Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

25 октября - Всемирный день оперы

Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения
25 октября - Всемирный день оперы


Сегодня во всем мире отмечается день самого сложного, прекрасного и захватывающего певческого искусства.
25 РѕРє (542x200, 100Kb)


Впервые в истории совместная инициатива организаций Опера Америка, Опера Европа и Опера Латинская Америка, единогласно поддержанная всеми известными национальными и международными организациями культуры, 25 октября, в день рождения Жоржа Бизе и Иоганна Штрауса, соберет вместе оперные компании со всего мира, и откроет новый праздник театрального сообщества – Международный День Оперы. Главная задача проекта — повысить престиж этого искусства в современном мире.

"Пора нам в оперу скорей..."
А.С. Пушкин


Увертюра — инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. За время существования оперного жанра получала и разную смысловую нагрузку, и разные наименования: помимо французского термина "увертюра", утвердившегося в XVII веке, могла называться также, например, интродукцией, прелюдией, симфонией (sinfonia — созвучие) и собственно вступлением.

Н.А.Римский-Корсаков
Увертюра к опере "Царская невеста"


М.И.Глинка
Увертюра к опере "Руслан и Людмила"






Каватина — сольный вокальный номер, род арии, в классической опере первой половины XIX века (итальянской, французской, русской) выделяющийся не столько особым складом, сколько особой функцией: чаще всего каватина — это выходная ария, призванная выгодно презентовать того или иного оперного героя
русская каватина

М.И.Глинка "Руслан и Людмила"
Каватина Людмилы


С.В.Рахманинов. "Алеко"
Каватина Алеко






Дуэт — вокальный номер для двух певцов, как правило, в сопровождении оркестра. Чаще всего обозначает важную грань эмоционального взаимодействия между двумя ключевыми персонажами. Это может быть как любовь, так и ненависть, но дуэты любовные обычно у широкого слушателя более популярны.

Н.А.Римский-Корсаков "Царская невеста"
Дуэт Любаши и Грязного


М.П.Мусоргский "Борис Годунов"
Сцена у фонтана






Ария — сольная пьеса для голоса, изображающая чувства и переживания оперного героя. Обязательным атрибутом оперной драмы не является, но зато является тем ее элементом, который проще всего узнать и полюбить. И который в полной мере проявляет достоинства как композитора, так и певца.

А.П.Бородин "Князь Игорь"
Ария Князя Игоря


А.П.Бородин "Князь Игорь"
Ария Кончаковны






Интермеццо — инструментальная пьеса, исполняемая в промежутке между отдельными частями оперы (обычно — между действиями). Исторически словом «интермеццо» могло также называться исполняющее эту «промежуточную» роль небольшое сценическое представление развлекательного характера.
Иногда оркестровые интермеццо бывают отчетливо программными — в том смысле, что призваны иллюстрировать важные для сюжета оперы события, которые, однако, происходят не на сцене. К таким можно отнести «Сечу при Керженце», где, искусно оперируя лейтмотивами, Римский-Корсаков изображает фатальную битву между татарами и китежанами.

Н.А.Римский-Корсаков "Сказания о невидимом граде Китеже…"
"Сеча при Керженце"






Балет — прерывающий действие оперы эпизод партитуры, который предполагает танцевальную сцену или целый дивертисмент. Нередко балетную музыку в опере считают не более чем данью старинным условностям. Но бывает так, что именно присутствие в партитуре балета помогает режиссеру создать интересный и вполне современный спектакль.

М.И.Глинка "Руслан и Людмила"
"Волшебные сады Наины"


А.П.Бородин "Князь Игорь"
"Половецкие пляски"






Хор — оперный номер для хорового ансамбля (чаще смешанного, иногда мужского, женского или детского). Обычно изображает присутствие «коллективного персонажа», группы свидетелей либо соучастников или народной толпы. Изредка употребляется как безличный комментарий или как прием для создания «литургического» колорита.

М.И.Глинка "Иван Сусанин"
Хор "Славься"


М.П.Мусоргского "Борис Годунов"
Хор "Не сокол летит по поднебесью"






Шлягер — популярный номер из оперы — чаще ария, иногда дуэт или ансамбль. Самая распространенная форма существования оперной музыки в массовой культуре. Нередко одна-единственная «хитовая» ария оказывается несопоставимо более известной, чем в целом та опера, из которой она взята, или даже чем все творчество соответствующего композитора.

М.И.Глинка "Руслан и Людмила"
Рондо Фарлафа


П.И.Чайковский "Евгений Онегин"
Ариозо Ленского "Я люблю вас..."






Финал — заключительная часть оперного акта, а также всей оперы в целом. В драматургическом отношении представляет развязку сюжетных событий, в музыкальном — развернутый номер (или даже цепочку номеров) с особой эмоциональной окраской, а часто — еще и с особым масштабом исполнительских сил: так, в опере XIX века произведения часто венчались «гранд-финалом» с участием всех действующих лиц и хора.

П.И.Чайковский
Финальная сцена из оперы "Евгений Онегин"


Н.А.Римский-Корсаков
Финал оперы «Царская невеста»






https://www.kommersant.ru/doc/3554173

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments