Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

O DOLCE NAPOLI по-русски




П. И. Детский Альбом Чайковский - (10/14) - Неаполитанская Песенка

11998.jpg
Сильвестр Щедрин Вид Неаполя


Дипломатические отношения между Российской империей и Неаполитанским королевством были установлены в 1777 году. На протяжении первой половины XIX века вплоть до 1861 года, когда было создано объединенное Итальянское королевство, отношения между странами были самыми дружественными.
В период правления Николая I развитие российско-неаполитанских политических, экономических и культурных связей достигло подлинного расцвета. В разное время в Неаполь приезжали историки М.П. Погодин и С.П. Шевырев, писатель Н.В. Гоголь, поэты В.А. Жуковский и Ф.И. Тютчев, композитор М.И. Глинка и певец Н. Иванов, семья актеров В.А. и А.М. Каратыгиных. Здесь русские архитекторы И.Е. Ефимов, А.М. Горностаев, М.А. Томаринский, С.А. Иванов выполняли проекты реконструкций памятников античного зодчества. В окрестностях Неаполя жили и работали исторический живописец А.А. Иванов и его брат-архитектор.

img24.jpg
Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо


Неаполь стал подлинной живописной Меккой для пейзажиста Сильвестра Щедрина.
Художник Сильвестр Щедрин, сын известного скульптора Ф.Ф.Щедрина, получил право на «пенсионерство» за границей. С 1818 года жил в Неаполе, затем в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе.

По мнению знатока русской пейзажной живописи А.А. Федорова-Давыдова, Сильвестр Щедрин «превосходил близких к нему пейзажистов неаполитанской школы».
Многим обязана Щедрину местная, неаполитанская «школа Позилиппо»(по названию холма на окраине Неаполя), котороя возникла как реакция на итальянский классицизм, проявившийся в пейзаже в условно-декоративном преображении реальной природы.

296423_1000.jpg
С. Ф. Щедрин "Вид Неаполя.Набережная Санта-Лючия".

12365.jpg
вид в окрестностях Неаполя

s1200-2.jpg
Сильвестр ЩЕДРИН. Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя.

Картина Сильвестра Щедрина «Неаполь. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ) была написанна сразу после приезда художника в город. «Я живу у Батюшкова, — сообщал Щедрин С.И. Гальбергу, — на берегу морском, в самом прекраснейшем месте, где каждый вечер проходит и проезжает множество народа». На полотне — одна из центральных неаполитанских набережных. На дальнем плане — прекрасный вид на Везувий. Передний план заполнен многочисленными типажами: рыбаки, тянущие сети, кучер-ветурин, мальчишки-чичероне, кукольник с переносной ширмой. Среди неаполитанцев и сам художник, он торгуется с уличной «негоцианткой».

OTKRYTKA-SEDRIN-SILVESTR-FEODOSEEVIC-VID-NEAPOLY.-RIVERA-DI-KYNA.jpg
Сильвестр ЩЕДРИН. Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя.

В картине «Вид Неаполя (Ривьера ди Кьяйя)» (1826, ГТГ) живописец дает более удаленную панораму набережной. Жанровые сценки переднего плана уже не играют такой важной роли.

571244989323ad8d6.jpg
Сильвестр Щедрин набережная Санта Лючия в Неаполе

12372.jpg
Сильвестр Щедрин набережная Мерджеллина в Неаполе


7382f6d7a6fde166e.jpg
Сильвестр Щедрин Вид Амальфи близ Неаполя

8510.jpg

IB7DFAoMpHA.jpg

Признанный пейзажист Сильвестр Щедрин обратился к произведениям «совсем в новом роду, tableaux de genre , которые... начал писать для забавы, чтобы иметь разные костюмы здешних мужиков».

tc11dCmTsHc.jpg
Сильвестр ЩЕДРИН. Семья итальянского пастуха.

Одной из любимых тем Сильвестра Щедрина стала сиеста в серии "Веранд..."
Светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов формируют здесь мажорные образы «полуденного рая», – «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной идилличности.

2019-08-28_23-46-21.png
Сильвестр Щедрин Веранда обвитая виноградом

original.jpg
Сильвестр Щедрин Веранда обвитая виноградом

terasa-na-obali-mora.jpg

1384988143-shchedrin-silvestr-feodosievich-1791-1830-veranda-v-sorrento.-1827.jpg

sylvester-shchedrin-terrace-sorrento.jpg

Кстати, бродячие музыканты (пифферари), играющие на духовых инструментах вроде волынки (пифферо), были весьма почитаемы в Италии. Их музыка имела преимущественно религиозный характер и исполнялась перед церквами и изваяниями Мадонны.

65ea505d7b5524bdd345f766be431e44.jpg
Сильвестр Щедрин Малая гавань в Сорренто близ Неаполя

Одни из последних работ художника- лунные ночи в Неаполе, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм

34444440-1.jpg
Сильвестр Щедрин Лунная ночь в Неаполе (1828–1829)

17402.jpg
Сильвестр Щедрин Лунная ночь в Неаполе (1828–1829)
Умер Щедрин в Сорренто 8 ноября 1830.




Хор мальчиков Хорового училища имени Глинки.

1322392783_neapolitanskie-malchiki-rybaki.jpg
Неаполитанские мальчики-рыбаки - Кипренский Орест

Русских мастеров всегда интересовали этнографические особенности различных народностей, населявших Италию: их внешний облик, покрой и красочность одежд, имеющие историко-познавательный характер. Отражением такого подхода, но уже на художественном уровне, могут служить «красивые картинки» с изображениями мальчиков-пастушков, нежных девочек и миловидных девушек.

xudozhnik_Timofey_Neff_24.jpg
Тимофей Андреевич НЕФФ. Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещенный восходящим солнцем.

213690.jpg
Евграф СОРОКИН. Свидание.

s1200.jpg
К.Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

16f8ee822ae09d5fb267bc711fb14dcc.jpg
К.Брюллов. Итальянский полдень.

s1200-1.jpg
К.Брюллов Итальянское утро

И в заключение -тема Везувия — основная в пейзажной живописи Неаполя. Вулкан — символ города и его главная достопримечательность.

SEDRIN-SILVESTR-FEODOSIEVIC-VID-S-GORY-NA-NEAPOL-I-VEZUVII.jpg
Сильвестр Щедрин "Вид с горы на Неаполь и Везувий"

После страшного извержения 79 года, которое привело к гибели города Помпеи, Везувий долго оставался в состоянии покоя. Его подножие покрылось садами и виноградниками. Даже внутренность кратера плотно заросла кустарником. Однако прошло время, и снова наступила фаза вулканической активности. За время наблюдений Везувий пробуждался еще около трех десятков раз.
«Взбунтовавшийся» Везувий был источником вдохновения многих поэтов, композиторов и художников. Самый яркий пример — историческое полотно «Последний день Помпеи» (1830-1833, ГРМ) кисти К.П. Брюллова, приехавшего в Неаполь летом 1827 года.

s1200-3.jpg
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

Зрелище античного города, освобожденного в результате археологических раскопок, потрясло впечатлительного художника. Вслед за К.Н. Батюшковым он мог бы воскликнуть: «…все камни знаю наизусть в Помпеи. Чудесное, неизъяснимое зрелище, красноречивый прах!»
Картина Брюллова, исполненная в стилистике романтизма, - не только отражение реального исторического события. Русские современники, свидетели гибели декабристов, видели в ней извечный конфликт между правящей властью и народом.


https://www.tg-m.ru/articles/4-2011-33/neapol-glazami-russkikh-i-italyanskikh-khudozhnikov
https://tanja89.livejournal.com/15078.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments