века в Риме под влиянием интереса ко всему античному появились первые сундуки в форме саркофагов, на львиных лапах, украшенные мифологическими мотивами. Появилась и родственная сундуку «касса-панка», или скамья-сундук с задней и боковыми стенками.

Рыцарский… сундук!


Вот он – свадебный сундук. Италия, XVI в. Ореховое дерево.

До появления пильных мельниц в конце XVIII в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ — стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей

Silesia Chest with flower vases 



Но вот уже к концу XVII в. сундук становится исключительно предметом крестьянского быта, а люди, принадлежавшие к высшим слоям общества, от них отказались, как бы красивы они ни были! Место сундука занял комод, и лишь фамильные драгоценности еще можно было прятать в изящном инкрустированном сундучке-ларчике! Впрочем, в Англии прекрасные сундуки, покрытые черным лаком с бронзовым декором и цветными интарсиями, выделывали даже в конце XVIII в. но это было, скорее всего, следствием британской вычурности, чем сколько-нибудь значимой социальной тенденцией.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments