Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Антонис Ван Дейк. Мужские портреты (Часть 3)


Антонис Ван Дейк. Женские портреты (часть 1)

Антонис Ван Дейк ученик Рубенса (часть 2)

В 1613-м году 14-летний вундеркинд Антонис, сын фламандского торговца шёлком Франса Ван Дейка, написал маслом на дереве небольшой автопортрет. Он сейчас в Вене, в Академии изобразительных искусств — и это потрясающая вещь! Дело не только в зрелой технике, в той превосходной степени мастерства, которая не всегда даётся и вдвое старшим художникам — чего стоит один только воротничок, лихо и точно проложенный единственным мазком белил и буквально вспарывающий темноту. Гораздо сильнее впечатляет выражение лица подростка — в нём виден ум, самоуверенность и… вызов. Это лицо человека, который уже в 14 лет знает: ему дано от природы слишком много — и он ещё всем покажет!

294579.jpg
Антонис ван Дейк Автопортрет


В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.
приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.
IMG_3940.jpg
Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством.

422109.jpg
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо
Когда-то в юности, учась в университете Падуи, он посещал частные занятия у одного из лучших умов своего времени – математика, физика, астронома и философа Галилео Галилея.
В 1628 году (через несколько лет после написания этого портрета Ван Дейка) кардинал Гвидо Бентивольо возглавит римскую Инквизицию. А в 1633 году она будет судить Галилея.
И второй подписью на приговоре Галилею будет подпись его сделавшего блестящую карьеру ученика – Гвидо Бентивольо.


«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» считается вершиной итальянского периода (1621 – 1627) Антониса Ван Дейка.
Сохраняя внешнюю парадность, в портрете показана человеческая исключительность. Лицо Гвидо Бентивольо отмечено печатью незаурядности, по-настоящему одухотворенно. Ван Дейк изображает интеллектуала и стратега.
Принято считать, что Ван Дейк идеализирует своих моделей, возвышает их. Но вместе с тем в лучших своих картинах он остаётся правдив. И, вглядываясь в лицо Бентивольо, мы можем разглядеть в нём то, чего, возможно, не подразумевал Ван Дейк: определённую толику лукавства, профессиональный цинизм высокопоставленного католического функционера.


Когда в 1620 году английский граф и коллекционер Томас Хауэрд позвал Ван Дейка в Лондон, художник успел поработать для герцога Бекингема, король Яков I назначил ему жалованье в 100 фунтов, но оставаться в Британии Ван Дейк всё же раздумал.

422091.jpg
Тройной портрет Карла I, короля Англии


Второй английский период Ван Дейка станет наиболее насыщенным и плодотворным в его биографии.
Английский король Карл I, фанатично влюблённый в искусство, буквально заболевает идеей, что его личным портретистом должен стать не кто иной, как фламандский живописец Антонис Ван Дейк, «портретист уровня Тициана».
В Англии Ван Дейка ожидает близость ко двору и невероятные почести: особняк Лондоне, 200 фунтов в год, поместье в Блэкфайерсе, наконец, вожделенное дворянство — титул баронета...
И более 400 превосходных полотен.

Ван Дейк пишет по портрету в неделю в своей особой, несравненной манере. Он умеет показать своих героев изящными и глубокими, героическими и возвышенными. Он делает их лучше и приподнимает над грешной землёй. И все это — с необыкновенной виртуозностью. Знатоки уже почти четыре столетия соревнуются в эпитетах: утонченная элегантность Ван Дейка, лирический мазок Ван Дейка, его танцующая кисть… Кто-то простодушно примет метод Ван Дейка за лесть. Нет! Это явление называется по-другому: аристократический портрет. И равных в этом жанре Ван Дейку не будет не только в его времена, но и в последующие.

423060.jpg
Портрет Карла I на охоте

422169.jpg
Конный портрет Карла I

422175.jpg
Карл I и сеньор де Сент-Антуан

В каком-то смысле Карл I и Ван Дейк нашли друг друга. Два невысоких болезненных человека с непоколебимой уверенностью в собственной избранности.
Только Карл видел свою божественную миссию в утверждении абсолютизма и объединении Британии под знаменем единой религии, а вот в чем видел Ван Дейк — свою? Не в необузданной же роскоши (кареты, драгоценности, слуги, приёмы, сам король приплывает на лодке, чтобы поприсутствовать при работе любимого художника)?

294712.jpg
Антонис ван Дейк Автопортрет

Автопортретов Ван Дейк оставил больше, чем кто-либо из его современников. Тут с ним не мог тягаться даже Рубенс. Пожалуй, только Рембрандт так же часто фиксировал собственный облик, как и Ван Дейк. Но искусствоведы скептически говорят, что мотивом Ребрандта было «Познай самого себя», тогда как в творчестве Ван Дейка — «Прославь самого себя»; первый писал автопортреты ради самоанализа, а второй — из тщеславия.

Ван Дейк на портретах предстаёт человеком с тонким и нервным лицом, с тщательно завитыми рыжими волосами и ухоженной эспаньолкой, с красивыми длинными пальцами и вызовом в глазах, в роскошной одежде и изысканно-небрежных позах. И, несмотря на кажущуюся рисовку, Ван Дейк не лжёт: он был именно таким.

421134.jpg
Эндимион Портер и Антонис ван Дейк

Но Ван Дейк двоится, он полон противоречий. Замкнутый и «себе на уме», но обожающий шумные праздники и роскошь напоказ. Учтивый на грани развязности. С взрывным характером и затаённой меланхолией. Ван Дейк набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», а после из тщеславия женился на королевской фрейлине.

Образ жизни Ван Дейка, как свидетельствовали его современники, более подходил наследному принцу, чем художнику. Это не располагало к аскетизму.
В 1640-м умрёт Рубенс, а Ван Дейк получит депешу от испанского короля. Он почти не сомневался, что ему предложат место при дворе — английскому двору было далеко до блеска испанского.
Но Филипп IV просит его прежде закончить картины, не завершённые Рубенсом. «Даже из могилы он сумел унизить меня!» — скажет с досадой Ван Дейк. Жить ему оставалось совсем недолго: спустя год после смерти Рубенса 42-летний Ван Дейк умрёт от загадочной болезни и будет похоронен в один день с крестинами своей новорожденной дочери Иустинианы.

Король Карл I пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.

421469.jpg
Парис

193708.jpg
Лорд Джон Стюарт и его брат, лорд Бернард Стюарт
Лорд Джон Стюарт и лорд Бернард Стюарт – художественно выраженная квинтэссенция аристократического высокомерия. Удлиненные фигуры, роскошные одежды, замысловатые прически – само воплощение уверенности в себе и в незыблемости своих привилегий. Триумф братьев Стюартов был недолог, оба погибли во время английской революции.

Многих из позировавших Ван Дейку вельмож ожидала подобная судьба

422974.jpg
Уильям Филдинг, 1-й граф Денби

422243.jpg
Портрет Генри Денверса, графа Денби, в костюме кавалера ордена Подвязки

422917.jpg
Портрет сэра Томаса Уортона, кавалера ордена Бани

217520.jpg
Портрет маркиза Антонио Джулио Бриньоле-Сале

423651.jpg
Портрет члена семьи Бальби

422102.jpg
Портрет рыцаря с красной повязкой

122165.jpg
Портрет молодого генерала

422224.jpg
Джеймс Стюарт, 1-й герцог Ричмондский и 4-й герцог Ленноксский, в образе Париса

425791.jpg
Портрет скульптора Франсуа Дюкенуа

193713.jpg
Портрет Франсуа Ланглуа

421475.jpg
Портрет Квентина Симонса

422897.jpg
Портрет Уильяма Лода, архиепископа Кентербирийского

422099.jpg
Портрет Корнелиса ван дер Геста

422921.jpg
Ван Дейк. Тициан и его возлюбленная


https://artchive.ru/anthonyvandyck/works

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments