Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Искусство китайской резьбы по кости

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Искусство китайской резьбы по кости

В настоящее время резьба по слоновой кости и торговля такими изделиями во всем мире уже почти не практикуется. К большому сожалению, слоны, эти прекрасные животные, находятся на грани исчезновения, и охота на них практически везде запрещена. Полюбуемся же теми уникальными шедеврами, которые были когда-то созданы руками китайских мастеров. Невероятная, кропотливая работа...


Искусство резьбы по слоновой кости в Китае уходит корнями в глубокую древность.


В давние времена в Поднебесной в долинах рек изобилии водились и слоны, и носороги. С расширением торговли со странами Южной Азии и Африки, откуда также стали завозить слоновую кость, косторезное искусство в Китае получило еще большее развитие.

Китайская династия Цин. Слоновая кость. Эпоха позднего периода Мин или раннего Цин


Из бивней и рогов этих животных изготавливали самые разные изделия – инструменты и оружие, предметы культа и быта, украшения.

Первые изделия обнаруженные при раскопках, датированы эпохой неолита. Это были примитивные ножи, пряжки. За много сотен лет умение резьбы по кости превратилось в настоящее искусство. Сейчас из слоновой кости режут фигурки, скульптуры, заколки для волос, палочки для еды, резные чаши, рукоятки ножей, кинжалов, курительные трубки и знаменитые шахматы из слоновой кости, где каждая фигурка неповторима.


Работа мастеров по кости ценилась почти наравне с работами камнерезов.

На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы из слоновой кости.

В Исторических записях периода Воюющих государств рассказывается история некого богача Мэнчана, подданного государства Ци. Он «покинул свою родину ради путешествия заграницу, а когда прибыл в государство Чу, преподнес кровать из слоновой кости, стоившей тысячи золотых слитков».

В настоящее время в Китае сформировались отдельные школы мастеров по обработке слоновой кости. Основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин.

Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности.

Пекинская школа резьбы по слоновой кости

Пекинскую школу отличает лаконичность формы и более сдержанный декор. Резчики старались раскрыть и подчеркнуть красоту используемого материала и его текстуру. Для этого изделия (в основном, это были фигурки людей) тщательно полировались, при необходимости их подкрашивали для придания большей декоративности.


Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала.

Кантонская школа резьбы по слоновой кости

Кантонские же резчики (Гуанджоу раньше назывался Кантон), главным образом, сосредотачивались на сложности резьбы, стараясь отобразить в своих изделиях даже самые мельчайшие детали. Слоновую кость они предварительно отбеливали, добиваясь сияющей белизны. Изделия мастеров этой школы поражают красотой и техникой исполнения...
 


«Шары-головоломки» (Гуанчжоу)

Особую славу во всем мире принесли гуанчжоуским мастерам многослойные ажурные шары, которые они научились изготавливать. Из цельного куска кости с помощью простейшего набора инструментов они вырезали несколько полых шаров, размещенных один в другом, подобно матрешкам. При этом, каждый из этих шаров мог свободно вращаться внутри независимо от других. И, к тому же, все шары были украшены тончайшей витиеватой резьбой.

Невероятной сложности работа, требующая огромного терпения и безупречной точности... И брались за нее только самые опытные мастера, у которых навыки резьбы были доведены до совершенства.Работа со слоновой костью имеет свои отличительные особенности. Это тот вид искусства, к которому можно применить нашу пословицу – семь раз отмерь, и один раз отрежь.Работа требует большой осторожности.


Мастер сначала изучает бивень. Он должен принять во внимание особенности расположения ядра в бивне, направления волокон кости, соотнести это со своей задумкой.Если работа очень сложная и кропотливая – он вначале делает макет из глины. Рассматривает его со всех сторон, уточняет сложные места, сравнивает с костью, где правильно расположить фигурки.

Для еще более сложных работ весь процесс выполняется по частям, и лишь потом все соединяется в единое целое.Как правило, вначале идет грубая обработка кости – стачивается излишек в нужных местах. Потом разнообразными инструментами осуществляется сам процесс резьбы.Мастер должен быть очень аккуратен, кость довольно хрупкий материал, исправить неверный штрих сложно именно из-за направления волокон кости.В результате кропотливой работы из рук мастеров появляются действительно уникальные шедевры.



Это что-то непостижимое! Просто сродни волшебству, кажется, такое невозможно выполнить вручную!Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков, и каждый из них имеет уникальную резьбу, подвижен и крутится внутри большего по размеру шара.

Только гуанчжоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров.


Эта работа требовала от умельцев огромного терпения, точности движений, усидчивости, хорошего глазомера и безупречной точности руки.Настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны «решетчатые шарики внутри шариков», чья история едва насчитывает сотню лет. Представляете – целых сто лет создают подобные творения? Вот это школа!

Первым шагом в изготовлении этого чуда является превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика».

Мастеру приходится полагаться лишь на собственный опыт и помощь небес, да остроту лезвия своего резака! Работу он проводит вслепую, можно сказать, наощупь, ибо проделанные отверстия не дают ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри. Ошибка при выполнении этой работы просто невозможна! Ошибись мастер хоть на пол-милиметра, и все, шар можно выкидывать, вся работа насмарку.


Самым сложным среди «решетчатых шариков внутри шариков» считаются шары, выполненные на заводе Резьбы по слоновой кости Даси в Гуанчжоу.

Мастер Вэн Жунбао известен далеко за пределами Китая – в 1977 г. вырезал из слоновой кости 15 см в поперечнике набор из 42 узорчатых шариков, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого, и затем еще каждый шарик отгравировал, украсив пейзажами из пагод,павильонов и башен, облаков и гор). Центральный шарик был толщиной в бумажный лист. Вэн Жунбао – резчик по кости в 4-м поколении. В 1915 г. его отец получил международное призвание на международной ярмарке в Панаме, вырезав 25 «резных шариков в шариках», сын превзошел мастерство отца, став Мастером, покорившим мир!


Говоря о мастерстве китайских резчиков, нельзя не упомянуть еще об одной удивительной работе:


В 1974 году в Пекине была вырезана монументальная скульптура под названием «Железная дорога Чэнду-Куньмин», на изготовление которой ушло восемь слоновьих бивней. Длина ее - 1.8 метра, высота – 1.1 метра, а вес - свыше 300 кг. 98 мастеров трудились над этим шедевром более двух лет. Впоследствии эта скульптура была преподнесена в дар Генеральной Ассамблее ООН.


Для еще более сложных работ весь процесс выполняется по частям, и лишь потом все соединяется в единое целое.

В результате кропотливой работы из рук мастеров появляются действительно уникальные шедевры.

Говоря об искусстве резьбы по кости, надо упомянуть о резьбе по рогу носорога. Этот материал редкий, в Китай его доставляли из других стран, но первые изделия встречаются еще в раскопках эпохи Хань. Структурные особенности и внешний вид рога носорога очень необычны, этим он отличается от коровьего и бараньего рогов, и поэтому изделия из него ввиду редкости и дороговизны предназначались только для знати. Расцвет искусства резьбы по рогу носорога приходится на минскую династию, изделий из него немного и они представляют собой музейную ценность.

Хотя со слоновой костью в Китае сейчас почти не работают, Пекин и Гуанчжоу по-прежнему остаются известными центрами резьбы по кости. Только теперь мастера-косторезы используют для работы другой материал - трубчатую берцовую кость верблюдов и волов (цевку). Но и эти их работы по-прежнему поражают своей ювелирной техникой и совершенством. Это же Китай…

Источники:

https://vasily-sergeev.livejournal.com/7287546.html

https://zorca.ru/

https://cont.ws/@sunrise/203422

https://otevalm.livejournal.com/4661506.html

https://kulturologia.ru/blogs/280119/42052/

 

Серия сообщений "Китай":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments