Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

БОЖЕСТВЕННОЕ "MISERERE"

Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения
БОЖЕСТВЕННОЕ "MISERERE"


Волнуется моя душа,
Как у того, кто жил греша,
При первых звуках "Мизерере"*.

Иосиф Бродский






Choir of Clare College, Cambridge & Timothy Brown,

* Мизерере - церковное католическое песнопение, название происходит от 51 псалма католической литургии Miserere mie Deus (Помилуй меня, Господи!)

Повышенный интерес к этому выдающемуся произведению объясняется прежде всего его первозданной красотой и кристальной чистотой. Но также и его историей — в наши дни она воспринимается не иначе как легенда. Однако подтвержденная свидетельствами в виде сохранившихся писем и мемуаров.
* * *
Папский эдикт

В первоначальном варианте музыку "Мизерере" сочинил итальянский композитор Грегорио Аллегри, современник Рубенса и Рембрандта. Он служил певчим, затем хормейстером в знаменитой Сикстинской капелле, в Ватикане. И в начале 1630-х годов переложил на музыку 51-й псалом царя Давида, буквально — Мiserere mei Deus, что означает "помилуй меня, Боже".
Все строки псалма пронизывает мольба о прощении смертного греха.

Возвышенная музыка Аллегри настолько потрясла тогдашнего понтифика Урбана VIII, что тот специальным эдиктом запретил исполнять ее где-либо помимо Сикстинской капеллы, да и то лишь дважды в году! — на святую Пасху, в первый день Великого поста, и в Страстную пятницу. Записывать ноты "Мизерере" и выносить их из Сикстинской капеллы эдиктом запрещалось под угрозой отлучения от церкви. Но, как всегда бывает, запретительный папский указ лишь разжег среди любителей музыки жгучий интерес к произведению Аллегри, как в самой Италии, так и далеко за её пределами. Нескончаемые паломники текли в Рим в ходе пасхальной недели, движимые желанием услышать "Мизерере". А услышав, разносили потом по всему христианскому миру свои восторги от ангельской музыки. В те годы её исполняли два хора: один выпевал основную мелодию, другой — подавал своеобразный "комментарий" к ней, сочиненный из множества музыкальных украшений каденционного типа (abbelimenti).
Отметим, что фиоритуры (орнаментальные пассажи, украшающий мелодию) исполняли высокими дискантами кастраты, и весьма возможно, что именно это обстоятельство побуждало Ватикан держать в тайне уникальную манеру исполнения "Мизерере" в Сикстинской капелле.

!!!!image04-2 (622x387, 99Kb)

Церемония обставлялась торжественным обрядом:
Папа и конклав возлегали распростертыми на полу рядом с алтарем, а на алтарной стене позади него восставала фреска "Страшный суд" Микеланджело, гениально запечатлевшего, по словам Стендаля, "образ ужасающего отчаяния". Свечи и факелы в капелле тушили поочередно, друг за другом, и в сгущающемся мраке печальные звуки музыки Аллегри воспаряли все выше и выше, улетая под самый купол собора, и там постепенно замирали.

* * *
Акустика Сикстинской Капеллы

Совершенно ничем не примечательное снаружи здание, построенное в период с 1473 по 1483 годы по заказу Папы Сикста IV, в точности повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете : длина капеллы 40,93 м, ширина 13,41 м и высота 20,7 м.
Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.
Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.

!!!!image01 (680x510, 85Kb)

Папский эдикт пробыл в силе без малого 140 лет, пока в 1770-м году его не нарушил дерзкий 14-летний отрок. Отстояв службу в пасхальную среду, он помчался из собора домой и тут же воспроизвел по памяти ноты. А в пятницу незаметно пронес их в шляпе обратно в капеллу, чтобы убедиться в правильности сделанной записи. Оказалось, менять ничего не надо было, ни единой ноты. Так в жизни не бывает, возразите вы, разве что мальчуган этот был гением — и будете правы. Он и был гением, этот отчаянный юнец, первым записавший "Мизерере", и звали его Вольфганг Амадей Моцарт, а уворованный шедевр Аллегри даёт основание считать его первым в истории "пиратом" в сфере интеллектуальной собственности.

Несмотря на молодость, Моцарт в ту пору слыл уже маститым композитором — автором нескольких симфоний, двух опер и множества других произведений, исполнявшихся в различных европейских столицах. Обычно они путешествовали вдвоем с сестрой Анной-Марией, которую Вольфганг ласково называл Наннер. Старше его на три года, она тоже снискала себе славу вундеркинда. Во время гастролей брат и сестра выступали дуэтом либо трио вместе с отцом. Только на сей раз Леопольд Моцарт дочь в Рим не взял, и одинокий Вольфганг очень скучал по ней, в пространных письмах делясь впечатлениями каждого дня. Когда отцу, как всегда украдкой, довелось прочесть сыновнее откровение о записи "Мизерере", он пришел в ужас. Сохранилось его письмо к жене, полное страха перед папским гневом.

!!!!!0018 (580x430, 12Kb)
Моцарт в возрасте 14 лет в Вероне (январь 1770 г.) масло на холсте, художник неизвестен

По всей вероятности, Моцарт-старший строго-настрого наказал сыну не показывать "контрабандных" нот никому и никогда, но Моцарт-младший обещания не сдержал. В Италии судьба свела его с молодым английским музыкантом и журналистом по имени Чарльз Бёрни. До нас дошла восторженная рецензия англичанина на премьеру оперы Моцарта "Митридат, царь Понтийский", сочиненной за несколько месяцев того же 1770-го года по заказу миланского оперного театра. "Ла Скала" тогда еще построен не был, однако его театр-предшественник уже величали в ту пору "королевским" (Реджио Дюкале), опера прошла с огромным успехом, и после спектакля зрители устроили автору бурную овацию.

!!!!image02 (532x416, 63Kb)

У Вольфганга же будто тяжкий груз свалился с плеч, ведь все предшествующие месяцы отец беспрестанно твердил ему, что контракт он подписал кабальный, себе во вред, ибо итальянские импресарио, а они недолюбливают Австрию и австрийцев, поставили себе целью испортить ему карьеру. На этом фоне немудрено было в благодарность за хвалебную рецензию показать англичанину ноты "Мизерере", как Моцарт, скорее всего, и сделал. А Бёрни по возвращению на родину не только опубликовал партитуру, но и не преминул подробно расписать, каким образом она попала к нему в руки. И вот вскоре после появления статьи в английской газете Моцарт получил предписание явиться на аудиенцию к папе Клементу XIV. Юноша перепугался, уверенный, что его ждет отлучение от католической церкви, чреватое публичным позором. И вдруг благостная развязка: Папа не только не наказал его, а ровно наоборот, поблагодарил юного гения за то, что с его легкой руки "Мизерере" стало наконец-то достоянием широкой публики. И даже наградил орденом Золотой подвязки.
А позже Моцарт пишет свою версию "Мизерере"




MISERERE MEI, DEUS - Mozart

И тем не менее исполнение выдающегося творения Грегорио Аллегри в разных странах не оправдало ожиданий широкой публики. Повторить эффект, достигаемый в Сикстинской капелле, не удавалось. Аллегри, несомненно, тоже писал свою музыку под уникальную акустику Сикстинской капеллы. Со временем популярность "Мизерере" стала ослабевать, потом и вовсе сошла на нет.

Новым взлётом, возрождением интереса к этому произведению мировая музыка обязана другому гению — Феликсу Мендельсону. Его часто называли "Моцартом XIX века", так как в детстве он проявлял все признаки моцартовской гениальности. И подобно Моцарту, юный Мендельсон был потрясен исполнением "Мизерере" в Сикстинской капелле. Феликс сочинил собственные каденционные украшения — abbelimenti, которые до него то и дело менялись по произволу певцов и хормейстеров. Зато после издания им созданной версии его каденции стали общепринятыми, каноническими, и сегодня "Мизерере" исполняется в том же виде, что и 170 лет назад, во времена Мендельсона и Франца Листа, внесшего свою лепту в аранжировку окончательного варианта. Высокие ноты были переписаны для женских голосов — колоратурных сопрано, а также для хора мальчиков. А солистам, по их партитуре, было положено длительно выдерживать высочайшую ноту — верхнее до.
На YouTube можно найти немало великолепных записей этой божественной музыки.

!!!!image03 (770x280, 45Kb)


Вы удивитесь, если я скажу что вы десятки раз слышали этот библейский псалом, являющийся молитвой с просьбой к Богу о милосердии и прощении, носящий название "MISERERE"!
Он стал известен многим, даже не отличающимся набожностью и знанием Священного Писания, людям благодаря знаменитым певцам современности.
И это хит... Но как это возможно, чтобы молитва стала хитом?

В конце ХХ века к этому произведению неожиданно пришла популярность. Произошло это в связи с тем, что известной итальянской рок-звезде Zucchero в 1992 году пришла мысль спеть этот церковный псалом вместе с известным на весь мир гениальным и великим тенором — Лучано Паваротти. Zucchero необходимо было отыскать тенора, чтобы вместе с ним заняться подготовкой демо-записи "MISERERE".

Поиски длились долго, и рок-звезда уже было отчаялся найти талантливого тенора, но неожиданно к нему, чтобы пройти прослушивание, явился парень, поющий в итальянских ресторанах. Этот молодой исполнитель был слеп, но обладал восхитительным голосом. Стоило ему запеть, как Дзуккеро понял, что никто другой не сумеет справиться с этим музыкальным произведением столь совершенно и вдохновенно, как этот слепой певец. Других исполнителей "MISERERE" он больше не искал.
Прослушав демо-запись, великий Паваротти был потрясен. Он удивлялся тому, что никогда прежде не слышал о молодом певце, исполняющем "MISERERE" столь мощно и ошеломляюще.
Неизвестного слепого певца звали Андреа Бочелли (Andrea Bocelli). Именно этому музыкальному произведению он обязан тем, что к нему пришла слава и сегодня он известен как великий итальянский тенор.




Miserere - Pavarotti, Bocelli and Zucchero

Оказавшись на эстраде, "MISERERE" завоевал популярность, став известнейшим произведением жанра "classical crossover".
Сегодня многие певцы появляются на сцене с хитом — этим бессмертным музыкальным произведением. Спетые талантливейшими исполнителями современности слова "Помилуй меня, Господи" и сегодня берут за душу меломанов всего мира.






Помилуй, помилуй, помилуй,
Господи, помилуй меня, презренного!
И все же, я пью за жизнь!

Но какая же тайна, эта моя жизнь,
Какая тайна!
Я грешник
Среди тысяч других,
Я лжец.
Но где же я и что я делаю?
Как живу?
Я живу в душе мира,
В самой ее глубине

Помилуй, помилуй, помилуй,
Господи, помилуй меня, презренного!
И все же я пью за жизнь!

Если ночь
Так темна,
Чтобы спрятать меня, спрятать меня,
Если есть свет, есть надежда,
Ослепительное солнце, которое сверкает
Во мне

Помилуй, помилуй, помилуй,
Господи, помилуй меня, презренного!
Дай же мне радость жизни,
Которой

Еще нет...




https://www.chayka.org/node/6237
https://www.amalgama-lab.com/songs/a/andrea_bocelli/miserere.html
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/98076/
https://tisamsebegid.ru/rim/sikstinskaya-kapella

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments