Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Императорский Сад Ихэюань

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Императорский Сад Ихэюань

Летний императорский дворец ( Парк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады. 

 

                                  

Застекленная башня Летнего дворца

Парк неоднократно перестраивался, его общая площадь — около 290 гектаров. Расположенная в северной части парка гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу от горы озеро Куньминху — примерно три четверти.

Наряду с Версалем и Царским Селом, в историю мировой дворцово-парковой архитектуры китайский парк Ихэюань вошел как один из самых величайших шедевров. Пейзажный парк в Китае был изобретен философами, писателями и знатоками искусства, а не архитекторами и садоводами. Китайский мастер рассматривал сад не как естественный пейзаж, а как произведение искусства.

Более восьми веков назад император Циньской династии Вань Янь-лян начал строить роскошный парк, чтобы возвести в нем столь же роскошные храмы и дворцы.

Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз — Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведён холм Долголетия, на вершине которого выстроены несколько буддийских храмов.

Вдоль берега идет Длинный коридор, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор» — 728 метров. На стенах висит около 8 тысяч картин.

Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символов императорского могущества. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота — 30 миллионов лян серебра (937,500 кг).

Парк строился почти три столетия, и все это время подневольные мастера создавали искусственные озера, горы, пагоды, мосты, беседки и галереи. Он дополнялся все новыми и новыми сооружениями, и нынешний облик парка в основном определился к XVIII веку: сейчас в нем насчитывается более 500 разновременных и разностильных построек.


Парк Ихэюань относится к числу самых пышных и затейливо изощренных загородных дворцовых комплексов. Он расположен в западном пригороде Пекина на горе Ваньшоушань («Гора долголетнего отдыха») и в ее окрестностях. Нынешнее название горе дал император Цянь-лун — в честь дня рождения своей матери, а весь парк тогда назывался Цзиньиюань — «Парк чистейшей водяной зыби». Во время правления императоров Циньской династии на горе Ваньшоушань были возведены «Храм святого благоденствия» и за городный Летний дворец.


В планировке и художественном оформлении этого дворца-парка воплотился богатый опыт многих поколений китайских архитекторов, мастеров-садоводов и трудолюбивых резчиков по камню. Строители учли все особенности как в организации крупных дворцово-парковых ансамблей, так и в гармоничном равновесии между при родными стихиями — горами, водоемами, равнинами, нагромождением камней, а также между мощными архитектурными массивами и легкими декоративными постройками.


Важнейшими центрами пейзажного парка Ихэюань явились гора Ваньшоушань и озеро Куньминху («Озеро, подобное сиянию»). «Гора долголетнего отдыха» занимает почти одну четвертую часть всей территории парка, и на ее склонах сосредоточена большая часть дворцовых сооружений. Основная осевая линия, ведущая к вершине горы, начинается у озера пышной аркой-пайлоу, украшенной резьбой и росписью. Эта арка имеет пять пролетов и увенчана тремя керамическими крышами. От арки и восходит к верху анфилада дворцовых и храмовых зданий.

По склону горы свободно и живописно раскинулись самые разнообразные сооружения, а вместе с тем эта кажущаяся свобода подчиняется строгим канонам и правилам. Характерной чертой китайской архитектуры является следование правилам особой религиозной системы, применявшейся при выборе места для построек.

В основе этой системы лежит учение об атмосферных и вредных влияниях — фэн-шуй (ветер — вода). Поэтому все здания в Ихэюань по традиционным правилам фэн-шуй строго сориентированы по сторонам света, а их фасады обращены к югу.
                           

Дворцово-парковый ансамбль Ихэюань представляет собой «сады в саду». В первом саду — «Саду благоденствия и мира» — расположился зал Жэньшоудянь («Зал гуманного правления и долголетия»).

Зал гуманного правления и долголетия
Перед входом в него посетителей встречают бронзовые львы, фантастические драконы и фениксы — символы власти и могущества бывших китайских императоров. В XVIII веке «Сад благоденствия и мира» был и центром театральных представлений.
Углубляясь от этого сада на запад, тянутся павильоны, живописно расположившиеся на берегу озера, — «Зал магнолий», «Зал веселья и долголетия» и другие.


По берегу озера Куньминху, переливаясь красочным многоцветьем, изгибается знаменитая галерея Чонлан («Длинная галерея»). Она протянулась вдоль извилистого берега озера на 728 метров.


Начинается «Длинная галерея» на востоке «Воротами жаждущих увидеть Луну», а завершается на западе «Беседкой надписей на камне». Ярко-красные колонны галереи, сине-зеленые краски орнамента, украшающего резные балки, дополняются росписями с изображением пейзажей города Ханчжоу и озера Сиху, жанровых сцен и великолепной каллиграфией.


Галерея Чонлан состоит из 273 секций и разделяется четырьмя беседками, двухъярусные крыши которых с изогнутыми краями прячутся в густой хвое китайских сосен. В конце «Длинной галереи», на западном берегу озера, стоит одна из главных достопримечательностей парка Ихэюань — сияющий белизной Мраморный корабль. Когда смотришь на него издали, кажется, что корабль сейчас отчалит от берега и поплывет по озерной глади.

             


В 1860 году Пекин подвергся разграблению со стороны английских и французских войск, которые хотели наказать Китай за якобы несоблюдение им договорных обязательств по отношению к их странам. Иностранные войска оккупировали Пекин и стали уничтожать дорогие сердцу каждого китайца сокровища их древней культуры — храмы, дворцы и другие памятники. Так был почти полностью уничтожен парк Ихэюань — летняя резиденция правителей Поднебесной.

Летний дворец

После того как Летний дворец был сожжен англичанами, императрица Цы Си решила заново возвести его. Рассказывают, что она приказала собрать по всей стране три миллиона килограммов серебра, чтобы на эти деньги построить морской флот Китая. Но все собранные средства императрица истратила на сооружение в новой летней резиденции роскошных залов и беседок. И повсюду повелела написать иероглифы «долголетие», «гуманность» и «справедливость», надеясь этим обессмертить свое имя.

Терем Виньчань

Галерея Виньчань
После обновления императрицей Цы Си дворцового ансамбля парк и получил свое нынешнее название Ихэюань, которое переводится еще и как «Сад, творящий гармонию». Ихэюань, в котором китайскими мастерами наиболее полно разработаны и многообразно воплощены именно пейзажность и картинность, разворачивается перед посетителями, подобно живописному свитку.

Он предстает как образ земли с чередованием на ней времен года, поэтому садоводы разместили растения сообразно со временем их цветения. У «Павильона познания весны» в канун китайского Нового года цветет дикая слива, у «Зала магнолий» расцветают орхидеи и китайские магнолии — признаки наступающей весны.

                            

Пионы и лотосы символизируют богатство летнего цветения, а хризантемы возвещают о приходе осени. Вечно зеленый бамбук и сосна растут практически в каждом ансамбле парка, так как символизируют собой стойкость, неподвижный центр мироздания и несгибаемость сильной личности. Темные кипарисы и можжевеловые деревья — это знаки памяти, кото рые связывают сегодняшний день с прошлыми столетиями.


Интересными образцами каменной архитектуры феодального Китая являются мосты. Особой известностью в парке Ихэюань пользуется горбатый мост. Его высокая, красиво изогнутая арка вместесо своим отражением в воде образует кольцо. Во всю ширину моста расположена лестница для подъема и спуска.

Зал прослушивании иволги

Не менее изысканны в узорчатом убранстве парка Ихэюань извилистые дорожки, выложенные разноцветной галькой. Очень разнообразно и скульптурное украшение парка: это и мраморные скульптуры, и рельефная резьба на каменных балюстрадах, на которых изображены драконы, фениксы и львы; а также бронзовые изваяния четырех священных животных Поднебесной (дракон, тигр, единорог и черепаха).

Их обычно помещают в небольших двориках-садиках среди группы камней или на особом постаменте. Все элементы архитектурного убранства летней резиденции китайских императоров призваны удивлять и поражать необычностью своего художественного воплощения, неожиданностью, странностью и радостью.

                                                               Архитектурный ансамбль парка

                               

                              

Главный вход — Дунгунмэнь («Ворота к восточным дворцам»)

                           


Дворец Жэньшоудянь («Дворец доброты и долголетия»)

Дворец Дэхэюань («Дворец добродетелей и гармонии»)

 

Павильон Лэшоутан («Зал радости и долголетия»)

                           

Галерея Чанлан (самый длинный в мире расписанный коридор)— 728-метровый крытый переход, соединяющий важнейшие объекты Летнего дворца в Пекине. Построен при Цяньлуне в 1750 г., повреждён при боевых действиях 1860 г., восстановлен 26 лет спустя. Галерея разделена на 273 секции, содержащие пейзажи, батальные и жанровые сцены, которые иллюстрируют китайскую литературу, мифологию и историю. Общее количество сюжетов оценивается в 14 тысяч.


Дворец Пайюньдянь («Дворец заоблачных высей»)

                              

Храм Фосянгэ («Дворец воскуривания благовоний в честь Будд»)

Храм Чжихойхай («Море мудрости и разума»)

                                            

                                            

Павильон Баоюньгэ («Дворец драгоценного облака»)или Бронзовый павильон

Каменный корабль Цинъяньфан (Мраморная ладья)36-метровый озёрный павильон пекинского Летнего дворца. Построен в 1755 г. при императоре Цяньлуне в виде плывущей ладьи. Конструкция каменная, с традиционной надстройкой из дерева.

Разрушен по время Второй опиумной войны (1860), восстановлен 33 года спустя с добавлением зеркал и декоративных гребных колёс, имитирующих пароход. Восточнее ладьи протянулся Длинный коридор.

                                             
Арочный мост Шицикунцяо («Мост из 17 пролетов»)-— 36-метровый озёрный павильон пекинского Летнего дворца.


Мост Юйдайцяо («Нефритовый пояс»)— построенный в XVIII веке лунный мост, расположенный в Пекине на территории бывшего Летнего императорского дворца. Знаменит своей довольно высокой и тонкой аркой.

Мост Юйдайцяо является наиболее известным из шести мостов, расположенных в районе западного побережья озера Куньминху. Он был возведён в 1751—1764 годах, при императоре, правившем под девизом «Цяньлун», в стиле мостов, характерных для сельской местности Южного Китая. При строительстве использовался мрамор и другие строительные материалы белого цвета. На перилах моста выгравированы журавли и другие животные.

Форма арки была выбрана для моста для того, чтобы под ним могла проходить императорская лодка-дракон. Так как озеро Куньминху связано с одной из рек, то в некоторых случаях император и императрица отправлялись в путешествие на лодке-драконе, и ей приходилось проходить под этим мостом.

Уверена, нигде в мире нет ничего подобного по богатству парковых строений – галерей, теремов, башен, мостиков, беседок и прочих изысков садово-паркового искусства. ВЫ вместе со мной увидели нечто запредельно искусное: там, где в парке находится пристань, с которой нарядные джонки перевозят туристов на остров, стоит императорская джонка, выполненная в мраморе. И похожа она на двухэтажный особняк, который, разумеется, никогда с места не тронется.

Если в Древней Греции мерой прекрасного считался человек (и вся европейская цивилизация танцует от этого постулата), то китайцы основой и мерилом прекрасного считают природу, она для них эталон красоты, достойный поклонения и созерцания. Природу с самых древних времен воспевает китайская живопись, поэзия, этим же возвышенным чувством природы наделены и зодчие Китая. Для них главное заключается в умении найти красивое место для сооружения, связать его с окружающим пространством естественно и гармонично.

Восхитительно и неповторимо!!!

image (18) (800x600, 49Kb)

Серия сообщений "Китай":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments