Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

К юбилею М.М. Ипполитова-Иванова.Цикл песен о любви

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
К юбилею М.М. Ипполитова-Иванова.Цикл песен о любви

В ноябре 2019 года Россия отмечает 160-летний юбилей выдающегося композитора, дирижера, музыкального педагога и управленца М.М. Ипполитова-Иванова,композитора, проявившего разносторонность своего дарования в симфонической, хоровой, оперной и камерной музыке.
Это был человек, круг общения которого едва ли не с самого детства составляли знаменитые музыкальные и театральные деятели своего времени, интеллигент без капли снобизма, успешный творческий и административный работник, одаренный благосклонностью властей при всех политических режимах.

Михаил Михайлович Иванов родился в Гатчине под Санкт-Петербургом 7 (19) ноября 1859 года (творческий псевдоним Ипполитов-Иванов появился в годы обучения в консерватории). В семье, где весьма приветствовалось увлечение музыкой, мальчик получает хорошее базовое домашнее музыкальное образование, потом в 1872-1875 гг. посещает классы для малолетних певчих при Исаакиевском соборе Петербурга, и затем поступает в Петербургскую консерваторию.
Заканчивает консерваторию в 1882 году,а в 1893 году по рекомендации Чайковского Ипполитова-Иванова приглашают в Москву на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции Московской консерватории.
Добросовестный, воспитанный, не идущий на конфронтацию с коллегами и пытающийся в любом увидеть хорошее Ипполитов-Иванов в 1906 году был избран на должность ректора консерватории,где проработал более полутора десятка лет, проявив неординарные организаторские и административные способности.
Октябрь 1917 года позиций Ипполитова-Иванова у руля Московской консерватории не поколебал, он прослужил в руководящей должности до 1922 года.
В 1922 году Ипполитов-Иванов получает звание народного артиста Республики и возглавляет Всероссийское общество писателей и композиторов.
Умер Ипполитов-Иванов в Москве 28 января 1935 и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ М. М. ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА
«ЧЕТЫРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ РАБИНДРАНАТА ТАГОРА»


Для своего сочинения Ипполитов-Иванов обратился к сборнику Рабиндраната Тагора «Садовник», в
который вошли стихотворения, переведённые самим автором с языка бенгали на английский. В русском переводе он впервые вышел в 1913 году,после этого несколько раз переиздавался и стал очень популярен.
Переводы стихотворений Тагора в большинстве своём выполнялись свободным нерифмованным стихом, что более соответствовало своеобразию индийской поэзии.
Но в выбранном композитором переводе, автор которого не указан в рукописи, присутствует рифма и определённая ритмика стихов, что, по всей видимости, облегчало их музыкальную интерпретацию.
Четыре лирические миниатюры сюжетно складываются в историю молодой девушки,
переживающей разные этапы развития чувства любви: её зарождение, счастье быть любимой,предчувствие разлуки, расставание.
В произведении Ипполитова-Иванова круг поэтических образов и разнообразие
настроений окрашены в светлые тона, в них нет трагических мотивов, лишь лёгкая печаль. В этом проявляется светло-оптимистическое мироощущение самого композитора.




исп.Наталья Кралина

Открывает цикл стихотворение «И руки льнут к рукам»(0:15).

И руки льнут к рукам, и очи смотрят в очи -
Так прост наш гимн сердец в сиянье этой ночи.
Луна нам тихо светит, струится аромат,
И флейта, и гирлянда в забвении лежат.
Зачем теперь мне звуки, зачем тебе цветы.
Проста любовь, как песня, здесь только я да ты.
И смотрят очи в очи, и льнут к устам уста.
Меж мною и тобою любовь, как песнь, проста.


Мелодичная, волнующая, тонкая, пронизанная скрытым эротизмом музыка совершенно не похожа на традиционный стиль русского романса.
Жанровую интерпретацию миниатюры определила строка стихотворения: «Так прост наш гимн сердец в сиянье этой ночи». Подчеркивая повторами некоторые ключевые фразы стихотворения, композитор придаёт им особую значимость, превращая их в своего рода магические любовные заклинания: «Здесь только я да ты» (в кульминации средней части); «Любовь, как песнь, проста» (в конце стихотворения). Применение этого композиционного приёма характерно для всего цикла.

варианты исполнения песни "И руки льнут к рукам"-
Ирина Архипова


Хибла Герзмава


Зара Долуханова


Тамара Милашкина




Второе стихотворение «Жёлтенькая птичка»(3:04)написано в куплетной форме, свойственной
русской народной песне. Светлый мажор,подвижный темп, непритязательная мелодия, танцевальный ритм припева, форшлаги флейты, имитирующие щебетанье птички, – всё это призвано показать простое счастье влюблённой деревенской девушки.

Лирическим центром цикла стало стихотворение «Не уходи, не простившись со мной»(5:10).
В цикле Ипполитова-Иванова это тихая, светлая, почти интимная просьба-надежда: девушка, предчувствуя разлуку с любимым, умоляет его остаться.

"Не уходи не простившись со мной" в исполнении Марии Максаковой.





В заключительном возвышенно-эмоциональном стихотворении «О мой друг, вот
цветок»
(7:23) девушка обращается к другу с просьбой передать цветок любимому.
Просьбы «молчи»,обращённые к другу, звучат каждый раз с новой
интонацией – то страстно, то умоляюще.
Чувства героини успокаиваются на заключительном слове «молчи», завершающем цикл: в нём нет горечи сожалений и драматизма, наступает умиротворение и остаётся возвышенное чувство любви.



К 160-летию со дня рождения маэстро и
100-летию ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.


Памятник дирижеру, композитору и педагогу Михаилу Ипполитову-Иванову открыли в Москве, рядом с музыкально-педагогическим институтом, который носит его имя.
5223052 (700x445, 419Kb)

Во время работы над монументом скульптор Айдын Зейналов изучал биографию и творчество Ипполитова-Иванова, слушал его музыку. Памятник – его дар вузу в честь юбилея.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments