Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Национальный исторический музей на Красной площади

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Национальный исторический музей на Красной площади


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

  


Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея ежегодно привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.

 

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены "Общие основания музея", в которых сформулирована основная цель – "служить наглядной историей", для чего "будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства". Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.

 С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

                                            

У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.


В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с апреля 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

                               

                               

Навершия башен
С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей в Москве имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – 




Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича.

Большой и представительной экспозиции музея необходимо было особое здание. Для его возведения Московская городская дума выделила в дар городу участок на Красной площади.

Закладка здания произошла весной 1874 года, в ней принимал участие император Александр II.

В результате проведенного конкурса победил проект архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Здание из красного кирпича великолепно вписалось в ансамбль Красной площади, стилистически перекликаясь с ансамблем Московского Кремля и собора Василия Блаженного.

Надо сказать, что еще на стадии проектирования была разработана основная идея экспозиции — это заслуга историков и руководителей музея Уварова и Забелина. Каждый зал проектировался с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться. В отделке внутреннего убранства, росписях и создании декоративных элементов участвовали великие русские художники — Айвазовский и Васнецов, Серов и Коровин.

Каждый из залов соответствует особой исторической эпохе, росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. В 1936 году было принято решение уничтожить залы, посвященные дореволюционному периоду. Росписи были закрашены, лепнина сколота, позолота снята. Более 15 лет, начиная с 1986 года, в музее велась комплексная реставрация, и сейчас его интерьеры воссозданы в изначальном виде.


По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства. 

                                      

. В 30-е годы все росписи были скрыты под штукатуркой, а восстановлены уже в наше время.

                                      
Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым "Родословное древо государей Российских" с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками.


История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

Фонды музея быстро росли за счет даров от монастырей и библиотек, разнообразных институтов, университетов и издательств. Члены знаменитых дворянских фамилий также выступали меценатами, передавая в дар Историческому музею свои ценнейшие коллекции.Музей по праву гордится библиотекой Голицына, насчитывающей более 9000 томов по истории России, собранием Черткова, в котором находятся более 300 древних рукописей, в частности, знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Кроме этого, семья Чертковых передала музею одну из лучших в стране коллекций русских монет. Другие представители дворянства также сделали ценные вклады: Бобринские, Оболенские, Кропоткины, Уваровы, Масальские подарили музею свои коллекции вещей, связанных с российской историей.

Нельзя не упомянуть и о драгоценных вкладах купечества. Бахрушины, Бурылины, Сапожниковы, Постниковы пожертвовали более 300 000 разнообразных экспонатов. Среди них были русские иконы, древние манускрипты, ткани и мебель, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых ценных вкладов стала коллекция знаменитого купца, коллекционера и мецената Петра Ивановича Щукина. Он был основателем частного музея «Российских древностей». Со временем коллекция так разрослась, что ей стало тесно даже в специально построенном для нее здании. В 1905 году Щукин передал ее в дар Историческому музею. Он до конца жизни был хранителем собственного музея, который носил название «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III — Музей П.И. Щукина».

Александр Андреевич Катуар де Бионкур, предводитель дворянства Нижнего Новгорода, подарил свою коллекцию охотничьего оружия и пистолетов, купец Вахрамеев — книги и рукописи, представитель знаменитой семьи Дашковых — художественные произведения. Одним словом, люди из самых разных слоев российского общества считали пополнение коллекции музея своим долгом.Анна Григорьевна Достоевская, вдова писателя, будучи почетным членом Исторического музея с 1906 года, передала в дар архив покойного супруга, книги и фотографии, письма, а также некоторые вещи. В музее была воссоздана комната писателя, названная «Музеем памяти Ф.М. Достоевского».


После революции фонды пополнились за счет расформированных музеев, таких, как Румянцевский музей, Военно-исторический, «Старая Москва», а также из Государственного музейного фонда, в котором скопились предметы частных коллекций. На хранение были переданы собрание рукописей из Московской епархиальной библиотеки, коллекция церковной утвари и тканей из магазина Оловяшниковых.

Пополнялась и экспозиция, посвященная древнейшим временам, от каменного века до русского Средневековья. Советские археологи и палеонтологи, проводившие раскопки на территории страны, передавали найденный материал музею.

В 2006 году Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Экспозиция начинается на втором этаже. Он посвящен первобытному обществу, Древней Руси, раздробленности, борьбе с иноземными захватчиками, объединению России, культуре, освоению Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После того, как в 1993 году был ликвидирован центральный музей Ленина, его экспозиция также заняла место в Историческом музее.

Государственный исторический музей ведет важную научную и исследовательскую деятельность. Его экспозиция и фонды — бесценный источник для художников, историков, реставраторов, ученых, культурологов, исследователей костюма и мебели.



В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку "Реликвии истории Государства Российского".


По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых.


Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин.


Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.




1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев ("Старая Москва", Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей.

                        
Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде. 

                           Экспозиции музея  

Теперь собственно сам музей. Круглый зал позднего палеолита украшен бивнями мамонта и замечательными фресками.

 Художественный фриз в 1885 году расписал изображениями сценок из эпохи великого оледенения сам Василий Васнецов.

Неолит представлен в основном орудиями труда, предметами быта и репродукциями рисунков пещерных людей.

В центре зала, посвящённого Бронзовому веку, стоит дольмен.

Витрина, посвящённая катакомбной культуре 2-го тысячелетия до н.э. В центре - модель кибитки, в которых передвигались жители степей Урала и Кавказа того периода.

. Бронзовый божок из клада, найденного неподалёку от Галича.

                               

. Череп с погребальной маской из глины, Ямная культура, 3-е тысячелетие до н.э.

                                

Таманский саркофаг, свидетель Боспорского царства IV в. до н.э.

Каменная баба Половецкой культуры IX-XIII веков.

                                

 Стенд с Гнездовским кладом и вещами из могилы русской христианки задолго до 988 года.

7 век                                        

                                

9 век

Чудовский псалтырь

                                 

10 век

Скандинавская фибула

Св.Пантелеймон из никомединских катакомб

11 век

                                              

МЕНОЛОГИЙ. Св. Прокопий

                                              

Филимон и Аффия

                                                 

Изборник Святослава

                                                

Северные украшения

                              

Украшения с Поволжья

                               

Вещи из хозяйства княжеского окружения из города Любеча в XI веке.

Поршни. От них пошло выражение «шевелить поршнями».

12 век

      Мстиславово евангелие (Евангелие апракос). Новгород (из церкви Благовещения на Городище). Начало 12 века (до 1117 года). Писец Алекса и златописец Жаден. На миниатюре - евангелист Иоанн с Прохором. Заставка и инициал - "византийского стила". Переписано по заказу новгородского князя Мстислава Владимировича (1076-1132). Видимо, в 1125-32 гг. уже великим князем киевским Мстислав заказал для него в Константинополе оклад, который не сохранился. В 1551 году по приказу Ивана Грозного переплет был перемонтирован. В экспозиции муляж.                                   

                                     

Оклад Мстиславова Евангелия По указанию Ивана Грозного в 1551 году в Новгороде Евангелие было отреставрировано, и для него был создан новый драгоценный оклад. На серебряную позолоченную доску положили серебряную скань, на ней финифтивые миниатюры (в том числе византийской работы X века — 13 миниатюр и XI века — 5; работы русских мастеров — 6 миниатюр XII века в том числе средник с изображением Христа Вседержителя). На скань помещено шесть крупных жемчужин, а край оклада украшен обнизью из мелкого жемчуга. При этой реставрации, по мнению Е. И. Брягина, были подновлены лики 

                                          


Мстиславово Евангелие (Евангелие Апракос). Миниатюра - Евангелист Лука.

ЮРЬЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1119–1128 годы Писец Федор

. Киев, Новгород (?) 231 л. Пергамен; чернила, киноварь; переплет – дерево, бархат, серебро; гравировка, литье 33,2 х 28 х 8,8 Поступило в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 231 об. запись писца: Аз грешьныи Феодор напсах евангелие се рукою грешною святому мученику Георгиеви в манастырь Новугороду при Курияце игумене и Савве икономе. Угриньцъ псаль Происходит из Юрьева монастыря в Великом Новгороде Реставрировано в 1997 году в ГИМ Т.А. Забелиной и Т.А. Авдусиной .

Берестяная грамота

Тетраевангелие. Рукопись. ВИзантия, 12 век. Пергамент

Мастер Коста,Новгород

Клад, найденный близ десятинной церкви в Киеве. 1-я пол. XII в. Колты - украшения головного убора. Цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото, тиснение, перегородчатая эмаль. Обнаружен в 1840-е вблизи остатков Десятинной церкви в Киеве, разрушенной монголами в 1240 г.

Минея служебная. Церковная книга со службами на май. Текст с нотами. Новгород, Софийский собор. Вторая половина XII века. Пергамент, чернила. Переплёт конца XVIII века.

ЗМЕЕВИК Конец XII – начало XIII века Суздаль (?) Яшма; резьба Диаметр – 6 Поступил в 1890 году Происходит из ризницы Рождественского монастыря в Суздале ГИМ инв. 19726, ОК 15560 Амулет-змеевик из кровавой яшмы был найден в Суздале в 1890. Ученые датируют его концом XII в. – нач. XIII в. Он принадлежал Марии Шварновне, супруге Всеволода III Большое Гнезде, бабушке Александра Невского. На обеих сторонах змеевика - резные изображения, причем сюжеты сочетают в себе христианские и языческие мотивы.

                        

Копия шлема Ярослава Всеволодовича (ГИМ, оригинал в Оружейной палате).

            

http://www.shm.ru/

Серия сообщений "Русь древняя":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments