Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

К Агнешке в Москву Сибирскую...

Автор - Agnieszka75. Это цитата этого сообщения
К Агнешке в Москву Сибирскую...

 

 

За поздравления 

я вас , друзья, благодарю...

И ответно-приветно приглашаю

на театральные каникулы

в Москву сибирскую...

 

~~~~~~~~~~~~~~~~

 

Ну, мой октябрь, подошло прощание...

И за три дня до твоего окончания - 

 Агнешка вновь собирает друзей 

Не в музей - колизей, и, боже упаси, не  юбилей!

 

Я сегодня приглашу вас в театр

и не куда-нибудь, а в...

Москву Сибирскую! 

Irina_Barinova__Kogda_Chita_byla_Moskvoj_sibirskoj._Ocherki_gorodskoj_zhizni_nac (592x700, 472Kb)

 

Адрес, как видите, прежний - Чита!

Которая -была - более развита, чем Новониколаевск(ныне Новосибирск), чем Хабаровск, Владивосток, Благовещенск и прочая, востока империи. И сказал это не кто иной, как военный министр Российской империи Владимир Сухомлинов, в 1912 году:

"Эта сибирская Москва  начала расти не по дням, а по часам, соперничая с Иркутском..."

 

Итак, театр, ни много ни мало, а Мариинский...

 

Аккурат в эти дни, 21 октября 1911 года(т.е. министр это уже лицезрел), на улице Софийской, между Амурской и Коротковской, был построен театр, нареченный Мариинским - в честь императрицы Марии, покровительницы театров России.

Но мы с вами, дружной лирушной компанией, направимся не туда, ибо год у нас, на читинском дворе, еще  1904. А месяц, да, октябрь. В Чите еще нет специального театрального здания, но у подъезда Общественного собрания ( сие великоление - Шумовский дворец, позднее КГБ, ныне ФСБ),

шумовский дворец (700x500, 509Kb)

здесь и появились рекламные щиты,анонсирующие приезд в город Мамонта Дальского(Неёлова), артиста  Александрийского театра Санкт-Петербурга. По отзывам современников, Дальский  стоял в одном ряду  с Верой Комиссаржевской и Василием Качаловым.

Mamont-Dalskiy-03 (520x669, 124Kb)

Амплуа? Драматический любовник, конечно! Взгляните: высок, статен, красив, а голос...божественен. Читинскими театралами, в предвкушении восторгов воочию, билеты были раскуплены мгновенно...

Но мы с вами гости особые... На оба спектакля попадаем: популярные тогда пьесы - шведского драматурга Августа Стриндберга "Отец" и итальянца Паоло Джакометти "Гражданская смерть".

Чтоб  рукоплескать вместе с читинцами... и сподвигнуть  артиста  вернуться из Харбина  в понравившуюся ему Читу, дабы представить  свои лучшие роли в пьесах Александра Островского.

Вместе с читинскими театралами мы, несомненно, будем вспоминать и блестящую игру, и необузданный нрав актера(кутежи в 5-ти перворазрядных читинских ресторанах,  12 помельче, наверное, не жаловал...), ведь он любил повторять:

"Я прав, даже когда не прав.

Потому что я - Мамонт Дальский!"

С этой театральной фамилией связан еще один эпизод в истории  Читы начала прошлого века. В 1911 году здесь нашла последнее пристанище  сестра кумира театралов Магдалина  Викторовна Дальская, известная Москве артистка, переходившая  с эстрады кафе-шантана к цыганским песням и опереттам и навсегда связавшая свою судьбу с Читой... 

дальская (2) (468x699, 182Kb)

На ее стихи тогда создавались  популярные романсы. 

Расставаясь, она говорила:
"Не забудь ты меня на чужбине,
Одного лишь тебя я любила,
И любовь берегла как святыню.
 
Одному лишь тебе говорила я
О любви бесконечные речи.
Лишь тебе одному позволяла я
Целовать свои смуглые плечи.
 
Для тебя одного не страшусь я
Покраснеть перед миром суровым.
Для тебя одного лишь солгу я
И слезой, и улыбкой, и словом".

<1894>

А мы с вами  послушаем  этот удивительный романс "Расставаясь, она говорила...", написанный на слова Дальской Петром Булаховым. (Истины ради, упомяну, что в сети можно встретить и другого автора - Л.Жадейко, но...давайте поверим Чите...хотя бы в этот волшебный октябрьский день...)



 

А нам с вами путь лежит  в другую эпоху Москвы Сибирской, в революционную, дооктябрьскую.

В "Забайкальской нови" от 5 мая 1917 года сообщалось, что в зале того же Общественного собрания(во дворце) состоится

"единственный концерт Надежды Васильевны Плевицкой при участии известного пианиста Макса Рабиновича и  скрипача виртуоза Михаила Левьена".

5d9bd784bfd234610bf8ba15e7ad6a4e_XL (523x700, 249Kb)

В газетах и афишах того времени имя певицы печаталось огромными буквами. Так было и в майской Чите  17-го года. Плевицкая уже  была на гастролях в Чите в 1912 году, когда пела в театре-цирке Павла Митрофанова "По диким степям Забайкалья".

К нашему 17-му году  среди миллионов поклонников певицы  был и Николай II, называвший ее "курским соловьем", а для Федора Шаляпина певица была "моим родным жаворонком". С ней пел Собинов, ее наставлял и учил Станиславский...

plevickaya_00 (700x514, 134Kb)

Вот  чьим мастерством восхититься нас с вами привела судьба. Правда, предоставив  боковые места за 2 рубля  85 копеек(кресла 1 ряда партера стоили 9 р. 55 коп).



 Вижу, вам о-о-очень приглянулась читинская весна 17-го года... Посему решаем задержаться в Москве Сибирской. И не зря!  Ну, митингами/демонстрациями с "Марсельезой" разных отрекающихся от старого мира нас не удивишь.

А вот первые полосы читинских газет

пестреют афишами, приглашая...

В кинотеатр "Золотой рог"

на картину "Гришка Распутин(Позор Дома Романовых)".

В Первом образцовом театре-иллюзионе Дон Отелло идет "Богиня соблазна" с Франческо Бертини и драма "Месть падшей".

Первоклассный цирк Изако приглашает посмеяться над столичными клоунами Махцем и Ферри и понаблюдать за схваткой борцов "Островский против Офрилл".

Но мы с вами уже знаем, что Чита далеко не простушка... И мы выбираем гастроли

Ивана Мозжухина!

Тем более, что новый театр(помните?)

уже готов принять...и нас с вами... 

драмтеатр (700x485, 331Kb)

О чем анонсирует "Забайкальская новь":

"3-4 мая в Мариинском театре пройдут гастроли  известных артистов московских драматических театров И.И. Мозжухина и Н.А. Лисенко. Имена обоих артистов очень популярны  и известны всей России и кинематографу.

В труппе исключительно столичные артисты - Н.Щепановский, Г. Таланов, М.Добряков. Наталья Лисенко  - жена и театральная партнерша Мозжухина, популярная по роли Катюши Масловой в  фильме "Воскресение".

В репертуаре труппы изящная венгерская  комедия  "Гвардейский офицер", пьеса "Молодежь" и одноактная  комедия "Рыжая".

иван мозжухин (442x699, 166Kb)

Афиши оправдали себя. Зал читинской Мариинки полон, и гастролеров буквально искупали в овациях.  Перед нами худощавый, среднего роста, большеносый, вроде совсем не герой-любовник в жизни, но на сцене и на экране  поражающий яркой мужской красотой, статью, обаянием. К тому же,  он мог плакать настоящими, не "глицериновыми" слезами...

пиковая дама (480x360, 43Kb)

Его глаза со слезой читинцы, конечно, знали - по всей России гремело  это имя. Кино-иллюзионы  афишей о "Новой фильме Ивана Мозжухина" зазывали на "Крейцерову сонату", "Оборону Севастополя", "Домик в Коломне", "Пиковую даму", "Детей Ванюшина", где артист снялся вместе с Верой Холодной...  Несомненно, и эта театральная встреча в читинской Мариинке останется в  памяти надолго.

А 1917 не хочет нас отпускать!   

И кого, думаете, нам подбросил?

"Известного футуриста жизни, йога Владимира Гольцшмидта с сообщницей, "футуристкой-босоножкой" Еленой Бучинской, нам даже сказали, что это дочка Надежды Тэффи...).

Владимир_Гольцшмидт2 (448x287, 10Kb)

Но мы устояли перед соблазном  "солнечных радостей тела" в "исканиях истинной любви" и  вообще перед наукой "как надо жить". (Кто ж знал век назад, что нас  и через сто лет будут из каждого утюга учить счастливой жизни).Наверное, поэтому  и гипноз курицы нас не прельстил...

Но Агнешка для вас в том же мае 17-го выбрала...

угадайте, КОГО...

 

"Слышу звон бубенцов издалёка –

Это тройки знакомый разбег,
А вокруг расстелился широко

Белым саваном искристый снег...."

 

В "Забайкальской нови" за 4 мая 1917 года помещена рецензия о состоявшемся в Чите концерте:

"Любителям цыганского пения концерт, несомненно, доставил  большое удовольствие. У г. Морфесси, помимо экспрессии и чисто цыганских приемов фразировки, есть еще и голос, звучащий  красиво и мощно". А мы добавим: и гениальный русский распев...



Ну так, совсем юным  Юрий Морфесси  был принят в труппу Одесского оперного театра, еще не имея музыкального образования, начал обучаться в одесской же консерватории и вскоре уже пел  партию Валентина в "Фаусте".

Вот такой артист привлек наше внимание  -  "не только благородной внешностью, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым владеет в совершенстве". Трудно   не согласиться с мнением   тогдашних газет. И мы с восторгом внимали известным по пластинкам его песням:  "Ухарь-купец", "Маруся отравилась", "Коробейники", "Кирпичики", "Чубчик". И конечно, романсы...

Его коронный номер:

" Вы просите песен, их нет  у меня...",

на стихи и музыку Саши Макарова.



 

Кстати, Юрий Морфесси  - первый профессиональный певец, исполнивший песню "Раскинулось море широко". Билеты на его концерты всюду продавались на два месяца вперед.

Короче, мы вместе с читинцами с огромным воодушевлением встретили певца в Мариинке традиционным приветствием:

" К нам приехал из Одессы

наш Морфесси

дорогой!"

 

Вы еще не устали? 

Нас ждет балет!!!

"Весной 1917 года в Чите  лишь одна гастроль г-жи Смирновой", - прочитала Агнешка в "Забайкальской нови". И к вечеру того же дня , не без нашего с вами участия, все билеты были раскуплены.

смирнова (456x700, 339Kb)

Елена Смирнова уже в 12 лет  впервые выступила на сцене императорского (Мариинского) театра. В 1905 Михаил Фокин  поручил выпускнице Петербургского  театрального училища роль в "Ацисе и Галатее".

 На выпускном своем спектакле она танцевала с Вацлавом Нижинским "Полет бабочек" на музыку Шопена,  в 1909 году  выступила  в первом "Русском сезоне" Сергея Дягилева в Париже,  затем в Лондоне и Нью-Йорке, после чего была приглашена в Большой театр, на главные роли в "Спящей красавице", в "Коньке-Горбунке", "Тщетной предосторожности" и "Баядерке"... Уф...

Ну, разве могли мы с вами пропустить сие чудо русского балета?  И не стать свидетелями ее "хореографических шедевров"  и не увидеть своими глазами, "свежесть исполнения и как хорошо г-жа Смирнова владеет руками и корпусом - достоинство редкое и у опытных танцовщиц"... это из читинских газет... Знатоки, однако. 

 

1917 год в Москве Сибирской,

думаю, вас /нас восхитил...

И оставил без сил...

 

Которых нам уже не хватило на 1927 год, когда в Читу приехала "божественная босоножка" Дункан...

ирма (640x425, 115Kb)

Не Айседора, хочу сразу сказать, но не разочарую, т.к это была ее приемная дочка Ирма(слева), со своей Студией- школой имени Айседоры Дункан.

Вспомним, что Айседора танцевала босой, провозглашая свободу тела и духа, отсюда и это прозвание... 

74-700fe9e532e7e5563de7365b44060b02 (448x311, 84Kb)

Ирма со  своими студийками-босоножками  предложила Чите  танцы революции, при свете прожекторов, что засвидетельствовал "Забайкальский рабочий", кстати, доживший до сегодняшних дней.

забрабочий дункан (574x700, 393Kb)

 

И как вам, гости дорогие,

Москва Сибирская?

 

Надеюсь, театральный день рождения 

небезызвестной вам  читинки

не разочаровал и не утомил...ибо 

 

Есть ценностей незыблемая скАла

Над скучными ошибками веков...

 

писал провидчески Осип Мандельштам.

 

Уже из нашего века  

ставшая еще на год старше...

А с момента  того концерта Яна Максина и на два... 

Увы и ах...

(Утешает, что 

эксклюзивы  повторяются).

2я (700x525, 260Kb)

 

Помните, в 2015-м мы с вами куролесили-октябрили 

у моей осени в гостях.

И последний листок,  падая с дерева, лукаво шепнул на ушко:
 
"А за день рождения?"
 
Оп-паньки! Та это мы  махом!
 
Эй, ямщик, гони-ка к Яру!
 
даурия (640x323, 125Kb)
 
"Яр" -то и в Чите был!!! В лучшей гостинице города, "Даурии".
(на обложке книги "Москва сибирская" она же). И "Яр" там.
Где  и нам с вами подадут, как писала «Забайкальская новь», в «Новом яре» 20 января 1913 года на обед предлагался богатый выбор блюд (причем каждое стоило 25 копеек): «щи польские, суп андалюз, консомья, пирожки, кониль из рыбы, ленок миниер, рагу из барашка, шницель по-венски, телятина с кваш. капустой, грибы в сметане, ленивые вареники, моро­женое ванильное, каша-запеканка».
.Кстати, чашка кофе, стакан чая, самоварчик с кипятком и хлеб подавались бесплатно. Правда, в такого рода ресторан не каждого желающего и пускали, но мы ж с вами гости особые...
 


 
Так что, за нас, молодых душой и юных сердцами!
 
 И пусть ничего не понимающий возраст подсовывает полупустой стакан коктейля бодрости, но мы и на него взглянем оптимистически - бокал с витаминным, октябрьской выдержки, бальзамом еще наполовину полон - сил и энергии, что здоровьем зовется, верной любви  и преданной дружбы, а все это вместе дает такой эликсир жизнелюбия, что
ТОТ, который сверху,
взглянет изумленно и прошепчет:
"А ну-ка,повтори!"
 
 
За наши даты прекрасного возраста !
 
И пусть всегда  живет в душе весна!
 
А мы не в зеркало смотреться будем,
а в глаза наших старых друзей ...
И про возраст свой позабудем...
Мы и так, тех, кто юн, молодей!

 

 

 

Благодарю Ирину Баринову

за возможность побывать в Москве Сибирской

на театральных  каникулах!

(с ее любезного разрешения)

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments