Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

ТАНГО СОЛОВЬЯ

Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения
ТАНГО СОЛОВЬЯ


У каждого сердца своя мелодия
Каждая мелодия о ком то…



Впервые это танго я услышала в 1977 году, не по радио или с пластинки, а в кинотеатре.
Летом 1977-го состоялась премьера гениального (на мой вкус) и очень настоящего фильма "Подранки" режиссера Николая Губенко. Через весь фильм проходила эта мелодия "соловьиного танго", позже, когда я слышала мелодию этого танго вновь, я вспоминала кадры этого фильма... И это милое танго, как легкие мазки, рисующее картину прошлого не только наших родителей, а и трогает чувства и эмоции собственных воспоминаний...


!!!!!!000АА17d (640x390, 67Kb)



Эту музыку сочинил совершенно забытый композитор 30-х годов Юрий Богословский (не путать с Никитой Богословским). Причём забытый настолько, что о нём, как и о Люкъеси, практически ничего неизвестно, и даже на пластинке с "Танго соловья", выпущенной в 1964-м году фирмой "Мелодия", на этикетке вместо Юрия Богословского указан Н.Богословский.
Историки музыки знают, что практически истинным автором мелодии является известный поэт Виктор Боков, который вспоминал: "Самые-самые первые свои песни я пробовал сочинять, когда учился в Литературном институте. Я тогда работал с композитором Юрием Богословским. Ну и, значит, я писал стихи, а он писал музыку. И эти песни выходили на стеклографе. А когда я влюблялся в какую-нибудь девушку, я сочинял мелодии, только мелодии, а не стихи. Никаких стихов у меня в это время не возникало, а возникала только музыка. И вот один раз идем мы с композитором Юрием Богословским по Москве. И я запел одну такую свою мелодию. Он схватил меня за руку: "Какая прелесть эта мелодия! Кто это? Кто ее написал? Григ?" Я говорю: "Нет, это я!"

!!!!!!000АА22 (700x460, 110Kb)

Исполнение танго очень необычное, использован редкий жанр - художественный свист. Танго записано на пластинку в 1940 г. концертным ансамблем под управлением Ф.Ф. Криша, соло художественного свиста исполнила Таисия Савва. Среди сочинений Юрия Богословского - ряд инструментальных пьес для оркестра Криша (Вальс-чечетка, Ручеек).

Об исполнительнице мелодии в жанре художественного свиста известно немного:
Таисия Савва (настоящее имя — Таисия Александровна Савенко; 1907—1973) — советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, мастер художественного свиста. Участвовала в записи нескольких грампластинок, а также исполнила ряд небольших ролей в нескольких кинофильмах.

!!!!!!000АА28 (240x350, 71Kb) Танго Соловья исп. Таиса Савва, ансамбль п/у Ф.Ф. Криш



Таисия Савенко выросла в музыкальной семье: её мать была пианисткой. Детство будущей артистки прошло в Николаеве, у неё были две сестры и брат. Все четверо поступили в Николаевский музыкальный техникум, где преподавала их мать, двое по классу рояля и двое по классу скрипки. Таисия успешно окончила техникум и должна была стать пианисткой, как и её мать. Однако в 1921 году мать умерла от холеры, и девочке пришлось взять на себя обязанности главной кормилицы семьи.
Таисия была очень спортивной девушкой и работала инструктором по лёгкой атлетике, гребле и плаванию. Времени на обстоятельные занятия музыкой совсем не оставалось, однако тяга к ней не ослабевала. Тогда Таисия заметила, что часто насвистывает различные, порой довольно сложные мелодии, и решила во что бы то ни стало развить в себе эту способность. Для этого ей пришлось овладеть азами как пения, так и игры на духовых инструментах, причём опытным путём она обнаружила, что игра на флейте очень близка по технике к художественному свисту. Однако были и отличия. Таисия добилась звучания, близкого одновременно к звуку флейты и колоратурному сопрано, а также к пению соловья и других певчих птиц.
Постепенно Таисии удалось расширить диапазон до двух с половиной октав, добиться чёткого стаккато, легато, чистоты интервалов. После этого ей стал подвластен огромный репертуар вокальной классики, причём в исполнении она сохраняла все особенности и нюансы произведения, написанного для голоса, обычно — для колоратурного сопрано: самые тонкие переходы, пиано, пианиссимо. (по материалам Википедии)

!!!!!!000АА35а (450x450, 139Kb)

Она исполняла в основном серьезную музыку: "Ноктюрн" Ф. Шопена, "Баркаролу" Ф. Шуберта, фантазию на темы оперы Д. Верди "Риголетто", "Соловей" Алябьева и многие другие произведения. Чистые, насыщенные красивым звуком трели и переливы тонко передавали настроение, неожиданно оттеняя в произведениях иногда то, что недоступно человеческому голосу или музыкальному инструменту. Некоторые вещи актриса исполняла в сопровождении арфы (ария из оперы "Любовный напиток" Е Доницетти) или флейты ("Желтенькая птичка" М. Ипполитова-Иванова).

!!!!!!000АА24 (700x440, 119Kb)

"Художественный свист (Х.С) — разновидность номеров музыкально-эксцентрического жанра. Артист, овладев виртуозной техникой свиста, искусно исполняет музыкальные произведения, в том числе классические. Номера X.С. широко представлены в садово-парковых дивертисментах и концертных программах в дореволюционной России. Так, мастерством X.С. владела известная артистка оперетты, обладавшая великолепным голосом, отличная танцовщица, Валентина Кавецкая. Она вводила X.С. в исполняемые партии, а также выступала с отдельными номерами, аккомпанируя себе на фортепиано. В 20-е гг. среди мастеров этого жанра выделялся Я. Вестман. Он имитировал звучание различных инструментов и исполнял классические музыкальные произведения, особенно удачно — "Соловья" А. Алябьева. В 30-е гг. работали мастера X.С. Н. Хохлов и А. Шур, но наибольшим успехом у публики пользовалась артистка Таисия Александровна Савва (1907–1973).
В 40-е гг. в концертных программах участвовал Ефим Максимович Нейд (1923–1989). Его репертуар составляли классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, "Тарантелла" Д. Россини, "Соловей" Алябьева, попурри из оперетт: "Летучая мышь" и "Цыганский барон" И. Штрауса. Ефим Максимович Нейд (1923–1989). Все советские кинофильмы, где нужно было по ходу фильма свистеть или насвистывать озвучивал Ефим Нейд. Например: к/ф"Высота" "не кочегары мы не плотники" или увертюра к к/ф "Джентльмены удачи".




Ефим Нейд, из кинофильма "Вернись в Сорренто"


35-1 (150x180, 82Kb) Возвращаясь к нашему Танго, хочу сказать, что радует его "возрождение". Спустя почти 80 лет оно приобрело новое звучание, к нему написали стихи "Слышу в тишине ночной рыданье соловья.." , его исполняют лучшие оркестры, его танцуют.




Геннадий Каменный- "Танго соловья" на стихи Николая Тамразова
Фрагмент записи концерта в Центральном Доме журналиста 24 ноября 2016 г.




Светлана Безродная, Вивальди-оркестр и Театр танца Рандеву
Фрагмент из концерта "Осенний Вечер" 6 октября 2012 года

!!!!!!000АА37 (383x301, 47Kb)

Свист — это отзвуки той музыки, которую мы слышим внутри себя, наше внутреннее эхо. Так что если есть настроение и потребность — не стесняйтесь, свистите на здоровье!






http://www.gazeta.lv/story/20478.html.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D...%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0



Серия сообщений "Танго":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments