Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

«Королева арфисток»-Вера Георгиевна Дулова

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
«Королева арфисток»-Вера Георгиевна Дулова

«Королева арфисток», «арфистка мира» — так называли в прессе Веру Георгиевну Дулову. Ее игра одновременно виртуозна и поэтична, а звук пленяет благородством и певу­честью.

В посвящённом Дуловой стихотворении «Арфа» (1967) Сергей Городецкий писал:

Я весь в её волшебной власти,
В её ласкающих струях.
И кажется, что эти звуки
На волю выведут меня
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодно дня
.


27 января исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся российской исполнительницы,происходящей из древнего рода князей Дуловых, Рюриковичей Ярославской ветви.(32-е колено от Рюрика).
Вера Дулова родилась в семье потомственных музыкантов. Ее бабушка – Александра Юрьевна Зограф-Дулова – была пианисткой, ученицей Н.Г.Рубинштейна, её отец – Георгий Николаевич Дулов – скрипач, 1-я скрипка петербургского «Мекленбургского квартета», позднее профессор Московской консерватории, мать – Мария Андреевна Буковская – певица, была солисткой Мариинского театра.

Окончила Московскую консерваторию, где училась у Ксении Эрдели (1920—1922) и Марии Корчинской (1922—1925). Затем до 1929 г. совершенствовала своё мастерство в Берлине у Макса Зааля по стипендии советского Фонда помощи молодым дарованиям. По возвращении в Россию на протяжении более полувека, с 1934 по 1985 гг., была солисткой оркестра Большого театра.

В 1935 Дулова завоевала 1-ю премию на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, разделив ее с Д.Ф.Ойстрахом и Я.В.Флиером.В 1942 г. в эвакуации в Куйбышеве; участвовала в сборных записях артистов Большого театра для солдат Великой Отечественной войны (так называемые «звуковые письма»). В 1955 г. принимала участие в артистическом десанте на дрейфующую льдину: выступала перед участниками полярной экспедиции «Северный полюс-4», за что была удостоена звания «Почётный полярник». Репертуар Дуловой составлял более 300 произведений.

Дуловой посвящены:
"Танцевальная сюита" Александра Мосолова
(исп.В.Дулова)
I. Minuet in C Minor



II. Gavotte in F Major



III. Waltz in D Major



IV. Polka in E-Flat Major



V. Gallop in C Major




Соната №2 `Былинные звукоряды` Валерия Кикты



(исп.В.Дулова)

и произведения других советских композиторов.

С 1943 Дулова преподавала в Московской консерватории (в 1958 получила звание профессора), воспитав плеяду талантливых исполнителей (среди ее учеников ок. 30 лауреатов и дипломантов различных конкурсов и фестивалей). Дулова как консультант принимала участие в конструировании отечественной арфы. В 1964 по ее инициативе при Центральном доме работников искусств было создано Всероссийское общество арфистов. В 1973 ей была присуждена Государственная премия СССР, а в 1976 присвоено звание народной артистки СССР. В 1997 г. возглавила жюри Первого Московского Международного конкурса арфистов.

Иоганн Кристиан Бах (1735-1782).
Концерты для арфы

(исп.В.Дулова)




Она возродила к жизни неизвестные рукописи XVI- XIXв., отредактировала их, издала, исполнила и записала,произведения многих классиков XX в. впервые прозвучали в нашей стране в исполнении Веры Дуловой.

Музыка для арфы XVI-XXвв



(исп.В.Дулова)
(*комментарии к произведениям см.ниже)
А. Кабесон (1510—1566)
Павана и вариации

Ф. Палеро (XVI в.)
Романс

Л. Рибайя (XVII в.)
Хашас, испанский народный танец

Д. Б. Кардон (1760—1803)
Соната для арфы соло фа минор
1. Allegro
2. Rondo

Ф. Петрини (1744—1819)
Менуэт с вариациями

Г. Доницетти (1797—1848) А. Цабель (1835—1910)
Фантазия на тему оперы «Лючия ди Ламмермур»

0. Респиги (1879—1936) М. Гранжани (1891—1975)
Сицилиана

Г. Пьерне (1863—1937)
Экспромт-каприс

Ф. Ружечка (1746—1792)
Соната для арфы соло
1. Allegro moderato
2. Adagio
3. Allegretto

Г. Киршхофф (1685—1746)
Ария и Ригодон
Обработка М. Гранжани

П. Хиндемит (1895—1963)
Соната для арфы, соч. 1939 г.
1. Massig schnell
2. Lebhaft
3. Lied. Sehr langsam

Ж. М. Дамаз (p. 1928)
Сонатина для двух арф
1. Allegro
2. Andante
3. Presto
Наталья Шамеева, II арфа

Я. Л. Дюссек (1760-1812)
Большой концерт для педальной арфы в сопровождении двух скрипок и виолончели
до мажор, соч. 30
1. Vivace allegro assai
2. Rondo. Molto allegro
Игорь Солодуев - I скрипка, Петр Тарасевич - II скрипка, Юрий Лоевский - виолончель


http://intoclassics.net/news/2009-12-20-12227

*Пьесы испанских композиторов А. Кабесона, Ф. Палеро и Л. Рибайи относятся к XVI—XVII ве­кам и свидетельствуют о жанровом разнообразии арфовой музыки того времени, расцвете арфового исполнительства. Рукописи этих произведений обнаружил в одной из библиотек Мадрида изве­стный современный испанский арфист Никанор Савалета.

Жан Батист Кардон (1760—1803)—французский арфист, композитор и педагог, служил придвор­ным музыкантом в Париже. С 1790 года — арфист первого придворного оркестра в Петербурге, уча­стник придворного камерного ансамбля, высту­павшего на так называемых малых эрмитажах. У Кардона училась игре на арфе знаменитая русская крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Произ­ведения Кардона сыграли большую роль в разви­тии виртуозного арфового исполнительства. Среди его многочисленных сочинений — трио для арфы, скрипки и альта, изящная и радостная двухчаст­ная соната для арфы соло, а также одна из первых арфовых школ «Искусство игры на арфе» (1785).

Франц Петрини (1744—1819) немецкий арфист и композитор. С 1765 года служил придворным музыкантом в Шверине, с 1770 года жил в Пари­же, где преподавал игру на арфе. Ему принадле­жит целый ряд сочинений для арфы — 4 концерта, 8 сонат, вариации, дуэты, арфовая школа. «Менуэт с вариациями» Ф. Петрини был найден в библио­теке старинного французского замка в Гаржилезе профессором Пьером Жамэ, который сделал ре­дакцию этой пьесы.

Фантазия на тему оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» написана немецким арфистом Альбертом Цабелем. С 1854 года он жил в Петер­бурге, где играл в оркестрах Итальянской оперы и Мариинского театра. С 1862 года являлся профессором Петербургской консерватории по классу арфы. Фантазия написана в традициях концерт­ных пьес XIX века с использованием широких ар­педжио, флажолет, глиссандо и других колористи­ческих эффектов.

Отторино Респиги (1879—1936) известен как композитор и дирижер, в молодости выступал как скрипач-солист, играл в оркестре итальянской оперной труппы. Он автор многочисленных про­изведений различных жанров: опер, балетов, сим­фонических поэм, инструментальных концертов, ансамблей, песен. Респиги проявлял большой интерес к итальянской старинной музыке, сделал ряд транскрипций пьес Фрескобальди, Тартини, Витали, Вивальди и других композиторов. «Сици­лиана» является свободной обработкой лютневой музыки XVI века. Транскрипция для арфы выпол­нена современным французским арфистом и ком­позитором Марселем Гранжани.

«Экспромт-каприс» написан французским ком­позитором, дирижером и органистом Габриэлем Пьерне (1863—1937). Ему принадлежит ряд опер, кантат и ораторий. С 1890 года он занимал долж­ность органиста в одном из парижских соборов, в 1902—1932 годах выступал дирижером концертов Колонна.

Чешский композитор и дирижер Франтишек Антонин Ружечка (1746—1792) известен также под фамилией Рёслер (Розетти). Он служил конт­рабасистом, а затем капельмейстером в Эттингенской капелле, придворным капельмейстером в Людвигслюсте. Ружечке принадлежат Реквием, исполнявшийся в Праге в 1791 году в связи с кон­чиной Моцарта, 34 симфонии, оперы, инструмен­тальные концерты, оратории, камерные инстру­ментальные
ансамбли и пьесы. Для арфы он сочи­нил 6 сонат, музыка которых проникнута жизнерадостным настроением и требует от исполнителя филигранности техники, штрихов, оттенков.

Две пьесы — проникновенная Ария и живой ве­селый Ригодон (французский танец, вошедший в моду в конце XVII—XVIII веке) — написаны не­мецким композитором, современником Баха, Гот­фридом Киршхоффом (обработка для арфы Мар­селя Гранжани).

В творческом наследии Пауля Хиндемита (1895—1963) жанр инструментальной сонаты представлен сочинениями почти для всех инструментов симфо­нического оркестра, в том числе для тубы, тром­бона, контрабаса и т. д. Соната для арфы написана в 1939 году. Это программное произведение, соз­данное под впечатлением поэмы Л. Хёльти, отли­чается глубиной содержания, большой вырази­тельностью, стройностью и завершенностью формы.

Жан Мишель Дамаз (р. 1928) — современный французский композитор, дирижер и пианист, профессор Парижской консерватории. Является автором двух опер и двух балетов, симфонии, сим­фонических сюит, инструментальных концертов, ансамблей. Для арфы композитором написаны два концерта, ряд пьес и сонатина для двух арф. Со­натина — сложное по фактуре произведение, в котором изобретательно использован прием поли­ритмии.

Чешский композитор Ян Ладислав Дюссек (1760—1812) был известен также как органист и один из лучших пианистов своего времени. Рабо­тал органистом в различных городах Чехии и Ни­дерландов, а с 1784 года занимался, главным обра­зом, концертной деятельностью. В 1783 году Дюс­сек брал уроки композиции у Ф. Э. Баха в Гамбур­ге. Среди сочинений Дюссека свыше 50 инстру­ментальных сонат, концерты, ансамбли. Одно из оригинальных произведений композитора — Боль­шой концерт для педальной арфы в сопровожде­нии двух скрипок и виолончели, соч. 30 — ставит даже перед современными исполнителями доволь­но сложные технические и фактурные задачи.

https://oldthebest.blogspot.com/2018/03/xvi-xx-2lp-1976-c10-07581-4.html



Серия сообщений "Музыкальные инструменты":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments