Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Лиссабонский собор ( Sé de Lisboa)

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Лиссабонский собор ( Sé de Lisboa)

Лиссабонский кафедральный собор Се или церковь Святой Марии Всевышней , старейшая церковь Лиссабона, расположен в самом центре Лиссабона, на небольшой возвышенности рядом с районом Алфама, на площади Largo da Sé. Таким образом башни собора видны из многих точек города. Се был построен для первого епископа Лиссабона по проекту, подобному Собору Коимбры, и по сей день является кафедральным собором Лиссабонского патриархата. Свое название собор получил от латинского sedes episcopalis (резиденция епископа).

Лиссабонский собор (порт. Sé de Lisboa) — кафедральный собор Лиссабонского патриархата.

Лиссабон являлся штаб-квартирой епископов как минимум с IV века н.э. В VIII веке Лиссабон был завоеван маврами, но в городе и окрестностях все равно была большая популяция христиан. После отвоевания Лиссабона португальцами во главе с королем Афонсу I Энри́киш в 1147 г. было принято решение начать строительство кафедрального собора в романском стиле, которое началось в том же году и велось нормандским архитектором, который уже работал над кафедральным собором (Sé de Coimbra) и Монастырем Святого Креста (Mosteiro de Santa Cruz) в Коимбре. 

Лиссабонский собор стоит на веками намоленном месте. Предполагают, что первым храмом здесь был римский, который в VI-V веках перестроили в христианскую церковь вестготы, пришедшие в эти края после распада Римской империи. Во времена арабского владычества на Пиренейском полуострове святыня была разрушена, а на ее месте возведена мечеть. Когда же Лиссабон был отвоеван у мусульман, мечеть была в свою очередь разрушена, и именно на ее месте началось строительство собора. 

 . Лиссабонское землетрясение 1755 года серьёзно повредило собор, но он был отреставрирован. До этого в городе произошло несколько землетрясений, но ущерб был незначителен.

Между XII и XIV веками, во время правления короля Дини́ша I, к собору был пристроен внутренний двор в готическом стиле. Его приемником, королем Афонсу IV, была модифицирована часть собора за алтарем и была пристроена полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, где располагаются девять готических часовен, в которых сейчас хранятся останки великих португальцев, в том числе короля Альфонсу IV и его жены Беатрис.

В XIV веке собор несколько раз страдал от землетрясений. После самого крупного, в начале XV века, собор долго находился на реставрации. В середине XVII века была сооружена ризница в стиле маньеризма, помещение для хранения богослужебного облачения священников (риз) и церковной утвари. В XVIII веке готический алтарь был перестроен в стиле барокко.

Мощное землетрясение 1755 года нанесло огромный ущерб собору. Были разрушены Часовня Святого Причастия (Capella Santíssimo, 3 на генеральном плане собора), южная башня, внутренний двор, поврежден алтарь включая королевские гробницы, а также разрушилась часть сводов, что привело к обрушению купола.
    В последующие десятилетия кафедральный собор Лиссабона Сэ претерпел множество изменений. Между 1761 и 1785 была перестроена Часовня Святого Причастия. Между 1769 и 1771 была восстановлена южная башня фасада и отреставрирован алтарь, а также были сделаны несколько окон, что сделало собор более светлым внутри. 

   Множество изменений в стиле барокко было добавлено в начале XX века, во время последней крупной реставрации собора с целью вернуть ему его средневековое обличие. В 1902 году, архитектором Augusto Fuschini были перестроены своды, отреставрированы и открыты окна, а также на соборе появились зубцы. После смерти архитектора в 1911 году проект по реставрации был принят архитектором António do Couto Abreu. Были полностью перестроены своды центрального нефа, отреставрирован фасад и переделана роза. 

северная башня

В 1498 году королева Леонора Ависская в одной из часовень монастыря собора основала братство, которое впоследствии превратилось в католическую благотворительную организацию Santa Casa da Misericуrdia de Lisboa, которая позже распространилась на другие города и сыграла важную роль в истории Португалии и в её колониях.

северный трансепт

  В последние годы в клуатре монастыря были проведены археологические раскопки, которые обнажили постройки древнеримского, арабского и средневекового периодов.

Во время периода междуцарствия 1383—1385 гг. население обвинило епископа Дома Мартиньо Аннес в заговоре с кастильцами, и горожане выбросили его из окна северной башни[


Лиссабонский собор — здание в плане латинского креста с тремя нефами, трансептом и главной часовней, окруженной деамбулаторием. Собор соединён с монастырем на своей восточной стороне. Главный фасад собора выглядит как крепость, с двумя башнями, примыкающими к входу, и зубцами над стенами. Этот угрожающий вид, также замеченный в других португальских соборах того времени, является отголоском периода Реконкисты, когда собор можно было использовать в качестве базы для нападения на врага во время осады.

капелла Св.Анны

саркофаг португальской принцессы

Lopo Fernandes Pacheco

Maria de Vilalobos.

 

Романский период
От первого периода своего существования (середина XII — первая четверть XIII века) собор сохранил западный фасад с розеточным окном (воссозданным из фрагментов в XX веке), главный портал, северный боковой портал и центральный неф. В порталах расположены скульптурные капители романского мотива. Неф покрыт цилиндрическим сводом и имеет верхнюю арочную галерею (трифорий). Свет проникает сквозь розеточные окна западного фасада и трансепта, через узкие окна боковых проходов нефа, а также через окна башни фонаря трансепта. Общий план собора очень похож на общий план Старого собора Коимбры, который относится к тому же периоду. В одной из часовень амбулатория находятся романские железные врата.

капелла Санта Мария Маджоре

Готический период
В конце XIII века король Диниш приказал построить клуатр в готическом стиле, который впоследствии серьезно пострадал от землетрясения 1755 года. У входа в собор богатый торговец Бартоломеу-Жоанес построил в начале XIV века погребальную часовню; могила с его останками всё ещё находится внутри.

Капелла Св.Себастьяна

Несколько позже, при короле Афонсу IV была построена романская апсида, замененная готической главной часовней, окруженной амбулаторием с радиально расположенными капеллами. Король и его семья были похоронены в главной часовне, но их могилы и сама часовня были уничтожены в результате землетрясения 1755 года.

Амбулаторий сохранился и является значительным примером португальской готики. Второй этаж амбулатория покрыт нервюрным сводом и имеет серию окон (клеристорий), которые освещают интерьер обильным светом.


В амбулатории находятся три выдающиеся готические гробницы середины XIV века. Одна гробница принадлежит Лопо Фернандесу Пачеко, 7-му лорду Феррейра де Аве, дворянину на службе короля Афонсу IV. Он изображен лежащим с мечом в руках и охраняемым собакой. Его жена, Мария де Вилалобос, изваяна над своей могилой читающей «Книгу часов». Третья гробница принадлежит неопознанной принцессе. Все гробницы украшены гербами.

Капелла Сантиссимо Сакраменто

Современный период
В XVII веке в стиле барокко была построена нарядная ризница, а после 1755 года главная часовня была перестроена в неоклассическом стиле и стиле рококо (включая гробницы короля Афонсу IV и его семьи). Мачадо де Кастро, главный скульптор Португалии конца XVIII века, был автором великолепных ясель в готической часовне Бартомолеу-Жоанеса. В начале XX века экстерьер и интерьер были очищены от неоклассических наслоений, чтобы придать собору более «средневековый» вид

Заново собор был открыт 5 мая 1940 года. Событие было приурочено к празднованию 800 летия основания Португалии и 300 летия восстановления независимости.
    Сейчас в клуатре (внутреннем дворике) Собора можно увидеть раскопанные под ним фрагменты построек (фундаменты, части стен) римских и мавританских времен Португалии, благодаря которым и удалось установить, что до мечети на этом месте был римский храм, превращенный в христианскую церковь в VI веке и разрушенный маврами в 12 веке.

 

Emília Ferreira, Jorge Cabello. Lisbon  (англ.). — Florence: Bonechi, 2000 — 128 с. — (Art and history).
Кафедральный собор Лиссабона. Христианские соборы мира. Дата обращения 23 сентября 2019.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments