Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Иностранцы в России - Иоганн Гесслер

Автор - officersha. Это цитата этого сообщения
Иностранцы в России - Иоганн Гесслер

"О, Гесслер, где ты взял волшебное искусство?"

Johann_Wilhelm_Hässler_(1747–1822) (553x700, 413Kb)

Иоганн Вильгельм Гесслер (немецкое имя - Johann Wilhelm Häβler) -  

немецкий композитор, пианист, чембалист, органист и педагог.

Уникальным в истории музыки стал цикл Гесслера 360 прелюдий во всех тональностях ор. 47. Примечательно и широкое использование Гесслером жанра вальса, распространившегося в музыке XIX века. Им сочинено два сборника по «24 этюда в форме вальса», ор. 29 и ор.

 Два года, проведенные Гесслером в Петербурге, ознаменовались участием его в ряде концертов, выступлений на вечерах Музыкального Общества и композиторской деятельностью, принявшей теперь иное направление:
Гесслер стал сочинять "русские песни", написал кантату на день бракосочетания 
великого князя Александра Павловича (1794 г.) и др. 
 


Родился в Эрфурте. Иоганн Вильгельм Гесслер был учеником своего дяди по материнской линии И.К.Киттеля. В 1761 году начал работать органистом в церкви Барфюсеркирхе (немецкое название - Barfüßerkirche) в Эрфурте. Первую известность принесли гастроли по городам Германии: он побывал в Дрездене, Веймаре, Касселе, Геттингене, Лейпциге, Гамбурге. В 1781 году Гесслер возвращается после концертного турне в Эрфурт, где организует исполнения ораторий Г.Ф.Генделя и некоторых духовных произведений И.С.Баха.
 
В 1788 году Гесслер встречается с В.А.Моцартом. О соревновании В.А.Моцарта и И.В.Гесслера сохранился ряд свидетельств.
Газета «Московские ведомости» сообщает:
«На следующий день после обеда у русского посла — князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского — В.А.Моцарт победил в соревновании на органе эрфуртского органиста И.В.Гесслера».
 
Описание этой встречи также содержится в письме В.А.Моцарта к Констанции Вебер:
«…После обеда условились отправиться к органу. В 4 часа мы поехали туда; Науман тоже был там. Теперь тебе следует знать, что там находился некий Гесслер, органист из Эрфурта. Он ученик одного из учеников И.С.Баха. Его forte (сила) — орган и клавир (клавикорд). Люди думают, что так как я приехал из Вены, то мне совершенно неизвестно, как играть в этом вкусе и этой манере. Итак, я сел за орган и заиграл. Князь Лихновский (который был хорошо знаком с Гесслером), с большим трудом уговорил его также играть. Forte этого Гесслера на органе состоит в ногах, что однако вовсе не такое уж большое искусство, ибо педали здесь идут поступенно. В остальном, он выучил наизусть у старого И. С. Баха только гармонию и модуляцию, а порядочно изложить фугу не в состоянии. А игра его вовсе не солидная, следовательно, он совсем не Альбрехтсбергер. После этого мы решили ещё раз пойти к русскому послу с тем, чтобы Гесслер услышал меня на фортепиано; Гесслер тоже играл. Я нахожу, что на фортепиано сейчас столь же сильна госпожа Ауэрнхаммер: можешь себе представить теперь, что чаша весов изрядно поколебалась. <…> …Гесслер от радости прыгал и трезвонил и всё хотел целовать меня, потом я угостил его в трактире. Прочие же на приглашение моё отказались, о чём весёлый Гесслер сказал только: Tausend sapperment! (тысяча проклятий!)».
 
В 1791-1792 годах Гесслер возобновляет концертные поездки. 3 марта 1791 года он приезжает в Лондон, где выступает с концертами под управлением Й.Гайдна; там происходит творческое сближение композиторов. В Лондоне у Гесслера возникает мысль о переезде в Россию. В сентябре 1792 года он приезжает в Ригу, где исполняет кантату «Катерина, мать своих народов» (немецкое название - Catarina, die Mutter ihres Volkers), либретто которой хранится в Российской национальной библиотеке.
Этим сочинением Гесслер проложил путь к Санкт-Петербургскому двору, и в октябре 1792 года он приезжает в Санкт-Петербург.
 
20 октября 1792 года состоялся дебют на русской сцене. Гесслер получает должность органиста при дворе Великого князя Александра Павловича. В Санкт-Петербурге в 1793 году композитор сочинил и издал «Русскую народную песню с 12 „переменами“ (вариациями) для клавесина или пиано-форте».
 
Пьеса была переиздана в 1795 году уже с «14 переменами». Она вошла в сборник И.Д.Герстенберга «Suite des airs russes, variés pour le clavecin ou pianoforte par divers auteurs». В этом же сборнике Гесслер опубликовал вариации на тему русской песни «Земляничка» своего ученика И.Нерлиха.
 
В 1795 году композитор приезжает с концертами в Москву.
 
2 марта 1795 года состоялся первый самостоятельный концерт Гесслера в Москве. Концерт освещали «Московские ведомости», в которых опубликовали «афишу» следующего содержания: «В пятницу второго марта, господин Гесслер будут иметь честь играть здесь впервые, а вероятно и в последний раз на своем любимом инструменте органах, и при том на весьма прекрасных, лишь только господином Менхом отделенных, с двумя клависинами и педалом, в зале господина Салтыкова, на Никитской… Опыт педального концерта, причем господин Гесслер все пассажи, а особливо соло играет ногами…»
 
Поэт И.И.Дмитриев посвятил Гесслеру стихотворение «На игру господина Гесслера, славного органиста»:
«О Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?
Ты смертному даешь какое хочешь чувство!
Иль гений над тобой невидимо парит
И с каждою струной твоею говорит…»
Johann_Wilhelm_Häßler (690x700, 365Kb)
 
Свидетельство про концерт 23 декабря 1821 года. В колонке объявлений газеты «Московские ведомости» было написано: «В последний раз по глубокой старости свой даст большой вокальный и инструментальный концерт (…) из его сочинений и пьес, в зале Благородного собрания. В первом отделении — ранние сочинения: фортепианный концерт, большая фортепианная симфония, хор из „Торжества весны“, во втором — Большой фортепианный концерт. Гесслер, имевший счастье всегда пользоваться особым вниманием и уважением к своим талантам от просвещенной московской публики, ласкает и ныне себя надеждой, что и сей последний раз дав им концерт, удостоится посещения и внимания от почтенных любителей музыки». Под впечатлением от концерта составитель историко-биографического музыкального лексикона Э.Гербер писал о Гесслере: «Его искусство исполнять не только свои, но и чужие произведения, без всякой подготовки, даже с листа — изумительно. Ещё увлекательнее фантазирование на фортепиано и, в особенности, на органе, где он открывает полный простор пылу воображения…»
 
 
Наиболее значительной была роль Гесслера в ознакомлении русских музыкантов и просто любителей музыки с достижениями западноевропейского искусства. В Москве Гесслер продолжил педагогическую деятельность, обучая игре на клавире, генерал-басу. Он пишет пьесы инструктивного характера, в том числе «Дидактические методы» (большинство дидактических сочинений Гесслера не сохранилось). Уникальным в истории музыки является цикл Гесслера «360 прелюдий во всех тональностях» ор. 47. Примечательно и широкое использование Гесслером жанра вальса, распространившегося в музыке XIX века. Им сочинено два сборника по «24 этюда в форме вальса», ор. 29 и ор. 49; также в педагогических целях были написаны рондо, жиги, легкие сонаты, камерные ансамбли. Из списка произведений, составленному по оглавлению сборников, хранящихся в Отделе редкостей Московской Консерватории и словаря Grove видно, что композитор отдает предпочтение произведениям крупной форме: вариациям, концертам, сонатам (всего 40 для клавира соло, а в сопровождении скрипки и виолончели — 12).
 
И.В.Гесслер, помимо концертной и педагогической деятельности, занимался частной нотно-издательской практикой. B 1812 году Гесслер затеял грандиозное по тем временам предприятие: на собственные средства он издал все свои фортепианные опусы, а именно ор. 1 — ор. 49. «Многие любители музыки изъявили желание иметь полное собрание моих сочинений для фортепиано, как с аккомпанированием, так и без оного», — указал Гесслер в рекламном объявлении о продаже своих пьес.
 
Умер Гесслер в Москве 29 марта 1822 года. В отделе редкостей Московской консерватории хранятся изданные Гесслером собственные сочинения. В нотах имеются динамические и артикуляционные пометки, сделанные карандашом. Рукописный архив Гесслера после его смерти был увезён сыном композитора в Германию, следы его не обнаружены.
 
Однако находки в области творчества Гесслера продолжаются: так, концерт для клавира с оркестром Op. 50 был обнаружен Павлом Сербиным и впервые опубликован в 2013 году, тогда же состоялись и его первые за 200 лет исполнения.
 



 
 
Список произведений Гесслера: Фантазия и соната, ор. 1; Каприз и соната, ор. 2; Фантазия и соната, ор. 3; Фантазия и соната, ор. 4; Каприз и соната, ор. 5; Прелюдия и соната, ор. 6; Прелюдия с 30 вариациями, ор. 7; Три партиты, ор. 8; Русский шансон, ор. 9; Прелюдия и ариетта, ор. 10; Три прелюдии и три ариетты, ор. 11; Большая соната для 3-х рук, ор. 12; 3 AS, ор. 13; 3 AS, ор. 14; Три патетических сонаты, ор. 16; Фантазия и соната, ор. 17; Преамбула и дивертисмент, ор. 18; «Фантазия и русская песня для клавесина лил фортепиано» на тему «При долинушке стояла» ор. 19; Сонатина для 2-х фортепиано, ор. 20; «Каприччио и вариации на русскую песню для клавесина или фортепиано» на тему русской народной песни «Стонет сизый голубочек» ор. 22; 2 AS, ор. 23; Большая соната, ор. 26; Пять характеристических пьес, ор. 27; Пять характеристических пьес в четыре руки, ор. 28; 24 этюда в форме вальса, ор. 29; Прелюдия и шансон в стиле алеманды, ор. 30; Большая жига, ор. 31; Три сонаты ор.. 32; Две большие сонаты, ор. 33; Каприччио, дивертисмент, романс, ор. 34; Две сонаты, ор. 35; Фантазия и соната в 4 руки, ор. 36; Три партиты, ор. 37; Произведения ор. 38 — 46 не сохранились или утеряны; 360 прелюдии во всех тональностях, ор. 47; 3 AS, ор. 48; 24 этюда в форме вальса, ор. 49. Литература: Аберт Г. В.А.Моцарт. — Москва, 1985; Дмитриев И.И. Мои безделки. 1 книга стихов. — Москва, 1970; Жихарев С.П. Записки современника, том 1. — Ленинград, 1989; Иванов Г.К. Нотоиздательское дело в России. — Москва, 1970; Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. — Москва, 1965; Левашева О.Е. История русской музыки. Том 3 XVIII век. Часть 2; Ливанова Т. Музыкальная библиография Русской периодической печати;. Ломтев Д.Г. Немецкие музыканты в России. — Москва, 1999; Московские ведомости. 1821, 17 декабря; Моцарт В.А. Письма. — Москва, 1999; Музалевский В. Русское фортепианное искусство. — Ленинград,1961; Музыкальная энциклопедия том 1; Музыкальная эстетика западной Европы XVII—XVIII веков; Порфирьева А.Л. И.В.Гесслер // Сборник Музыкальный Петербург. Ленинград; Протопопов В.В. Очерки из истории инструментальных форм XVI-начала XIX века. — Москва, 1979; Розанов И.В. Из истории клавишных инструментов // От клавира к фортепиано. — Санкт-Петербарг, 2001; Ройзман Л. Вопросы органного исполнительского искусства в России // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Выпуск 3. — Москва, 1962; Сенилов В. Забытый деятель И.В.Гесслер // К истории русской музыки // РМГ. 1901, 29\30; Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Том 2. — Москва-Ленинград, 1929; Черты сонатного образования. Сборник трудов ГМПИ имени Гнесиных. Выпуск 36. — Москва, 1978; Юргенсон Б.П. Очерк истории нотопечатания. — Москва, 1928; Kahl W. Selbstbiograhien deutscher Musier des XVIII jahrhunderts. — Kőln, 1948; Schiller F., Kőrner Musikalische Real-Zeitung. Speyer, 13.aug. 1788; Strobel H. J. W. Hässler. — Műnch, 1922; Wielzmann L. Geschichte des Clavierspiels und der Clavierliterature. Stuttgart, 1879; Allgemeine Musikalische Zeitung. Leipzig, 1798—1882; Келдыш Ю.В. Геслер И.В. // Музыкальная энциклопедия / под редакцией Ю.В.Келдыша. — Москва: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Том 1.
 
 
 
 
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments