Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

«ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА». Балет и водевиль

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
«ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА». Балет и водевиль



Балет - водевиль «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА»




Красноярский государственный театр оперы и балета
Либретто Юлианы Малхасянц и Сергея Боброва
Хореографы-постановщики - Юлиана Малхасянц, Сергей Бобров
Художник-постановщик - Дмитрий Чербаджи
Хормейстер - Дмитрий Ходош
Музыкальный руководитель и дирижер - Анатолий Чепурной

Основой сценария новой постановки стал советский кинохит "Гусарская баллада" - о том, как армия Наполеона вторглась в пределы России, и юная Шура Азарова, надев гусарский мундир, уходит сражаться с врагом. Музыкальная композиция нового балета составлена из музыки Тихона Хренникова к фильму и балету "Гусарская баллада" и балету "Наполеон Бонапарт". Новую музыкальную редакцию создал правнук композитора Тихон Хренников-младший. В этой постановке артисты не только танцуют, но и поют, а также… стреляют. Специально для "Гусарской баллады" изготовлен целый арсенал – 8 пушек, 40 кремниевых ружей и пистолетов наполеоновской эпохи. Во время батальных сцен все орудия будут палить, создавая у зрителей впечатление, что они находятся в самой гуще событий Бородинского сражения.






Год выхода: 1983
Композитор: Тихон Хренников
Либретто: Олег Виноградов
Балетмейстеры: Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев
Дирижер: Валерий Гергиев
В главных партиях: Наталья Большакова (Шура Азарова), Вадим Гуляев (Ржевский).

Идея создания балета по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» принадлежит сценаристу и режиссёру Александру Белинскому. Ещё в конце 1960-х годов он написал сценарий для Екатерины Максимовой.
Ставить балет должен был Олег Виноградов. Спустя долгое время, в 1977 году Виноградов вернулся к либретто, полностью его переработал и и предложил композитору Тихону Хренникову написать музыку к балету на основе его работ к спектаклю Театра Советской армии и фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
Первоначально Хренников собирался использовать эту музыку для создания мюзикла, но после предложения Олега Виноградова и создания балетных спектаклей «Наш двор» и «Любовью за любовь», композитор взялся написать новый балет. Сам Виноградов ставить спектакль не стал, лишь подсказал балетмейстеру-постановщику Дмитрию Брянцеву некоторые решения и мизансцены. После удачной премьеры в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова, Брянцев же и перенёс балет в Большой театр.
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 3 апреля 1979 г.
Действие первое
Картина первая. Комната Шуры.
В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу. Его племянница Шура вместе со своими кузинами примеряет маскарадные костюмы. Веселое оживление. В воздухе мелькают ленты, шали, мантильи. Шурочка удивила всех — она решила одеться в гусарский мундир. Иван, старый слуга, вспомнив свое боевое прошлое, шутя показывает ей несколько фехтовальных приемов. Одна из кузин сообщает о приезде нового гостя, и девушки убегают переодеваться.
Появляется красавец гусар Ржевский. Он — нареченный жених Шуры. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Шура, переодетая в гусарский наряд, задержалась в гостиной. Она хочет уйти незамеченной, но Ржевский видит «юного корнета» и радостно приветствует его. Они знакомятся. Шура с волнением слушает рассказы о лихой гусарской жизни. Однако, боясь разоблачения, «корнет» поспешно скрывается, оставив Ржевского, увлеченного собственным повествованием.
Азаров рад встрече с сыном сослуживца по полку и знакомит его со своим семейством. Вот и Шурочка. Переодевшись в женское платье, она, чтобы не быть узнанной, так жеманничает и кривляется, что вызывает у Ржевского неприкрытое раздражение. Он готов бежать от нареченной невесты. Но самой Шурочке пришелся по сердцу лихой гусар и она решает во что бы то ни стало покорить его.

Картина вторая. Бал.
Шура предстает перед Ржевским в вихре бала то кисейной барышней, капризной и напыщенной, то озорным безусым корнетом. Поручик не скрывает, что невеста ему не нравится, однако согласен жениться на ней, потому что дал слово своему дяде — тот заплатил за него карточный долг. «Корнет» оскорблен за свою кузину и вызывает Ржевского на дуэль. Но дуэли не суждено состояться. Прибывший губернатор сообщает тревожную новость: французская армия, возглавляемая Наполеоном, вторглась в Россию. Все потрясены. Мужчины готовы грудью встать на защиту отчизны. Женщины провожают их в поход. Уезжает в свой полк и Ржевский. Лишь граф Нурин, только что прибывший из Парижа и демонстрировавший гостям французские танцы и манеры, трусливо прячется.
Шура не может остаться в стороне, когда отечество в опасности. Она принимает смелое решение — в костюме гусара отправиться в действующую армию. Слуга Иван пытается объяснить ей, что война — это не детская игра, напоминает, что она еще совсем недавно не расставалась с куклой. Однако, покоренный твердостью и отвагой девушки, соглашается сопровождать ее.

Действие второе
Картина третья. Нашествие.
Горят русские города. Все разрушает и сметает на своем пути французское войско. Время от времени партизаны Дениса Давыдова, словно коршуны, налетают на французов.

Картина четвертая. Привал.
Гусары отдыхают после очередного боя. Среди отбитых у французов пленных оказывается известная актриса Жермон. Партизаны устраивают пирушку в честь удачной вылазки и победы над врагом. В разгар веселья появляется Шура в костюме корнета. Она привезла пакет из штаба. Ржевский тепло приветствует полюбившегося ему «корнета» и представляет его своим товарищам по оружию. Шуре наливают бокал вина. В смущении она пытается выпить вино. Гусары, обнаружив, что «корнет» не умеет пить, решают обучить его этому искусству. К концу «урока» «корнет» не в состоянии держаться на ногах. Ржевский пытается помочь юному другу, но тот, неожиданно обнаружив строптивость нрава, вспоминает о несостоявшейся дуэли и настаивает, чтоб поединок был продолжен. Вернувшийся из штаба Денис Давыдов, предводитель партизан, пристыдив корнета, отправляет его с важным поручением.

Картина пятая. Засада.
Ночь. Зимний лес. Огромные мохнатые ели покрыты снегом. Французы устраивают засаду, в которую попадает князь Балмашов, адъютант императора, следующий в ставку фельдмаршала с секретным пакетом. Шура и верный Иван спасают князя, отважно отбив его у французов.

Картина шестая. Ставка.
Офицеры штаба обсуждают предстоящую военную операцию. Присутствует здесь и граф Нурин, всячески рекламирующий теперь свой «патриотизм».
Внимание всех привлекает молодой корнет, ведущий связанного французского офицера. Это Шура. Все поздравляют ее. Но в этот счастливый момент Шура сталкивается с Нуриным, который узнает в ней племянницу Азарова. Шура пытается скрыться.
Нурин спешит сообщить о своем открытии фельдмаршалу. Тот вызывает к себе «корнета». Шура не может лгать и признается, что она женщина. Рыдая, умоляет девушка разрешить ей остаться в армии.
Фельдмаршал непреклонен и приказывает Азаровой немедленно покинуть войско.
Князь Балмашов, отоспавшись после неприятного происшествия, приходит к фельдмаршалу с пакетом от императора. Заметив заплаканного «корнета», скромно стоящего в стороне, он неожиданно узнает в нем своего спасителя и просит фельдмаршала наградить героя за совершенный подвиг. Фельдмаршал не может не отдать должное смелости «корнета» и в присутствии войска прикалывает к его мундиру орден.

Действие третье
Картина седьмая. Дом Азарова.
Всё здесь неузнаваемо изменилось. Разбросана поломанная мебель, разбиты зеркала. Любимая кукла Шуры прикреплена к стене вместо мишени. Трудно узнать в больном, немощном старике майора Азарова. В доме разместился штаб неприятеля. Французы совещаются, вырабатывая план дальнейших боевых действий. Они не сразу замечают Шуру, которая, переодевшись в мундир французского пленного, проникла сюда, чтобы похитить карту расположения вражеских войск. Это почти удается ей, но в последний момент ее задерживают и хотят расстрелять.
Подоспевшие гусары обращают врага в бегство и спасают Шуру. От пережитого волнения она теряет сознание. Азаров открывает секрет «корнета»: Шура — его племянница и невеста Ржевского. Все изумлены. И когда Шура появляется в женском наряде — он идет ей ничуть не меньше, чем гусарский мундир! — Ржевский с восхищением и покорностью склоняется перед ней. Гусары оставляют влюбленных наедине. Вот оно, счастье! Но звучит военный рожок — война еще не кончена, враг не полностью изгнан с родной земли. Отряд выступает в поход. Ржевский прощается с любимой.
Шура с нежностью смотрит ему вслед и вдруг, схватив снятый было мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим избранником.



https://www.belcanto.ru/ballet_gusarskaya.htmlhttp://www.aveclassics.net/news/2012-10-01-3339

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments