Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Как дети учатся во Франции

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Как дети учатся во Франции



Во многих обсуждениях и спорах очень часто обсуждаются вопросы школьного образования в России.Сегодня я хочу Вас ознакомить с системой школьного образования Франции.Думаю,что некоторые моменты очень интересны и полезны, их стоит обсудить.

В разных странах дети учатся совершенно по-разному, в этом я  убедилась благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы  с вами отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Что такое «родительские ясли»

Многие дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

бычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. Иногда собрания бывают  довольно приятными посиделками с бутылкой вина и  заканчиваются часто за полночь, хотя для и раз в месяц этодовольно тяжело  . Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Да,самое главное!Во французских детсадах маленьких учеников категорически возбраняется ругать, педагогам запрещено даже повышать на них голос. Воспитатели прилагают массу усилий, чтобы их подопечные не ревели. Если малыш расстроился, его обязательно возьмут на руки, чтоб утешить и развлечь каким-нибудь веселым занятием.Среди педагогов и воспитателей нет случайных людей,все имеют специальное образование(не приходят,по личному опыту, тети из ближайшего зарубежья,толком не разговаривающие на русском и не соблюдающие элементарные гигиенические нормы)

По средам во Франции не учебный день и его принято посвящать домашнему привитию юным гражданам Республики семейных и религиозных ценностей, поэтому в эти дни практически все садики в стране не функционируют, а работающие родители вынуждены прибегать к родственной опеке или помощи нянь. Каждую среду бывают переполнены специальные учреждения для занятий творчеством: музыкой, рисованием, спортом – где малыши ждут возвращения пап и мам с работы. Французская педагогическая система опирается на отлично отработанные методики и практикует нетривиальные способы социализации. Дети с раннего возраста посещают: заводы; хозяйства фермеров; парламент и Кабинет министров; концерты; научные лаборатории; мэрии; мастерские художников.


Как устроена школа

Обучение во французских школах проходит по трем ступеням: начальной - от 6 до 11 лет; средней - 11-14 лет; старшей - 15-16 лет. Дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ.

В начальной школе учатся 5 лет. Все это время дети постигают основы классических школьных предметов и привыкают к пунктуальному планированию своей ежедневной занятости.

Средняя школа называется коллежем. В нее выпускники начального уровня переходят без экзаменов. На четыре года ученик ограничен в своих передвижениях, поскольку коллеж выбирается строго по территориальному принципу. Отсчет классов осуществляется в обратном порядке: поступают дети в шестой класс, а завершают учебу в третьем. Согласно школьной схеме французской системы образования преподавание в коллеже ведется по трем циклам:

Адаптационный. Длится год, на протяжении которого дети вникают в новые стандарты обучения и приспосабливаются к методике изложения математики, правописания, истории, родного языка.

Центральный. К изучаемым предметам постепенно добавляются химия с опытами, физика с практикумами, латынь и иностранный язык.

Ориентационный. Ученики определяются с выбором специализации, по которой предстоит обучение в лицее, а затем в университете или высшей школе.

В 15 лет после коллежа ученики переходят в старшую школу - лицей с трехлетним курсом обучения. В них классы тоже отсчитываются в обратном порядке: второй - первый - выпускной.

Виды лицеев:


  • профессиональные и центры обучения подмастерьев - здесь дети получают среднее специальное образование, не предполагающее дальнейшей учебы в высших учебных заведениях;

  • общеобразовательные и технологические - своего рода подготовительные курсы для поступления в университеты.


Общеобразовательные лицеи подразделяются: на филологические; социологические; экономические; естественно-научные.

Технологические лицеи бывают: сервисными; научно-промышленными; медико-социальными; лабораторно-исследовательскими.

Школьная система оценок во Франции 20-балльная, но чаще используется рейтинговая шкала: ученик может сообщить родителям, что по физике он второй, по математике - седьмой, зато по рисованию - первый.

Система школьного образования во Франции максимально поощряет трудяг, сводя к минимуму влияние на обучение детской одаренности: заучивание материала считается наилучшим способом обретения знаний. Многие справедливо говорят об этом как о значительном недостатке - зубрежкой без понимания невозможно добиться интеллектуального прогресса. 

 Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они гуляют на улице, если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, рисования, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.



В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как физика-химия — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Если учесть, что во Франции весьма строго с прогулами и опозданиями — за каждый проступок нужно отчитываться в письменном виде — то желающих «задержаться» на занятие немного. Точнее, по доброй воле не опаздывает совсем никто. На практике это означает, что ребятам порой некогда элементарно посетить современную, чистую, но такую пустующую туалетную комнату (впрочем, и покурить сюда никто не бегает, ибо не досуг).


 

 Стоит отметить, что образцовая дисциплина, которая поддерживается во французских школах, обеспечивается путем весьма «драконовских» мер. В частности, если ребенок опоздал на урок (помним про пятиминутные перемены?), он обязан написать объяснительную записку в административном здании. Устные объяснения перед учителем во французской школе «не работают». Дисциплина поддерживается и в строгом соответствии оформления сданных работ.

 Французские школьники страшно завидуют российским не только в плане бюрократических проволочек за опоздания. Если ребенок не пришел на урок — и даже попросту опоздал на пару минут, — родителям автоматически приходит смс-уведомление о том, что ребенок прогуливает школу! Более того, если родитель не отзванивается учителю или в письменном виде не объясняет причину неявки на урок, уведомления будут приходить неоднократно. Так что родители всегда в курсе нахождения (или отсутствия) в школе своих чад. Конечно, это жирный плюс. Но для французских школьников не существует ни единого шанса даже подумать о том, чтобы пойти в парк или кино вместо неинтересного урока.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое.

Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Если дети питаются в школе,   я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. Умногихдочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд.  


Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день.  

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами . В подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница сообщает на собрании: «Не волнуйтесь, все дети научатся читать в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И получается, как ни странно. Помню как я "долбила" свою  дочь самостоятельно, хотя я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.


Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.


Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом первый  школьный год  своих детей  в России. Сын пошел в школу еще по советской программе,где начальная школа учила писать красиво,почерк потом был прекрасным,давались азы природо и обществоведения,арифметика была ясной и понятной....Дочь попала в первый выпуск обучения с шести лет...О,Боги!!!Родители оборудовали и отремонтировали класс,купили полностью мебель и наглядные пособия....Почему так,теряюсь в догадках?

Дочь возвращалась из школы в час дня, детям надо было приготовить обед и прочие дела по дому Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.Потом начиналось самое страшное -выполнение заданий,желания писать и считать не было,а мне нужно было бежать на  своизанятия,я  нервничала,торопила ее,обе чуть не плакали...




Не хватает энциклопедических знаний

На мой иностранный опыт,франкской школе не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет.

Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции.

Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче,е хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Что есть «шпора»?

Дисциплинарные санкции за списывание на государственном экзамене настолько строги, что во Франции нет необходимости многочасового досмотра выпускников перед экзаменом, а также развешивания камер слежения. Ученик, который попался на списывании, не сможет рассчитывать на пересдачу. Более того, он не сможет сдавать любого рода экзамены еще несколько лет — в частности, экзамены на право вождения личного автомобиля или экзамены на международный сертификат о владении иностранным языком. Чтобы школьнику совсем было неповадно даже задуматься о шпорах, перед его глазами будет пример незадачливых сверстников, которых за шпаргалку отчислили из учебного заведения. Теперь вы знаете, как можно подбодрить своего школьника, если он устал от интенсивной учебы — расскажите ему о сложностях образования за рубежом!

Какие занятия посещают французские школьники после школы

Как только наступает начало учебного года, родители думают не только о школе и уроках, но и о внешкольных занятиях своих детей. Некоторые родители записывают их в июне, когда это возможно. В начале сентября в каждом городе и квартале проходит Форум ассоциаций, во время которого родители и дети могут выбрать интересующие их занятия, встретиться с аниматорами и тренерами.

На этих форумах, как правило, не присутствует консерватория (музыкальная школа) и частные педагоги, не имеющие статус «ассоциации». У них своя запись учеников.

Родители могут записать своих детей в кружки, расположенные в других кварталах или городах. Первый урок, обычно, бесплатный, что позволяет детям и родителям понять, подходит ли им данная деятельность и педагог.


а это другой президент посещает школу

Существует стандартный для Франции набор кружков : рисование, лепка, консерватория, плавание, дзюдо, футбол, танцы, гимнастика, иностранные языки. В зависимости от географической расположенности города, детям предлагаются и более специфичные занятия : управление парусником для живущих около моря или озера, лыжный спорт для живущих в горах, итд. Если рядом находится каток, то дети смогут научиться кататься на коньках, играть в хоккей.

Из спортивных занятий французы, как девочки, так и мальчики, любят теннис, дзюдо, плавание, регби, фехтование, ролики. Некоторые ассоциации предлагают такие занятия, как цирк или прыжки на батуте. А существуют и такие занятия, которые объединяют сразу несколько видов спорта в течении года, например, теннис, дзюдо, баскетбол и футбол. Такие занятия называют Мультиспорт. Очень популярны еще детский конный спорт, театр, археология и скульптура. Танцы могут быть ка классические, так и современные, очень пользуется спросом танец-джаз. Девочки любят и художественную гимнастику.

Практически каждая из этих ассоциаций устраивает стажировки во время каникул, во время которых дети могут попробовать новую для себя деятельность.

А вот и список занятий, 

— Изящные исскуства : лепка, рисование

— Танец джаз, современный танец, хип-хоп, классические танцы

— Театр

— Английский язык

— Консерватория и другие музыкальные занятия

— Гимнастика

— Футбол, теннис, кунг-фу, карате, дзюдо, регби, плавание, фехтование, гимнастика

— Детская йога

— Парусный спорт

— Секреты писателя

— Роботостроение и программирование

— Пони

— Гольф

— Ролики

Французские родители, обычно, предлагают своим детям два занятия в течении года, плюс стажировки на каникулах. В конце года практически каждый кружок готовит с детьми спектакль к окончанию учебного года, показательные выступления, день открытых дверей или выставку работ. Потом детки могут забрать свои шедевры домой. Атмосфера во время занятий спокойная, из детей не готовят гениальных художников или композиторов, главное — получить удовольствие от конкретной деятельности и расширить свой кругозор.

 Кстати,в начале августа прошлого года во Франции вступил в силу закон, запрещающий школьникам начальных и средних школ пользоваться гаджетами в школах. С 2010 года запрещено было использовать мобильные телефоны на уроках, но с сентября прошлого года школьникам пришлось забыть о них даже на переменах и перерывах на обед, сообщает The Business Insider.Запрет смартфонов в школах был один из предвыборных обещаний Эммануэля Макрона.

Мне лично нравятся дисциплинарные позиции в школе.....Кстати, дети и родители учителям не грубят...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments