Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Одесский национальный академический театр оперы и балета.Часть 2

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Одесский национальный академический театр оперы и балета.Часть 2


История Оперного театра. 1873—1917

Конкурс на лучший проект нового Городского театра, объявленный муниципалитетом под влиянием общественности, длился несколько лет, в течении которых было представлено более 40 проектов отечественных и зарубежных мастеров. Среди работ одесских архитекторов наиболее интересной была признана работа А. О. Бернардацци. Впоследствии все они были отклонены и утвержден внеконкурсный проект молодых на ту пору венских архитекторов Фердинанда Фельнера (1847-1916) и Германа Гельмера (1849-1919). Знаменитое в Европе архитектурное бюро «Felner&Helmer» было плодом их тесного и долговременного сотрудничества.

Архитекторы и даты строительных работ:

Г. Гельмер, Ф. Фельнер (Архитектурное бюро «Felner&Helmer») (конкурсный проект, утвержденный проект), нач. 1880-х г.г., 1882
Ф. В. Гонсиоровский, Ю. М. Дмитренко, А. О. Бернардацци (доработка проекта, строительство), 1884-1887
С. А. Ландесман (ремонтные работы), 1917-1919
А. В. Щусев (восстановление после пожара, проект), 1926
инж. Н. А. Давыдов (восстановление после пожара, реализация подготовленного проекта), 1926-1927
В. И. Кундерт (ремонтно-восстановительные работы), 1942
Н. А. Шаповаленко, Н. Ф. Евангелиди, инж. И. И. Корнет, инж. Р. И. Ясинский (реставрация, реконструкция, модернизация, укрепление фундамента), 1964-1967,
Н. А. Дыховичная и инж. Э. Н. Быков (Киев, реставрационный отдел), инж. В. И. Снисаренко и Ю. А. Катруца (Киев, общестроительный отдел) (реставрация, усиление конструкций, строительство подстанции), 1996-2007
Скульпторы:

Ф. Фридль, Ф. Натали (эскизные, скульптурные работы)
Л. Стрикциус (лепные работы)
Ф. Этель
Художники:

Ф. Лефлер (росписи в интерьерах),
А. Котт

Конкурсный проект нового Городского театра, предложенный А. О. Бернардацци

Всего по проектам бюро «Felner&Helmer» было построено 48 европейских театров, среди которых одесский был 13-м по хронологии, что породило среди жителей города немало суеверных толков. «Театральные закройщики» Европы, фирма Фельнера и Гельмера не создавала типовых проектов и не разрабатывала единых стандартов для их составления, каждый возведенный ими театр был уникален, хотя в некоторых случаях возводились очень схожие между собой строения. Немаловажен был и тот факт, что знаменитым австрийцам часто удавалось минимизировать затраты по смете, не жертвуя уровнем импозантности возводимого сооружения, ввиду чего постройка всех 48 театров потребовала приблизительно столько же средств, сколько возведение парижской Гранд Опера (Опера Гарнье).

Г. Гельмер

Ф. Фельнер

На территории Украины по проекту Фельнера и Гельмера построен еще один театр — в Черновцах, с которым связан достаточно курьезный случай. Проект черновицкого театра, оказался достаточно дорогим для городской казны, и пока горожане собирали средства, Гельмер и Фельнер продали его другому городу — Фюрту в Баварии.

Поэтому черновицкий театр имеет своего брата-близнеца в Германии — оба театра действительно очень тяжело различить внешне. Благодаря пожертвованиям меценатов и состоятельных горожан, в 1905 году город получил великолепный театр, построенный в рекордные сроки — за 14 месяцев.

Однако проект, создававшийся именно для Черновцов и реализованный в итоге в Фюрте, из соображений придания черновицкому театру индивидуальности, пришлось спешно перерабатывать с изменением отдельных элементов и деталей фасада.Интересно, что этот проект во многом наследовал черты театра в Клуж-Напоке (Румыния).

Среди без малого полусотни театральных зданий Гельмера и Фельнера наибольшую известность получили театры в Вене («Volkstheater», «Stadttheater» и др.), Зальцбурге, Граце, Софии, Загребе, Праге, Аугсбурге, Берлине («Theater Unter den Linden»), Майнце, Дармштадте, Сегеде, Торуне, Братиславе, Тимишоаре, Цюрихе, Брно и других крупных городах Центральной и Восточной Европы. Разумеется, театр в Одессе занимает в этом списке одну из почетнейших позиций.

Следует отметить, что проект Фельнера и Гельмера, победил в конкурсе не только благодаря своим выдающимся инженерно-эстетическим качествам, но и стараниям графа М. М. Толстого (старшего), занимавшего должность директора прежнего Городского театра и впоследствии ставшего им во вновь отстроенном.

Проект нового Городского театра, представленный архитектурным бюро «Felner&Helmer».Главный фасад (со стороны Ришельевской)


Тыльный фасад (со стороны переулка Чайковского)

Боковой фасад (со стороны Театрального сада), опубликовано в журнале «Зодчий»

Утвержденный проект не был проработан в деталях, а сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое было пересмотрено и усовершенствованно местными архитекторами Ф. В. Гонсиоровским, А. О. Бернардацци и Ю. М. Дмитренко. Именно их художественному вкусу театр обязан своим неповторимым, уникальным обликом — различие между проектом австрийцев и его реализацией достаточно заметна, хотя общая концепция была оставлена прежней. Высокий двухярусный портал главного входа, увенчанный классическим треугольным фронтоном был выдвинут далеко за пределы основного объема в виде мощного ризалита, крыша которого впоследствии стала основанием для знаменитой скульптурной группы, изображающей Мельпомену, мчащуюся на колеснице, в которую запряжены четыре пантеры. С боковых стен сценической коробки исчезли аркатуры, отдельные фрагменты фасада были тщательно переработаны.

Проект нового Городского театра на этапе доработки


Боковой фасад (со стороны Театрального сада)

 

Нельзя не отметить высочайший уровень решения задачи противопожарной безопасности, одно из обязательных условий муниципального конкурса — непростительно было бы допустить повторения трагедии, завершившей жизнь старого театра. Впрочем, несмотря на это, пожар в новом здании в будущем все же случился, однако, к счастью, столь деструктивных последствий не имел.

В отличие от старого здания Городского театра, новое задумывалось ориентированным главным фасадом к улице Ришельевской, то есть его продольная ось была строго перпендикулярна таковой у предыдущего сооружения. Новый театр проектировался не только как храм сценического искусства, но и как значимый градостроительный объект и главная доминанта в перспективе примыкающих и близлежащих улиц, откуда бы хорошо просматривался монументальный, динамичный силуэт постройки.

Окончательный проект нового Городского театра.Главный фасад (со стороны Ришельевской)

С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. Несмотря на традиционную экономичность проектов Гельмера и Фельнера, на работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма — 1,5 миллиона рублей, из которых 80% граф М. М. Толстой внес лично. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги.

Завершающий этап основного строительства театра до начала внутренних работ, 1885-1886 г.г.

Иронические замечания и споры по поводу того, был ли необходим Одессе именно такой театр долгое время не умолкали и после окончания его строительства. Так, один из театральных критиков того времени писал: «Одесса мне напомнила промотавшегося помещика, который на последние деньги купил золотое блюдо и, назвав гостей, преподнес им на этом блюде корку черствого хлеба». А известный публицист Влас Дорошевич вообще предлагал поместить в газете объявление следующего содержания: «За ненадобностью продается совсем новенький, малодержаный театр на своз». На вырученные же деньги предлагалось построить театр менее чопорный, но более доступный.

16 сентября 1884 года осуществилась торжественная закладка нового театра, а 1 октября 1887 года считается датой окончания всех работ. Строители сдержали свое слово и выполнили обязательства в точно оговоренные сроки. Театр окончен день в день — 15 сентября 1887 года, а на 1 октября была назначена церемония закладки последнего камня. По специально разработанному сценарию она началась ровно в полдень.

Александр Головин, автор эскиза занавеса

«Одесский театр лучший в мире!», — воскликнул Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и открыл торжество, вручив городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Впоследствии он был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.

Г. Маразли и члены городского управления приветствовали многочисленных гостей. В зал был приглашен цвет одесского общества: представители военной администрации, иностранные консулы, профессура, врачи, учителя, выборные от мещанского и купеческого сословий.

Публика не скрывала восторга от увиденного, любуясь ранее небывалым по своему великолепию архитектурным творением. Прозвучал «Пролог» — историко-музыкальный экскурс в прошлое города, специально написанный к этому дню Григорием Лишиным, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Парадный спектакль закончился поздней ночью, а вечером театр озарился множеством огней.
В те времена это было едва не единственное здание в городе, оборудованное электричеством.

До 1919 года театр существовал как частное зрелищное учреждение, управлявшееся антрепренерами. Спустя 4 года после открытия нового здания антрепризу возглавил артист Императорских театров И. Н. Греков. Уже спустя год он решил включить в репертуар русскую оперу, и к постановке начали готовить «Демона» Антона Рубинштейна, а также «Пиковую даму» П. И. Чайковского.

Не оставлен был без внимания и балет. В труппу И. Я. Сетова, гастролировавшую в Одессе в 1889 году, входили итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла; балетмейстер Д. Саракко поставил балеты «Сильвия» Делиба, «Эксцельсиор» Маренко, «Брама» Даль Арджине, «Эсмеральда». С середины 1890-х годов в театре ставились главным образом оперные спектакли. В антрепризе Салтыкова в качестве балетмейстера работал Ф. Нижинский, ставивший танцы во многих операх.

С первых лет существования новый театр стал центром общественной и музыкальной жизни Одессы. Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Николай Боголюбов, «…в театре ставились, чередуясь с русской драмой, итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре». На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

1918

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического. 12 сентября 1922 года официально и торжественно был открыт Одесский Городской театр, которому присвоили имя А. В. Луначарского. В 1923 году широко обсуждался вопрос о выделении оперы и балета в самостоятельный коллектив, т. е. о превращении Городского театра в театр оперы и балета. В 1925 году по этому поводу был объявлен широкий диспут в Доме ученых им. Щепкина.

1920

Впрочем, именно в послереволюционные времена театр ждали первые беды. В ночь на 15 марта 1925 года, после спектакля «Пророк» Мейербера на сцене театра по не установленной точно причине (предположительно от замыкания электрических проводов или неосторожного обращения с огнем) начался пожар, охвативший все закулисное пространство. Сцена была отделена от зрительного зала занавесом из волнистого (гофрированного) железа, что спасло театр от полного уничтожения.

Результаты пожара оказались плачевны: сцена со всем имуществом выгорела полностью; огонь уничтожил металлический занавес, три художественных полотняных занавеса и крышу над сценой; весь зрительный зал закопчен (в некоторых местах пострадала позолота элементов декора и росписи потолка), десять рядов партера и стулья в литерных ложах повреждены, их обивка сгорела дотла. Сильный урон был нанесен так же оркестру.

1931

Театр в период Великой Отечественной войны

Баррикады на углу Ришельевской и Дерибасовской, вид на театр, лето 1941 г.

Первой постановкой с начала войны стала опера «Евгений Онегин». Зал на премьере был забит до отказа. В театре стали давать «Аиду», «Тоску», «Риголетто». Румыны и немцы приезжали в Одессу, чтобы послушать оперы «Борис Годунов», «Фауст», «Евгений Онегин», посмотреть балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». А вот опера «Сон в зимнюю ночь» Т. Мушатеску и балет «Свадьба в Карпатах» П. Константинеску успеха не имели. Румыны избегали откровенных пропагандистских спектаклей. Но свои правила диктовали.

Летом 1942 года в оккупированный город хлынули гастролеры, в основном, румынские и немецкие театры. Бухарестский театр «Керебуш» под руководством Тудора Мушатеску установил своеобразный рекорд: только за 1942 год его труппа побывала в Одессе четыре раза. Из Италии приезжал знаменитый дирижер Молинари.

Кроме того, Одессу облюбовало и большое количество заезжих оперных солистов, среди которых особенно запомнились одесситам выступления итальянского тенора Луиджи Маджистретти и солистки Миланской оперы Неонилы Балиоз, примы Бухарестской оперы Марии Чеботару, певицы Веры Поповой и приехавшей из Румынии бывшей партнёрши Фёдора Шаляпина Л. Я. Липковской, оставшейся после своих концертов в Одессе насовсем. И всё же наибольшим успехом у жителей нашего города пользовались выступления Петра Лещенко.

В 1944 году, в последние дни пребывания в Одессе, враг приступил к осуществлению злодейского плана превращения оккупированного города в зону пустыни. Накануне отступления из Одессы, в городе должны были быть взорваны все важнейшие сооружения, в числе которых — здание оперного театра.Стремительное наступление советских войск фактически спасло театр от уничтожения. Около 40 мин обнаружили воины, освободившие город, в подвалах здания.

Оккупанты не успевшие взорвать театр, тем не менее причинили ему огромный материальный ущерб. Из здания было вывезено множество декораций, дорогостоящие костюмы, всевозможные драгоценные ткани и богатейшая нотная библиотека, состоявшая из 100 опер и 16 балетов. В числе прочего был увезен и бархатный занавес с аппликациями, исполненный в 1925 году по эскизам художника А. Я. Головина и стоивший 25 000 рублей золотом. Войска, освободившие Одессу, впоследствии перехватили в районе станции Раздельная эшелон с частью награбленного имущества.

Вид театра с Ришельевской, 1949 г.

Возвращаясь к зданию театра, следует отметить, что пожары и войны не были единственными врагами одесской архитектурной жемчужины. Еще в 1900 году театр стал оседать. За последующие полвека ситуация заметно усугубилась, поэтому в 1956 году была проведена комплексная силикатизация грунта. Для этой цели рядом с театром был построен специальный завод, нагнетавший под фундамент жидкое стекло под высоким давлением, всего более 6 млн. декалитров. Масса застыла — осадка прекратилась.

После этого приступили к реставрационным работам, на которые было израсходовано 4 200 000 рублей и 12 кг сусального золота 96 пробы (уложено 4 тыс. кв.м. золотых листов в виде книжечки с 60 страницами весом всей книжки 1,25 г). Реставрация Одесского оперного в середине 1960-х годов не коснулась основного — фундаментов. Специалисты были уверены в том, что они прочны и несокрушимы, так как опираются на «скалу» закачанного под них жидкого стекла. Однако их расчеты и предположения не подтвердились и к началу 1970-х разрушительные процессы проявились вновь. Но позже оказалось, что под слоем жидкого стекла скапливаются подземные воды и фундамент театра стал напоминать остров.К середине 1990-х годов здание пришло в настолько катастрофическое состояние, что в 1996 году было принято решение о незамедлительном проведении капитальной реставрации.

Осенью 2007 года завершились основные реставрационные работы, в ходе которых был укреплён фундамент (при помощи именных 1 840 свай, каждая стоимостью 1 500 $, выдерживающая нагрузку 30 000 т), выполнена комплексная модернизация технических систем театра (установлены самые современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, внутренней мобильной связи, охраны, видеонаблюдения), была произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений (на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота), установлен новый противопожарный занавес.

Все это позволяет удерживать конструкцию театра весом 54 000 т, однако сколько простоит обновленный театр — неизвестно. Дело в том, что театральное здание, как и вся Одесса, стоит прямо на трещине подземных тектонических плит, которые находятся на глубине примерно полтора километра. Поскольку движение плит непрерывно, вышеупомянутые сваи движутся вместе с ними. Именно из-за этих колебаний здание театра постоянно смещается, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные мелкие трещины на фасаде, начавшие особенно интенсивно разрастаться в последние годы. По мнению ряда экспертов проблему эту устранить, к сожалению, невозможно.

Торжественное открытие отреставрированного, засверкавшего свежими красками театра состоялось 22 сентября в 2007 г. в день 120-летия здания. К этой знаменательной дате Национальный банк выпустил юбилейные монеты, а почта Украины провела спецгашение конвертов, посвящённых юбилею.

Великий театральный режиссер Константин Станиславский говорил: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга». К этому стоило бы добавить, что красота театра определяется не только красотой здания, его техническими характеристиками и эстетическими качествами, но прежде всего, артистами, коллективом, выступающим в нем. В этом отношении Одесскому оперному театру, несомненно, повезло.

Серия сообщений "ОДЕССА":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments