Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Стиль Платереско в архитектуре Испании

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Стиль Платереско в архитектуре Испании

Платереско – ( Platero - ювелир) архитектурное течение, появившееся в Испании в промежуток между периодами поздней готики и раннего Возрождения в конце 15 века и продлившееся еще около двух веков.

Оно вобрало в себя черты готики, мудехара, ранние ренессансные признаки, имеющие тосканские корни. Примером этого смешения являются щиты и башенки на фасадах, колонны в возрожденческом неоклассическом стиле и фасады, разделенные на три части (фасады Возрождения делятся на две). Считается испанской разновидностью ренессансной архитектуры.

Портал госпиталя католических королей в Сантьяго-де-Компостела.

Течение достигло своего расцвета в период правления Карла V, особенно в Саламанке, но также процветало в других городах иберийского полуострова и на территории Новой Испании (сейчас Мексика). В Мексике платереско получил собственное развитие, подвергнувшись влиянию туземных особенностей. 

Дворец Монтеррея.

Стиль характеризуется богато украшенными декоративными фасадами с растительными мотивами, обилием фестонов, изображениями фантастических существ. Типичные для платереско фасады представляют практически примеры ювелирного дела, настолько тщательно они выполнены. В основном использовались растительные мотивы, но также присутствует множество медальонов, геральдических предметов и фигурок животных.

Алонсо де Коваррубиас  -оформление алтаря собора Сигуэнса.

Пуэрта де Бисагра, Толедо.

Мастера платереско использовали широкий спектр материалов: например, золотые пластинки на гербах и крышах, вазах и прочих предметах. Распространение декоративных элементов на всех возможных поверхностях привело к созданию дополнительных поверхностей для этих элементов, таких как ниши и эдикулы. Декоративные элементы имели определенные смыслы и не были просто украшением ради украшения. Так, например, лавровые листы, военные щиты и рога изобилия помещались на дома военных.

Королевская часовня собора Севильи

Сцены из греческих и римских мифов были повсеместно распространены и представляли идеи гуманизма, таким образом, декор домов стал способом выражения идеалов Возрождения. Мастера платереско осуществляли новые пространственные принципы, так, например, появились открытые лестничные пролеты. В то же время, в основе всех построек все равно лежали готические принципы.

Главный алтарь и гробница Хуана II  Кастильского и его жены Изабель  Португальской в Cartuja de Miraflores.
Ecelan


Гробница дона Хуана де Падилья, работа Жиля де Силое, в музее Бургоса.

Некоторые исследователи причисляют платереско к Ренессансу, иногда его называют Проторенессансом или Первым Ренессансом, чтобы подчеркнуть, что он не является самостоятельным стилем, но в то же время отличается от неиспанских работ Возрождения.

Фасад колледжа Сан-Грегорио. Вальядолид

Испано-фламандский готический алтарь часовни Санта-Ана или Концепции, в соборе Бургос (Испания), работа Жила де Силоэ, расписанная Диего де ла Крузом (s-XV)

Картуха де Мирафлорес, Бургос.

Кристобаль де Виллалон впервые употребил термин «платереско» в 1539 году по отношению к богато украшенному фасаду Леонского собора, сравнив его с изысканным изделием мастера по серебру.


Фасад здания в  Севильи на площади Сан-Франциско, Диего де Рианьо.

Деталь фасада  дома города Севильи.

Развитие стиля платереско обычно делится на два этапа.

Деталь фасада города Севильи.


Здание Серрано Билдинг, работа Саллаберри.

Первый этап - стиль Изабеллы, так как период Деталь фасада города Севильи.его расцвета пришелся на период правления Изабеллы I,Мастера первого этапа как и их последователи, использовали мудехарский орнамент: сложный и изящный орнамент мавританских художников, работавших в христианской Испании.

Дворец Эдуардо Адкоха, на Пасео де ла Кастельяна.

Казино де Мадрид, Лопес Саллаберри руководил работами.

Типичными примером стиля Изабеллы можно назвать фасад коллегии святого Грегорио в Вальядолиде (1488), архитектурное украшение которого кажется свободным от всех внешних сил, оно живет своей собственной жизнью независимо от масштаба, композиции, размещения и гармонии.

Фасад бывшего здания Banco Hispano Americano в Мадриде (Испания).
Луис Гарсия


Casa Ruiz de Velasco, модернистское здание в Калле Майор де Мадрид

Второй этап - платереско периода Ренессанса, или просто платереско, длился с 1525 по 1560 год. Архитектор и скульптор Диего де Силоэ (умер в 1563) внес свой вклад в становление этого периода, в котором структурные и декоративные элементы, характерные для середины Ренессанса, очевидно, преобладали над структурными декоративными элементами поздней готики.


Фасад отеля Senator Gran Vía в Мадриде (Испания).

В первой половине 16 века стиль платереско частично проник в Южную Францию и Португалию. В 19 веке с расцветом историзма стиль платереско был возрожден под названием «Монтеррей».

Монастырь Сан-Маркос

Соборная церковь Торрихос

В 1563 году с началом строительства монастыря Эскориал под началом архитектора Хуана де Эррера архитектура начинает очищаться от излишеств и на Пиренейском полуострове распространяется новый стиль - эрререско. Однако в 18 веке традиции этого стиля были возобновлены в Мексике в рамках нео-платереско.


Каса-де-лос-Монтехо в Мериде, Мексика

Впервые термин платереско употребил в 17 веке испанский историк Диего Ортис де Суньига, описывая Севильский кафедральный собор. Происходит от испанского ювелирный и подразумевается тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий.

Фасад университета Саламанка

Новый собор Успения Богородицы

Церковь монастыря Сан-Эстебан, в Саламанке (Испания).


Дом Раковин Саламанки (Испания).

  . Далее на архитектуру Испании начали влиять классические формы искусства Италии. В XV—XVI веках в Испании строились в основном небольшие церкви, усыпальницы королей, к старым грандиозным готическим соборам пристраивались великолепные капеллы. Первые признаки нового стиля появляются в интерьере церкви Сан-Хуан-де-лос-Рейес (1476) в Толедо.

собор Мурсии в Испании

Архитектор Хуан де Гуас вводит в интерьере в перекрытии свода мавританский мотив — восьмиконечную звезду, хотя внешне собор по-готически строг и традиционен. Церковь Сан-Пабло и капелла Сан-Грегорио в Вальядолиде (кон. XV в.) имеют плоские стены, украшенные мелкой ажурной резьбой, портал имеет готические формы, внутри двора — аркада с мавританскими мотивами орнамента. Ещё один образец — дворец герцога Инфантадо в Гвадалахаре (1480—1493), автор — Хуан де Гуас.

Город Севилья, фасад на площадь Сан-Франциско

Зрелая стадия платереско — XVI век. Главные черты — изменения в области фасадной композиции. Фасады насыщаются классическими архитектурными и скульптурными формами, барельефами, бюстами, статуями античных богов. Крупнейшие памятники: Университет Саламанки (1515—1533), Дом с ракушками (1493—1517), университет в Алькала-де-Энарес (1540—1559), Севильская ратуша (1527). Архитекторы — Родриго Хиль де Онтаньон, Диего де Риольо.

Главный фасад собора Бургос

Фасад здания, который ведет к ректорату УБУ.

Университет Онатэ

В отличие от сводного живописного декора раннего платереско в этих образцах выражена ясная логическая система вертикальных и горизонтальных членений композиции с обозначенным центром в каждом ярусе. Сдержанность и уравновешенность сочетается с богатством и разнообразием форм. В провинции этот стиль имел отпечаток местных традиций, но в целом он является одним из самых ярких примеров испанской культуры. Традиции платереско выражены также и в скульптуре.

Литература


Bozal, Valeriano (1978). Historia del arte en España. Desde los orígenes hasta la Ilustración. Istmo.  
— (1991). Historia del arte en España. Desde Goya hasta nuestros días. Istmo 
Navascués, Pedro; Quesada Martín, María Jesús (1992). El siglo XIX bajo el signo del romanticismo. Introducción al arte español 8. Madrid: Silex Ediciones. 
—; Alonso Pereira, José Ramón (2002). La Gran Vía de Madrid: Noventa años de la historia de Madrid. Madrid: Encuentro. 
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.: «Искусство», 1962.
Примечания
Ana María Arias de Cossío. El arte del Renacimiento español. — Ediciones Encuentro, S.A., 2010-05-20. — 345 

http://artishock.org/style_a/plateresko

Серия сообщений "Испания":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments