Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Рундальский дворец.Часть 2.Интерьеры

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Рундальский дворец.Часть 2.Интерьеры

Рундальский дворец (Rundales pils), известный далеко за пределами самой Латвии, расположен в самом центре страны, в Земгале. Этот выдающийся памятник архитектуры барокко и декоративного искусства рококо, был построен знаменитым архитектором Франческо Бартоломео Растрелли.

Парадные залы
Золотой зал служил герцогу как тронный зал.

 Изначальная обстановка дворца не сохранилась, поэтому нынешние экспонаты были закуплены или поступали из других музеев.

 К 1768 году была закончена перестройка Рундальского дворца, а все интерьеры здания были отделаны почти заново, для чего из Петербурга были приглашены итальянские живописцы Франческо Мартини и Карло Цукки. Из Берлина в Рундале приезжал мастер декоративной скульптуры Иоганн Михель Графф.

Белый зал, который первоначально был задуман как церковь,  в период строительства  был преобразован в бальный зал

Внутренняя планировка палаццо четко отделяет парадные залы восточного корпуса от апартаментов герцога в центральной части здания, и помещений для герцогини и гостей в западном корпусе.

Большая галерея была предусмотрена  под праздничные столы королевских балов и церемоний.

Из 138 помещений ровно половина находились на первом этаже, предназначенном для придворных и обслуживающего персонала. В общей композиции главенствует симметричная многолучевая планировка.

Малая галерея сохранила ранний дизайн стен Ф. Б. Растрелли.Изначально это место было задумано как церковный притвор.

Сгруппированные вокруг парадного двора, помещения на втором этаже образуют длинные анфилады залов. Внутренний двор вымощен брусчаткой, сложенной в виде солнца, с отходящими от него лучами. Великолепны главные ворота, украшенные пилястрами и колоннами.

Фарфоровый кабинет задуман как противоположность Золотому роскошному залу. Тридцать четыре декоративные консоли предназначены для дальневосточных фарфоровых ваз.

За исключением некоторых мастеров, надзирателей и транспортных рабочих, строителей присылали из России. Отделочные материалы доставлялись из Санкт-Петербурга. Столичная канцелярия от строений направила сюда известного столярного мастера и резчика по дереву А.Камаева, художников И.Мизинова, И.Пилугина, И.Евдокимова.

Овальный фарфоровый кабинет задуман как завершения парадных покоев. Сорок пять консолей предназначено для Китайских и Японских фарфоровых ваз.

К строительству привлекли также военнослужащих российской армии. Лепной декор стен и потолков создавала бригада Петра Ефремова. Роспись плафонов для потолков присылали в Руэнталь тоже из города на Неве. Со знаменитых тульских металлургических заводов привезли литые украшения для фасадов. Петербургские кровельщики покрыли крышу изготовленными в России листами луженой жести. На солнце она сверкала, как серебро, что было новинкой в этих краях.

Переход в парадные апартаменты герцога

Расписанные кобальтом изразцовые печи складывали мастера Невского кирпичного завода, руководимые Иваном Ушаковым. Чтобы ускорить процесс, императрица Анна Иоанновна в 1739 году приказала отправить в Курляндское герцогство всех каменщиков петербургской канцелярии.

Библиотека

Строительством руководил российский придворный архитектор Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), помощником которого был Николай Васильев. Зодчий, по желанию Бирона, стремился реализовать в проекте подобие Версаля. Герцог, несмотря на то, что в его распоряжении практически была вся российская государственная казна, постоянно сетовал, что ему трудно найти средства для завершения работ. Посему, он распорядился внести упрощения в проект.

Розовая комната в честь богини Флоры

В 1740 году фасад был почти готов, однако достроить дворец не удалось. Вскоре после смерти императрицы Анны Иоанновны Бирон попал в опалу, был арестован и отправлен на 22 года в сибирскую ссылку. Такой поворот событий остановил стройку. Государевы люди были отозваны в столицу, подготовленные отделочные материалы вывезли в Петербург. Уже установленные элементы – двери, стеновые панели, паркет демонтировали.

Голландская голубая гостинная

Лишь в 60-е годы XVIII века Екатерина II прервала ссылку, вернула Эрнсту Иоганну титул и герцогство, а Растрелли получил возможность достроить дворец. Тогда же был упразднен барочный скульптурный декор фасадов и надвратной башни, а парадные комнаты отделали в стиле позднего рококо. Из 138 комнат четвертая часть сохранила первоначальное убранство, поразительное по богатству художественных приемов, разнообразию лепных фрагментов, яркости колорита плафонов и роскоши декоративной пластики.

Салон владык Курляндских

Основные работы по декору проводились в 1765-1767 гг. В это же время было создано новое парадное обрамление главного въезда (снесена высокая надвратная башня), построено два одноэтажных служебных здания – конюшня и каретный сарай, промежуток между ними оформлен в виде пропилеев (замысел Растрелли осуществил архитектор Северин Енсен).

Спальня герцога

Пышным великолепием отличаются три зала в восточном крыле. Здесь находится Золотой (тронный) или Аудиенц-зал, отделанный синим и розовым искусственным мрамором, позолотой и лепниной. Огромный живописный плафон (площадь 200 кв.м) изображает богов Олимпа, вручающих корону герцогу.

Розовый кабинет Венеры и Адониса

Танцевальный (или Белый) зал и Большая галерея (обеденный зал для торжеств) радуют глаз изящным декором, множеством рельефных пасторалей – аллегорий охоты, сельских работ, музыки, других видов искусств. На втором этаже в правом крыле дворца располагалась анфилада приемных залов, в левом – апартаменты герцогини и придворных, посредине – покои герцога, центром которых была спальня.

Итальянский салон

В конце XVIII века сын и наследник Эрнста Иоганна - герцог Петр Бирон продает свои дворцы и поместья в Курляндии, в том числе и летнюю резиденцию в Руэнтале, императрице Екатерине II, и навсегда уезжает в Силезию. Утративший свое великолепие дворец царица в августе 1795 года дарит графу Валериану Зубову.

Мраморная столовая

После его смерти в 1804 году поместье унаследовал последний фаворит императрицы Платон Зубов, брат Валериана. Позже этим палаццо владела его вдова – Текла (Фекла) Валентинович, в 1824 году вышедшая замуж за обер-гофмаршала графа Андрея Петровича Шувалова. Семье Шуваловых дворец принадлежал до аграрной реформы 1920 года, когда вся собственность перешла под контроль государства.

Биллиардная

В минувших за два века войнах дворец практически не пострадал. Во время нашествия Наполеона здесь пять месяцев квартировал французский корпус, артиллерийский осадный парк, а после тяжелых боев оборудовали лазарет. В этих стенах содержали и попавших в плен раненых русских офицеров.

Туалетная комната герцога

Спальня герцога

В период Первой Мировой войны во дворце размещался госпиталь. После 1920 года на территории находилась школа, а в 1924 - Союз инвалидов войны. В 1933 году был сделан ремонт, и здание передали Государственному музею истории, который планировал открыть здесь экспозицию церковного искусства. Во второй мировой войне дворец не пострадал. В послевоенные годы несколько залов переоборудовали под зернохранилище, а потом помещения передали для нужд начальной школы. В парадной белой столовой герцога находился спортивный зал.

Первый кабинет герцога

К музейной жизни дворец вернулся только в 1964 году, когда здесь начал работу филиал Бауского краеведческого и художественного музея. Через год Советом Министров Латвийской ССР было принято решение о проведении реставрационных работ. В 1972 году Рундальский дворец получил официальный статус музея, и в том же году началось возрождение ансамбля.

Второй кабинет герцога

В первые годы становления музея ему оказывали помощь российские специалисты из пушкинского объединения «Росреставрация» и Московского института реставрации. В столице ткали шелковый штоф, копии печных изразцов изготовили ленинградские специалисты, над хрустальными люстрами трудились белорусские мастера.

Ванная герцога

Сюда приезжали на время летней практики молодые художники, которые возрождали картины, чье состояние находилось в самом бедственном положении. Большой объем работ выполнило латвийское Научно-реставрационное управление. Часть исторических полотен передали в дар дворцу музеи Москвы и Ленинграда. Финансирование же государством программы восстановления здания продолжилось до 1992 года.

Кабинет Зубова

Портретная галерея Шуваловых

Апартаменты герцогини

Уже 35 лет директором музея является неутомимый энтузиаст своего дела и исследователь Имант Ланцманис. Его изыскания в местных и российских архивах нашли отражение в многочисленных монографиях о Рундальском дворцово-парковом ансамбле. Работа дружного коллектива музея находит поддержку у спонсоров, потомков герцогской фамилии и созданных фондов.

В 2007 году Рундальский дворец был включен в Список культурного наследия Европы.

Будуар герцогини

Спальня герцогини

Салон герцогини

Туалетная комната

Кабинет герцогини

Холл родословной

 

Музейные экспонаты

Гробница курляндских герцогов 

http://rundale.net/

Серия сообщений "Страны Скандинавии":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments