Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Голоножие в искусстве

Автор - officersha. Это цитата этого сообщения
Голоножие в искусстве

"История" на выставке петербуржских художников

Весной 1903 года Санкт-Петербург и всю прогрессивную общественность Российской Империи сотрясал скандал...

 Невыдуманные  истории  100-летней  давности!
Этот  интересный  материал  нашла  на  сайте -    http://starosti.ru/
 
Ноги Льва Толстого
06 марта (21 февраля) 1903 года
 
 
 
Голоножие в искусстве
 
И.Репин. Портрет Л.Н.Толстого
И.Е.Репин «Портрет Льва Толстого» 1901 год.
 
 
Года два назад И.Е.Репин выставил у передвижников портрет Л.Н.Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. 
Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину: "Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны..." 
 
Если действительно Толстой обратился с такими словами к Репину, то несомненно, что он не совсем был доволен изображением себя на картине без сапог.
Portrait of Lev Tolstoy (1828-1910) 1901 (oil on canvas) by Repin, Ilya Efimovich (1844-1930) 207x73 cm 
 
 
История  с босыми ногами имела бурное продолжение.
 
В марте 1903 художник Наргиз Бунин выставил в Санкт-петербургском Пассаже полотно под названием «Рыбная ловля». На нем был изображен граф с бреднем в руках...
Автор картины, Н.И.Бунин, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен. 
Неправда ли, как это оригинально? 
 
Но это еще не все... 
 
Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И.Е.Репина! 
Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого? 
Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны...
 
Н.И. Бунин "Рыбная ловля", 1903г.
 
Писатель А.Куприн почему-то считал, что по бокам от Л.Толстого расположены  А.Чехов и В.Короленко. Более того, объяснял смысл картины клеветнической попыткой представить цвет нации «ловцами душ человеческих». 
 
"На выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже обращает большое внимание картина Н.Н.Бунина "Рыбная ловля", где изображены в одних рубахах гр. Л.Толстой и художник Репин, ловящими рыбу бреднем."
 
Н.Бунин. Рыбная ловля.
 
14 (01) марта 1903 года
 
"Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.
На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина. 
Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет."
 
Лев Львович Толстой
 
В обществе разгорелся нешуточный скандал. Почитатели Л.Толстого были возмущены чересчур натуралистическим изображением своего кумира. По их мнению, кощунством было изображать графа в одной рубахе и без порток. Наиболее радикальные критики обвинили художника в злонамеренном поклепе на философские  основы толстовства. Они утверждали, что граф не мог  заниматься рыбной ловлей в принципе,  поскольку был убежденным вегетарианцем и не употреблял в пищу никакой убоины. Впрочем, по воспоминаниям поэта Афанасия Фета, это не соответствовало истине. Во время одного из посещений Ясной Поляны он застал дома одну лишь дряхлую старуху, которая на вопрос, где хозяева, с трудом прошамкала, что господа-де рыбу ловят. И, действительно, пройдя к озеру, А.Фет увидал Льва Николаевича стоящим с сетью по колено в воде.
 
Апофеозом гражданских протестов  явился поступок бывшего киевского мещанина, ныне известного журналиста Семена Любошица.
 
16 (03) марта 1903 года
 
"История " на выставке петербургских художников
В воскресенье, 2 марта, около пяти часов вечера на выставке общества петербургских художников произошел скандал, причиной которого влилась злополучная картина Бунина "Рыбная ловля". 
Один из присутствовавших, оказавшийся московским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово "мерзость". 
Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул: 
"Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!" 
Послали за полицией. ... 
Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек.
 
После этого инцидента приток посетителей выставки увеличился в разы. Опасаясь дальнейшего развития скандала, администрация вынуждена была убрать картину из экспозиции.
 
 
Маленькие письма
Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине "мерзость". Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей - трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине - "мерзость" - очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств. ...
А.Суворин
 
Суворин
 
17 (04) марта 1903 года
 
 
"История " на выставке петербургских художников
...В тот же день "Рыбная ловля" с московской надписью мерзость на ней была снята. [...] 
Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу - в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставки посетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о "Рыбной ловле" посетители начали считаться сотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400.[...] 
Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Бунина и Любошица, - будет повешен у входа аншлаг о снятии "Рыбной ловли".
Художник Бунин, автор картины "Рыбная ловля" беседовал с сотрудником "Новостей" и, между прочим, сказал:
"Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. ... 
По словам Бунина, гражданского иска к Любошицу он не намерен предъявлять, а повезет свою картину в Берлин, где ею очень заинтересовались, и оттуда он получает массу предложений.
 
 
29 (16) марта 1903 года
 
ДНЕВНИКИ
Пятница, 14 марта. 
Несомненно, что мы уже дошли до такого момента, когда люди, как будто утрачивают понимания предела, далее которого прежде считалось нравственно недозволительно идти... Прежде мы жили в известной дисциплине, при которой иное не делалось потому, что запрещали сие закон и полиция, а иное не делалось, потому, что запрещали сие чувство приличия, чувство нравственное; теперь эти два двигателя стали почти бессильны. ... 
Недавно была неделя, когда циничный замысел художника изобразить графа Толстого интересным в пикантном виде, раздетым до рубахи старика, увенчался блестящим успехом и привлекал тысячи людей любоваться этим зрелищем поругания приличия и эстетики. Это была неделя оголенного Толстого, принесшая очень много облагораживающего в облюбовавшие его души...
Князь В.П.Мещерский
 
16 (03) апреля 1903 года
 
ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
- 2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего на картине художника Бунина слово \"мерзость\". Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. Самого Любошица на Суде не было. ... 
Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом.
 
 
Наиболее мудро во всей этой истории повел себя, конечно же, именно граф Лев Николаевич Толстой.
 
07 мая (24 апреля) 1903 года
 
 
В Ясной Поляне
<...> Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
- Видали вы картину Бунина? - спросил я.
- Видал на снимке.
- Ну, что скажите?
- Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...<...>
 
Лев Толстой 1903
 
Лев Толстой, 1903 год
 
***
 
Доподлинно неизвестно, по какой причине великий писатель земли русской  позволял себе публично разуваться. По высоколобой версии, граф делал это с целью опроститься и приблизиться к народу. Хотя, возможно, ему просто нравилось шлепать босыми ногами по земле. Во всяком случае,  он прекрасно понимал границы допустимого и опрощался только у себя в Ясной Поляне. Никогда не появлялся босым на каком-нибудь светском мероприятии, типа салона фрейлины императрицы Анны Шерер. Тем не менее, образ босоногого старца прочно закрепился в сознании всех поклонников его таланта
 
 
 
 
Наркиз Николаевич Бунин (1856-1912) — художник-баталист, запечатлевший боевые эпизоды трех войн, «лучший изобразитель строевой лошади», как его величали современники, и автор «неоднозначной» картины «Рыбная ловля», вызвавшей в начале XX века настоящий скандал.
яяяя (250x396, 9Kb)
 
***
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Серия сообщений "ЛЕВ ТОЛСТОЙ":

Серия сообщений "Художники шутят":

Серия сообщений "Писатели шутят":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments