Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

А я про себя всё снимал. Алексей Балабанов

25 февраля 1959 года родился российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Алексей Балабанов Автор картин «Про уродов и людей», «Брат», «Брат 2», «Груз 200», «Мне не больно», «Война», «Жмурки», «Морфий», «Кочегар» и «Я тоже хочу».
Балабанов - это было явление в нашем кино.
25 февраля 2019 г. исполнилось бы 60 лет Алексею Балабанову, самому честному российскому режиссеру.

Алексей Балабанов проходил службу офицером в Советской Армии и был участником войны в Афганистане. Он служил в военно-транспортной авиации, доставлявшей грузы в Афганистан и увозившей оттуда – как правило, это были тела погибших. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его любимой одеждой была тельняшка.

«Люди не знают, кто и что сделал. И меня не будут знать. Это абсолютно не важно. Важно только, интересно людям смотреть кино или не интересно»

IMG_8059.jpg

Спасибо за "Сила в правде!"

Алексей Балабанов точно знал, что сила – не в деньгах. Гонорары за фильмы его не интересовали. Молчаливый, угрюмый, честный. В 1997 году его фильм «Брат» произвел эффект взорвавшейся кинобомбы. Балабанов снял его за один месяц - по-русски: быстро, дешево и сердито.

Фильм «Брат» был снят всего за 31 день. Бюджет у фильма был более чем скромный. Знаменитый свитер Данилы, который стал визитной карточкой героя, был куплен в сэконд-хенде за 35 рулей. Картина собрала самую большую в 1997 году кассу и принесла известность режиссеру. Сергея Бодрова стали называть героем поколения, а его персонаж — Данилу Багрова — первым настоящим героем постсоветского кинематографа.




Брат (1/8)



Историк кино Евгений Марголит писал о фильме «Брат» и его главном герое: «Не было, пожалуй, в отечественном кино 1990-х гг. другого фильма, который вызвал бы такой всплеск массового зрительского энтузиазма и столь энергичное отторжение у большей части киносообщества. Причиной тому становится центральный персонаж — единственный, кто в эту пору возведен зрителем в ранг Героя. Этот Маугли из провинциальных джунглей, с Чечней в качестве университетов за плечами и «пушкой» в руке, бьющей без промаха, — оказывается в исполнении Сергея Бодрова-младшего неотразимо, и потому пугающе, притягательным. Он не ведает сомнений и страха, четко делит мир на «наших» и «не наших», и оружие в его руках смотрится волшебной палочкой, с помощью которой герой всем воздает «по справедливости».




Брат (2/8)

Прямая речь:

Я не считаю кино искусством. Искусство — это когда человек что-то делает один. Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек — какое это к черту искусство?

По большому счету, учителей в кино не бывает. Ты приходишь со своим замыслом и сам его реализуешь. Кумиров у меня нет: любимых фильмов много, и все они очень разные. Я люблю кино профессиональное, странное и очень эмоциональное — чтобы энергия была. Мне нравятся совершенно разные фильмы совершенно разных времен — потому что каждому времени соответствует своя энергия.




Брат (3/8)


Я рассказываю то, что я знаю. Я считаю, что кино нужно снимать искренне и от души. Это то, что ты чувствуешь, то, что ты переживал когда-то или сейчас переживаешь — неважно, но это должно быть интересно и максимально реалистично.

Мне хочется, чтобы фильм люди посмотрели и сами решили, кто есть кто, потому что все люди разные, и у всех людей будет восприятие моего фильма абсолютно различным. Я политики не касаюсь, она меня не интересует совершенно. Все мое кино про людей.

Самое интересное для меня — это создать абсолютно искусственный мир с абсолютно реальными фактурами. Реальная фактура создает ощущение достоверности, и тогда условный персонаж вызывает у зрителей живые эмоции.




Брат (4/8)


Мне скучно снимать обычные драмы или мелодрамы. Я с детства писал рассказы — странные такие, радикальные. Вообще я всегда был против чего-то. Думаю, что этот пафос еще с советского времени у меня остался. Потому что когда-то я начинал с рок-н-ролла, снимал фильм про свердловских рок-н-ролльщиков в восемьдесят пятом году, когда их еще запрещали, и меня тогда давили, душили, пинали. И, собственно, отчасти кино мое — рок-н-ролльное.

– Я никогда в жизни не делал того, что мимо.
– Мимо чего?
– Мимо меня.


Алексей Балабанов (журнал «Сеанс» № 17/18)


его фильмы уникальными: лаконичность, литературоцентризм, эстетический экстремизм, поэзия безвременья и «попса своего века»
До сих пор остается дискуссионным вопрос, что представляет собой кинематограф Алексея Балабанова: это модернизм или постмодернизм?
Одни видят в нем последовательного модерниста, приверженца «неискаженной реальности» и экранной «правды», в фильмах которого нет двойного дна и иносказательности, а все смыслы предельно конкретны и лежат на поверхности. Никита Михалков, подтверждая эту точку зрения, замечал: «Для меня отражение всегда сильнее луча, Балабанов никогда не шел по этой формуле — он шел по прямой, по лучу».




Брат (5/8)


Кинокритики часто сравнивают Балабанова с датским «злым гением» Ларсом фон Триером. У двух режиссеров действительно можно найти множество сходств (вплоть до внешности), но, пожалуй, самое главное из них — стремление разрушить табу, выйти на запретные территории, преодолеть рамки и границы. И фон Триера и Балабанова часто называют провокаторами и даже экстремистами от кино. Балабанов неоднократно шокировал публику натуралистичным экранным насилием: в «Брате», «Брате 2», «Войне» и, конечно же, в гиньоле «Груз 200». Причем, надо заметить, что насилие у него действительно потрясает, поскольку жестко привязано к действительности. Это, кстати, еще один довод в пользу Балабанова-модерниста.

Режиссер неохотно дает зрителю надежду (наличие которой, по мнению многих, является обязательным условием цельного художественного произведения), и, пожалуй, в этом и состоит подлинная провокационность его творчества.




Брат (6/8)


Как-то его спросили: «Мало вам обвинений в национализме из-за фразы в «Брате»: «Я тебе, чурка, не брат»?» Балабанов тогда поправил собеседника, сказав: «Не брат ты мне, гнида черножопая!» Ну, называют так в народе людей с Кавказа. Почему я должен в фильме этого не показывать, если это правда? Как может кино развить национальную рознь? Она либо есть, либо ее нет. Фильм отражает жизнь, а не создает ее. Я делаю то, что мне кажется правильным. Как люди думают, так я и снимаю».




Брат (7/8)


После службы Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии (он сам был родом из Свердловска - Екатеринбурга). В это время в Свердловске происходил расцвет андерграундной музыкальной культуры. Музыка в его фильмах играет значимую роль.
Режиссер предпочитал, чтобы в картинах звучал русский рок, который наиболее удачно отображает нашу действительность, оттеняя сцены в кинофильмах или помогая героям выразить свои мысли и желания
Фильм «Брат» стал триумфом для многих рок-групп, ведь эта картина была самой популярной в 1997 году, привлекла наибольшие сборы, а также сделала Балабанова знаменитым. А рок-группы получили свои толпы поклонников и огромное количество продаж альбомов. В роли самих себя в фильме, кроме Вячеслава Бутусова, появляются Сергей Чиграков, Настя Полева, музыканты Аквариума и Наутилуса.




Брат (8/8)


Вдова Балабанова и художник по костюмам части его фильмов Надежда Васильева рассказывала, что, прежде чем писать сценарий, режиссер всегда набирал «много классических книжек». Поэтому не удивительно, что в каждом фильме Балабанова можно встретить знакомые литературные мотивы, а часть картин являются экранизациями. «Счастливые дни» он снял по мотивам произведений Сэмюэля Беккета, «Замок» — киноадаптация Франца Кафки, «Морфий» — Михаила Булгакова, а в «Грузе 200» можно обнаружить следы «Святилища» Уильяма Фолкнера. Кроме того, Балабанов многие годы грезил экранизацией «Пана» Кнута Гамсуна, «Камера обскура» Владимира Набокова и «Пикника на обочине» братьев Стругацких.
Режиссер планировал снять фильм о молодости Иосифа Сталина. Балабанов собирал факты и должен был сам написать сценарий. Фильм должен был повествовать о бандитской юности советского вождя. Сам режиссер называл Сталина «вором в законе».
Фильмы, увы, не состоялись из-за прав или финансов.

JU5KtbhkfZozzUG06kqzBYIxSRd.jpg

Никогда не выяснял своих отношений с Богом. Мне, в отличие от Терри Гиллиама, и так все понятно.
Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру — узнаю.


2019-02-27_00-31-49.png


Балабанова не стало 19 мая 2013 года, около 16 часов. Работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга), Алексей Балабанов скончался на 55-м году жизни от острой сердечной недостаточности.

IMAG0021.jpg

2019-02-27_00-28-36.png

2019-02-27_00-33-29.png

Незадолго до кончины знаменитого режиссера на экраны страны вышел фильм «Я тоже хочу», ставший последней кинолентой Балабанова. Еще на съемках друзья неоднократно слышали от Алексея Октябриновича опасения, что он, возможно, скоро умрет, но внимания этому не придали. Даже когда Балабанов решил сыграть в картине самого себя — режиссера, члена европейской киноакадемии, умирающего на ступенях «Колокольни счастья»... Все списали на мистический характер нового фильма, герои которого отправляются на поиски этой колокольни, затерявшейся на бескрайних просторах России, где-то между Петербургом и Угличем. «Мама моя сильно плакала на премьере, говорила, что этот фильм пророческий. Ей очень не понравился его финал, потому что он настоящий», — говорил тогда Балабанов. А несколько месяцев спустя кинорежиссера не стало.

2019-02-27_00-17-06.png

В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова. В фильме присутствует характерный для некоторых работ Балабанова длинный проход главного героя по улице под рок-музыку. При этом была использована песня «Спокойная ночь» группы «Кино».

wx1080.jpg
Смоленское кладбище Санкт Петербург


К сведению бесчисленных поклонников «Брат»ов. Минуло почти 6 лет, как умер режиссёр. Могила сегодня… Цветы, конечно, есть…
Нет людей, которые хотят поставить хороший памятник, нет денег на это.

800px-MEMORIALNAY_DOSKA_V_PAMYT_ALEKSEY_BALABANOVA_V_EKATERINBURGE.jpg
Мемориальная доска на здании гимназии № 2 города Екатеринбурга, где учился Алексей Балабанов

https://tvkinoradio.ru/article/article11073-master-aleksej-balabanov
http://rockcult.ru/po/aleksei-balabanov-facts-and-quotes/
https://spb.mk.ru/articles/2014/12/24/aleksey-balabanov-ya-umru-a-vy-ostanetes.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Балабанов,_Алексей_Октябринович

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Дивы в шляпках по-русски. Нина Русланова

    Все-таки прав Владимир Владимирович: Украинцы и русские один народ. Хотя об этом порой так хочется забыть...Но нельзя, да и не получится. Ведь…

  • Cher

    Богиня поп-музыки Шер, американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен является единственным исполнителем в истории…

  • СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА Все, кому известно имя Козьмы Пруткова, знают, что его придумал поэт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments