Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Стиль мануэлино в архитектуре Португалии

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Стиль мануэлино в архитектуре Португалии

Claustro, Mosteiro dos Jerónimos.

Мануэлино   — стиль в истории архитектуры Португалии XV—XVI вв., национальный вариант Ренессанса. 

Мануэл I Счастливый

Собственно название "мануэлино" появилось лишь в 19 веке. Стиль был назван в честь короля Португалии Мануэла Первого, прозванного Счастливым, который правил страной в звездный час ее истории, с 1495 по 1521 годы. Вслед за временем первых морских экспедиций, организованных в 15 столетии ИНФАНТОМ ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЕМ , наступила эпоха Великих географических открытий.

Королевский монастырь Томар

Окно королевского монастыря в Томаре.

Внутренность круглой церкви в Томаре

Король Мануэл, ещё до восшествия на престол избранный великим магистром ордена, развернул в Томаре масштабное строительство. После возведения нового нефа круглая церковь тамплиеров превратилась в его апсиду. Его преемник Жуан III пристроил к мануэлинскому нефу элегантный ренессансный клуатр; его достраивал при Филиппе II итальянец Филиппо Терци. Всего с XV—XVI вв. в обители сохранилось восемь клуатров. Монастырский акведук — памятник времён испано-португальской унии.

Портал в Томаре

От Бразилии до Индии простерлись португальские владения, колониальное золото и пряности обогатили страну, повсюду, с невероятным размахом и в невиданном для того времени темпе, развернулось строительство. Дух океанских странствий питал португальское искусство. Мануэлино - стиль триумфаторов,  стиль дерзких первооткрывателей, покоривших водную стихию и достигших неведомых доселе берегов. Новые континенты, - их экзотическая культура,  незнакомые прежде растения, -  привнесли  в  архитектуру удивительные мотивы.

Монастырь Санта-Мария-да-Витория в Баталья

Возведение монастыря началось в интернациональном готическом стиле в 1385 г. по обету короля Жуана I в знак благодарности Деве Марии за одержанную королём победу над кастильцами в битве при Алжубарроте.

Шесть последующих королей продолжили строительство обители и нашли здесь последний покой; в их числе — Дуарте I и принц Генрих Мореплаватель.

Строительство прекратилось только в 1517 году, когда основные силы были переброшены на возведение монастыря иеронимитов в Белене. В XIX веке в Баталье проводились масштабные восстановительные работы, а в 1980 г. здесь был открыт национальный музей.


Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом её расцвета как морской державы. Она приобретает многочисленные колонии. Португальцы составили на морях конкуренцию генуэзцам и испанцам, то есть другим самым сильным мореходам тогдашнего мира. Связанный с этим экономический и культурный взлёт нашёл отражение в интенсивном строительстве.

Башня Торре-де-Белен 

(Torre de Belém — «башня Вифлеема») — укреплённое сооружение (форт) на острове в реке Тежу в одноимённом районе Лиссабона. Построена в 1515—1521 годах Франсишку де Аррудой в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служила поочерёдно небольшой оборонительной крепостью, пороховым складом, тюрьмой и таможней.

Четырёхэтажное сооружение высотой 35 метров является образцом мануэлинского архитектурного стиля, характерного для Португалии эпохи Возрождения, однако почти утраченного ныне. В XIX веке памятник стал объектом интереса и гордости португальских романтиков, была произведена капитальная реставрация. В 1983 году башня   была объявлена ЮНЕСКО памятником Всемирного культурного наследия. 

детали башни

В мануэлино смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотических мотивов. Можно говорить даже, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Этот стиль выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны. Мануэлино можно сравнить с испанским платереско, особенно на ранней стадии развития. В нем также оформление построек решалось на основе плоской стены, богато украшенной деталями, но португальская архитектура оказалась «сочнее» и динамичнее. Она более насыщена образами и особенно склонна к декорации и роскоши.

 Мануэлино  описан  в Книге Мистики, Торре-ду-Томбо.

Наиболее важные мотивы архитектуры Мануэлино:

Армиллярная сфера

Крест ордена Христа ;


Национальный герб;
Натуралистические элементы :


Кораллы ;


Водоросли ;


Guizeiras


Сухие деревья. Они также появляются в окончательной готике Центральной Европы, используя термин « astwerk » для описания их использования - поэтому они являются характерной чертой поздней готики и относятся к францисканской эстетике с ярко выраженным натуралистическим и строгим характером. С другой стороны, это элемент, который использовали готические хулители, которые считали варварский и примитивный стиль - бесплодными как сухое дерево. Его рельефные корни и стволы замечательно присутствуют в монастыре Алькобаса, в окне монастыря Томара, на бюсте основателя; в церкви Вилар-де-Фрадес или в Paço de Sintra .


Артишоки (символ возрождения и воскрешения - поэтому они сжигаются на праздниках святого Иоанна, ожидая, когда он снова вырастет);


Лорейро(лавровые листья) , как в монастыре Д. Жуана I, в монастырь Баталья;


Гранаты (как в боковых дверях Igreja Matriz de Golegã - символа плодородия, благодаря необычайному количеству семян, которые они содержат)


Плющ ;


Пинхи (плодородие и / или бессмертие - иногда интерпретируемые как початки кукурузы или початки) - видны, например, на портале Девы Марии-Церкви в Голеге;


Улитки или раковины наутилуса (как в церкви Вестиария , в Алькобасе , или у входа в Несовершенные часовни , в монастыре Баталья , возможно, символизирующие медлительность работы);
Различные животные


Путти (дети)
Фантастические элементы :


Уроборос (змея, которая кусает свой хвост: символ Вселенной: союз начала и конца)


Русалки (серенада , ритуал ухаживания, связанный с грехом плоти, в серальо и т. д.);


Монстры (особенно горгульи , но также и другие, такие как драконы и животные с открытым ртом, пожирающие собственное тело)

Ушные серьги (головы с большими ушами, как в кресле Санта-Крус-де-Коимбра);


Животные выполняют человеческие действия в карнавальной перспективе, например, играют на музыкальных инструментах.
Христианский символизм :
Гроздья винограда и ветви (относящиеся к « лозе Господней » и Евхаристии ), как в Луз де Тавира;


Агнус Дей


херувим
Другие п :
Переплетенные веревки и тросы , как в Соборе Визеу, Вифлеемской башне или Доме Альпоинов в Коимбре.
сетей;


Пояса с большими пряжками, как в Хоре Монастыря Христа в Томаре;
Полусферы, как в церкви зачатия , в Бежа;
Конические вершины с бутонами различной формы;
Торсальные колонны (как на портале  Церкви Голеги или в Соборе Гуарда)
Цепи, как в архиве главного портала Дома Суб-Рип, в Коимбре;
Бюсты исторических персонажей;
Детские головы (дети)
Корзиночки;

Жеронимуш

Монастырь иеронимитов в предместье Лиссабона Белен, Жеронимуш  — грандиозный памятник позднеготического мануэлинского стиля португальского зодчества. Находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия человечества. Монастырские здания раскинулись в лиссабонском предместье Санта-Мария-де-Белен (Вифлеем) неподалёку от одноимённых башни и дворца.

Основанный Генрихом Мореплавателем в 1450 г. (по данным БРЭ — в 1501 году королём Мануэлом I Счастливым), монастырь неразрывно связан с историей Великих географических открытий. Именно здесь Васко да Гама и его спутники провели в молитве ночь перед отплытием к Индии. Строительство велось на деньги, вырученные от перепродажи индийских пряностей, с 1502 по 1520 и с 1550 по 1580 гг., а затем было возобновлено в XIX в.

Помимо королей Мануэла I и Жуана III, в монастыре покоятся Васко да Гама, Камоэнс и Фернандо Пессоа.13 декабря 2007 года в монастыре в ходе проходившего в нём саммита лидеров стран-членов Европейского союза был подписан Лиссабонский договор.В западном крыле монастыря находится Национальный археологический музей и Морской музей.

Татьяна Каптерева  в книге "Искусство Португалии" так определяет  стиль мануэлино: "Тенденция оценивать искусство мануэлино как вариант поздней готики, испытавшей в условиях Португалии влияние восточных и ренессансных форм, замыкает его истолкование в узких рамках стилевого этапа.

Между тем это искусство, которое зародилось на гребне коренного перелома национальной истории, представляет собой более сложное подвижное единство уходящего старого и того, что формировалось в жизни и культуре народа.

Врастая из поздней готики, оно одновременно утверждало нечто качественно новое, принадлежащее уже к явлениям ренессансной эпохи.  Взаимодействие различных художественных тенденций, то в противоборстве, то в смешении и слиянии, придало этому искусству при его ярко выраженной стилевой цельности, возможность несхожих и оригинальных творческих решений".

Архитектура португальского Возрождения не ограничилась только лишь стилем мануэлино. Позднее в Португалию начало проникать итальянское влияние, и в середине XVI в. национальный стиль сменился интернациональными ренессансными формами (в творчестве Диогу ди Торралвы, 1500—1566).

Собор Браги

интерьер собора

Interior da Sé de Braga.

Sé de Braga: Capela de São Geraldo.

Другие представители стиля

Igreja Matriz da Golegã, портал которого является одним из самых характерных для Мануэлино.
 

На севере Португалии , где он присутствует с начала 16-го века  


Столп Аркоса де Вальдевеса ;


Церковь Святой Каминьи ;


 
Церковь Св. Вила-ду-Конде ;


ЦерковьСв. Фрейшу де Эспада а Синта ;


Монастырь Леча-ду-Балио (купель крещения);

В центре Португалии :


Церковь монастыря Санта-Крус-де-Коимбра ; (могилы, церковь, монастырь);
 

Convento de Cristo

Церковь Святого Иоанна Крестителя (Томар)


 Церковь  Св.Голеги ;

Собор Гуарда, Португалия.

Церковь Богоматери Популо

Церковь Зачатия Велья

Церковь Пресвятой Богородицы (Виана-ду-Алентежу)

там же

 

 

Мануэлино портал главной церкви Мора, Португалия

Церковь Сан-Себастьян, Понта-Делгада.

там же

детали

Россио Железнодорожный Вокзал

неомануэлинская реинтерпретация во дворце Пена.

Дворец Регалейра Синтра

Бусако Палас Меалада


Paços do Concelho из Синтры


Национальный археологический музей Лиссабона

Станция Россио Лиссабон

Сальвадорское бюро португальского чтения 

Отель Palácio do Buçaco, 1888-1907, деталь фасада



Литература
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.: «Искусство», 1962.

Серия сообщений "Разные страны Европы":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments