Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Забайкальская сказка от Агнешки...

Автор - Agnieszka75. Это цитата этого сообщения
Забайкальская сказка от Агнешки...

 

6 лет вы, мои друзья, приходите в агнешкин дневник,

где вам всегда рады.

Где мы только с вами не побывали…

Я имею в виду в  знаковый для лирушной Агнешки день,

24 апреля.

На агнешкино 730-дневие мы летали в космос,  три моих года на ЛиРу мы отмечали, гоняясь по Забайкальскому краю за чудесами. На 4-летие спустились в пещеру Хээтэй. На 5-тилетний юбилей отправились в Чарскую пустыню за подснежниками…

Ну, а на 6-летие дневника куда?

Агнешка обожает чудеса...

особенно ежели они сами начинают сыпаться ей на лохматую голову,

в которой, всем известно... не, не тараканы, те уже давно сдохли,

не выдержав шума

работающего неустанно

генератора бешеных идей...

И сегодня  Агнешка поведет вас,  своих друзей, горными тропками да таежными дорожками  в забайкальскую сказку… в настоящую, с волшебством да шаманским колдовством.  Форма одежды – походная, о ножках позаботьтесь. Забайкалье, хоть и Зазеркалье, но роднит край с Россией что? Дороги, конечно, точнее, их отсутствие. Посему  к сказке  топаем  пешочком. В удобной обувке, а еще лучше  - в обутках, так местный люд называет то, в чем ходит по земле забайкальской.

И с традиционной апрельской фразой…

Не торопитесь, еще не поехали…

6zyr26pk9n0c-2 (700x466, 393Kb)

Знакомьтесь, наш провожатый. Старый шаман Чунари, он  уже несколько дней ведёт свой род Совы по Яблоновому хребту на север в поисках воды и пастбищ для оленей. Проверяя нашу экипировку, хранитель чудес рассказывает, что  его родной край переживает трудные времена. За всю весну  на забайкальскую землю упало лишь несколько капель  дождя. Родники и озёра еще не растаяли. В лесах сухо: упади искра - пойдут гулять пожары.

И уже   идут.

Нам нужно найти святое место  в горных отрогах,  которое в силах помочь Забайкалью. Но  одному туда не дойти, святые духи  бдительно охраняют те места,  И отступают они лишь перед дружной сплоченной командой. 

«Вы готовы помочь Забайкальской земле?» - спрашивает Чунари. 

Уверена, никто из вас, друзья, не скажет «нет».

В конце концов, иного нам с вами и не дано…

Присоединяемся к эвенкам и  гуськом идем за олешками…

Это и называется в забайкальской сказке:

ПОЕХАЛИ...

Сожалея, чому ж я не...орлик...чому ж не лiтаю...  Чому мени, Боже, ти крила не дав...

орелнебо (700x525, 304Kb)

Миновали голец Чингикан

(самая высокая точка Читинского района, 1644 м),

подошли к хребту Читарги, утопающему в берёзовом лесу. 

(Чита – береста, арги – лес, хребет, покрытый березовым лесом)

Здесь нас встретили охотники, ходившие к вершинам речек узнать, есть ли в них вода.  «Совсем высохли реки, - доложил старый охотник Даяку. – В руслах одни камни лежат, горячие, как в костре нагретые. Нет дальше пути».

олени (700x475, 439Kb)

Под белым лесом эвенки поставили чумы, разложили костры, пустили оленей пастись. Пригласили и нас в чумы. Блаженство отдыха охватило нас…

image (336x414, 111Kb)

Недалеко от стойбища за широкой поляной на каменной глыбе, похожей на спящего медведя,

стояло дерево в два обхвата толщиной.

329911_original (700x482, 532Kb)

   Поднявшись над лесом, оно пустило несколько вершин, образовав чашу. Ранней весной, когда пригревало солнце, в чаше расцветал голубой  цветок - подснежник.

135185346_DSC00301 (700x525, 311Kb)

Это было гнездо  Доброго Духа Читарги, здесь он родился и обитает. Все кочевники почитали это священное дерево.  Пришла ночь, душная, тяжёлая. Взошла луна. Эвенки развели Костёр Надежды, зарезали оленя, его шкуру повесили на ветки священного дерева, у корней положили самые вкусные куски мяса.

Старик Чунари оделся в шаманскую одежду и подошёл к костру,

затем вздрогнул всем телом,

и в ночную глушь просыпались печальные звуки бубна.

Шаман просил Добрых Духов и небожителей,

чтобы они не помнили зла на людей,

прислали тучи и полили горы дождём.

Иначе всё живое на забайкальской земле погибнет.

шаман (700x532, 427Kb)

 Всю ночь не смолкали звуки бубна.  Наступил рассвет. Шаман Чунари из усталых рук выпустил бубен и опустился на землю у костра. Из-за гор  показалось  солнце,  серебряным  крылом  упали  на  землю  лучи. В это время из-под каменной глыбы, на которой стояло священное дерево, забил родник.

Буйно вскипела голубая вода и пролилась с горы ручейком.

водопад на реке Сыне (700x525, 479Kb)

Мы, изумленные, не верили своим глазам…

«Читинка! Читинка!» - раздались радостные голоса кочевников. Шаман Чунари  отстегнул от своего халата сову - хранительницу рода и отпустил в родник. Все последовали его примеру. Чтобы не замутить родник, осторожно набрали в посудины воды.

И с радостным смехом стали  плескаться, обливать друг друга холодной родниковой водой.

читинка2 (568x320, 83Kb)

А Читинка сбежала в распадок и стала резвиться у подножия гольца Чингикана. К ней  слетелись птицы, и лес наполнился их весёлым пением.Через пару десятков километров, породнившись с ещё несколькими подобными ручейками, Читинка стала небольшой речкой с плёсами, озерками, старицами, небольшими заливными лугами.

забайкалье (700x525, 441Kb)

Тем временем к стойбищу подошёл изможденный, усталый человек.  Он выпил чашку воды, взбодрился и заговорил: «Наш род стоит у озера Кенон. Там люди изнывают от жары. Скот разный подыхает. Гибель приходит нашему роду. Мы узнали, что здесь в горах родилась речка Читинка. Люди послали меня к тебе, великий Чунари, помоги нам».

«Мы хорошо знаем ваш род, – ответил Чунари. –Иди за Читинкой. Она напоит водой людей и скот ваш разный».

река средний саккукан (700x525, 338Kb)

Шаман Чунари взмахнул рукой: Читинка, точно лёгкая лань, резвясь и играя, помчалась на юго-запад. Подхватив с собой и нашу дружную компанию. И откуда у нас только силы взялись? 

Из горной чистой целебной воды Читинки.

чит3 (568x427, 171Kb)

И вот перед юной красавицей  - и перед нами - расступились таёжные дебри, раскинулась широкая солнечная долина. Такой красоты мы ещё не видывали. Читинка, озорно глянув на нас, побежала вдаль возле хребта, пока  у высохшего озера, посреди открытой долины, не увидела "стойбище".

3-1115 (529x426, 239Kb)

Изнуренные жарой люди ходили, как тени. Читинка напоила их ключевой водой, наполнила озеро. Ожило "стойбище". Мужчины наловили рыбы, женщины разожгли костёр. Читинку, как самую дорогую гостью, угощали белой молочной пищей, в её честь девушки пели песни, а парни устраивали стрельбы из лука.

И мы там были… с устатку ели, пили да байки слушали.

То ли было, то ль пригрезилось…

Снова предстал перед Читинкой шаман Чунари.

И  поведал, что с гор спустилась дочь гольца Сохондо Ингода. Она тоже спешит на помощь людям.

ингода (700x525, 355Kb)

 И отправил шаман Читинку на восход солнца… до небольшого серого утеса, где девицы –красавицы речные должны встретиться и бежать дальше вместе по земле забайкальской.

 А нас поблагодарил  кудесник за помощь. И спросил, готовы ли мы еще помочь Забайкальскому краю. Если да, то он берет нас с собой на неведомый нам тайлаган. Если устали от беготни с шебутной Читинкой, то он ударит в бубен один раз, и мы окажемся каждый у себя дома.

Разумеется, Чунари услышал наше дружное -

ДА!

И  трижды ударил в свой волшебный бубен!.

hs55aqd6ugch-15 (700x466, 399Kb)

И мы увидели перед собой...
32bbdb5d6c03ec7532adae3e151be89e (700x437, 229Kb)

e23c7546130af1354bc2885b4be81394 (700x465, 492Kb)

 На склоне Титовской сопки, возвышающейся над Читой, обряд тайлаган,

посвященный богине-покровительнице города  Чита –

Айралжан Хатан эжи. 

 

Чунари поведал нам, что...

этот традиционный  обряд условно делится на три части – подготовку к жертвоприношению, подношение даров богине Айралжан  и призывание счастья и удачи. Действо, камлание, продолжается около четырех часов. Перед его началом шаманы и верующие раскладывают  перед собой ритуальную еду – молоко, водку, чай и сладости. Впав в транс, они вызывают дух богини и просят у нее благословения для читинцев.

d4dbb8.8qhezt.89eu.rs.ii (700x466, 465Kb)

Часть освященной пищи люди оставляют на склоне в дар «хозяйке» горы. Остальное они должны съесть в течение трех дней и тем самым, по их мнению, привлечь к себе удачу. Призывая богиню и преподнося ей дары, шаманы бьют в бубны, ходят кругами и молитвенно обращаются к богине.

4614334 (700x472, 449Kb)

Главным даром для духа являются священные веточки березы,

украшенные лентами белого, голубого и красного цветов.

деревцедва (700x466, 322Kb)

По преданию, богиня, обитающая на Титовской сопке, в XVII веке жила в окрестностях Читы. В те времена эти земли поразил мор – гибли люди и скот. Жители обратились за помощью к местной шаманке. Она пришла на гору и молилась здесь три дня и три ночи. Боги остановили мор взамен на ее душу – шаманка умерла. Но перед смертью она повелела похоронить себя у подножья горы. С тех пор хозяйка Титовской сопки почитается у бурят, как очень сильный дух.

- Мы попросили у хозяйки местности благополучия для всех жителей Читы, здоровья, хорошей погоды, чтобы скот размножался, питался хорошо, чтобы духовная сила у людей была, - объяснил верховный шаман религиозной организации «Хаан-Тэнгри» Баир Цырендоржиев.

4614337 (700x465, 442Kb)

Они просят духов-хранителей о благополучии, счастье и благосостоянии всех живущих на забайкальской земле.  В камланиях обычно принимают участие до 25 шаманов из Забайкалья и Бурятии и более 150 верующих и горожан.

bad2d0be18523401b99dd976d5082394 (700x465, 423Kb)

Мы простились с нашим добрым другом Чунари, пожелав  этому дивному краю 

БЛАГОПОЛУЧИЯ...

 И  Чунари  ударом своего магического бубна отправил нас по домам...

Оставив Агнешку дежурной по забайкальским чудесам...

 

А кудесить здесь природа умеет...

 

  На такой земле, среди сказок и легенд - наяву - живут забайкальцы...

Но не часто у нас сказка становится былью.

И, скажите, как не поверить в магию таких шаманских действ...

когда всего за  два дня, 19-20 апреля 2019 года,

на юго-востоке степного Забайкалья

при налетевшем урагане силой до 40 м/сек

дотла сгорели 

 

 190 жилых помещений,

35 надворных построек и 12 животноводческих стоянок.

 

400 семей полностью лишились крова,

число пострадавших достигло 645 человек.

Погибли в огне около 6 тысяч домашних животных.

Пострадали 34 человека, с сильными термическими ожогами.

Пожары ударили по 17 городам и поселкам края,

два села полностью уничтожены....

 

Потери настолько серьезны, что на государственном уровне 

принято решение об объявлении режима ЧС,

который  сохраняется и сейчас.

Ветер не унимается...

 

Забайкалье в очередной раз выстояло,

пережив два дня поистине фронтовых сводок...

 

Пожелайте нам... чего хотите...

А лучше - дождя и снега.

Это для нас сейчас поистине сказочное богатство...


 

 

 

                                                                             

                                                                                        

agneshka (240x101, 45Kb)

 

 

Агнешкины "живые" фотографии отмечены.

Остальные  из интернета, но все - забайкальские.

"ЧУМовое"  - настоящее, подписывать его ЛиРу не захотело.

Не признало, очевидно, Агнешку в чуме...

 

 

источник

источник

 

Карта края, чтоб понятно было, где какая речка течет. Я в городе сама их путаю... Читу все видите. Снизу, от Сохондо, к ней течет Ингода, она написана, неразборчиво, но понять можно. А сверху к Чите тонкой змейкой - Читинка, то бишь полным имечком, Чита. В Чите же и встречаются и далее текут уже Ингодой...до Шилки, а она в Амур...

Забайкальский_край (656x700, 529Kb)

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments